Возрастные особенности детей (от одного года до 3-х лет)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 23:00, контрольная работа

Описание работы

Ранний возраст – это период с года до 3 лет. Социальная ситуация развития в раннем детстве представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях: ребенок-предмет-взрослый (Д.Б.Эльконин, Л.Ф.Обухова). Содержание совместной деятельности составляет освоение малышом социально выработанных способов употребления предметов.

Работа содержит 1 файл

Ранний возрас1.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

      складывается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи;

      формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;

      появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;

      возникает описательная речь;

      ребенок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;

      речь отражает опыт взаимодействия ребенка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;

      формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка и помогает усвоить социальный опыт.

в) Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Малыш в возрасте около полутора лет узнает изображенное на картинке. Он переживает бурные положительные или отрицательные эмоции в соответствии с содержанием изображенного. На третьем году жизни в действиях малыша наблюдается отсроченное подражание увиденному, что говорит о наличии достаточно сложного представления, об умении действовать на основе сформированного образа.

Одной из причин возникновения воображения является психологическая дистанция между ребенком и взрослым, ребенком и объектом его желаний. В игре малыш действует в условной воображаемой ситуации, но как взрослый, поскольку не может реально подражать всем привлекательным действиям старших (Г.Д.Кириллова).

Воображение в раннем возрасте требует внешней опоры на предметы и их признаки, оно связано с внешними действиями, с оперированием предметами, их обыгрыванием и в то же время с речью, со словами, которые обозначают действия и предметы.

Особенности развития воображения в раннем возрасте:

      складываются его предпосылки, представление и отсроченное подражание;

      воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов;

      воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними.

г) В раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнает предмет. Именно поэтому на втором году жизни малыш с удовольствием рассматривает картинки, фотографии, не обращая внимания на пространственное расположение изображенных предметов, например когда книжка лежит вверх ногами. Он одинаково хорошо опознает окрашенные и контурные объекты, а также объекты, раскрашенные в необычные цвета. То есть цвет не стал еще для ребенка важным признаком, характеризующим предмет.

Особенности восприятия в раннем возрасте:

      складывается новый тип внешних ориентировочных действий – примеривание, а позднее зрительное соотнесение предметов по их признакам;

       возникают представления о свойствах предметов;

      освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности;

      развитие фонематического слуха, необходимого для общения со взрослым, приводит к восприятию всех звуков родного языка.

д) В раннем детстве, когда ребенок учится ходить, расширяется его взаимодействие с окружающим миром. Для него становится доступным большее количество предметов. В связи с этим начинается новый этап в развитии памяти малыша. Он приступает к овладению предметными действиями в соответствии с назначением и функцией объектов, в зависимости от культурно-гигиенических навыков и основных движений. Движения ребенка становятся более точными, легкими, координированными, что обеспечивает малышу автономию от взрослого, расширение сферы самостоятельности. В этот период образ памяти уже более гибок и подвижен. У ребенка формируются представления об объектах, удаленности, размере, направленности движения, выполняемых действиях, событиях. Малыш узнает предмет вне связи с ситуацией, в которую он включен, идентифицирует его по важным признакам. Так, по предложению взрослого малыш показывает часы независимо от их пространственного расположения.

Подчеркнем особенности памяти в раннем детстве:

      обогащается содержание представлений;

      возрастает объем и прочность сохранения материала;

      появляется новый процесс памяти – воспроизведение;

      бурное развитие получает словесная память.

е) В раннем детстве, самостоятельно передвигаясь, действуя с объектами, малыш изучает их, выделяет их признаки. Установление связи между предметом и действием выступает предпосылкой практического решения задач. Задача возникает перед ребенком в практической деятельности и решается им с помощью предметных действий, ведь малыш еще не умеет действовать в плане представлений. Предметная деятельность через освоение ребенком соотносящих и орудийных действий создает возможности для того, чтобы малыш перешел от использования готовых связей и отношений к их установлению. То есть возникает наглядно-действенное мышление.

В мышление ребенка достаточно рано включается речь. На втором году жизни взрослый не только комментирует действия с орудием, но и фиксирует в сознании ребенка результат действия, ставит перед малышом проблемы. Все это придает мышлению известную целенаправленность и организованность. Под влиянием речи взрослых малыш быстрее переходит от случайных проб к результативным действиям. Овладение ребенком собственной активной речью значительно перестраивает процесс его мышления. У малыша возникают первые вопросы, направленные на установление скрытых связей и отношений, когда ребенок сталкивается с какими-то трудностями: почему машина не едет (сломалось колесо), почему карандаши рассыпаются (коробка "прохудилась). Вопросы свидетельствуют о том, что появляются некоторые представления о причинно-следственных связях. Более того, оформление вопроса в речи перестраивает весь процесс решения задачи, потому что теперь действия, приобретая осмысленный, разумный характер, подчиняются цели. Последняя состоит в том, чтобы найти ответ на вопрос. Постановке вопроса помогает на первых порах взрослый. Совместная постановка вопроса начинает предварять практическое решение задачи: “Что поломалось? Что мешает?” Таким образом, мышление приобретает элементы планируемости и критичности, которые получают дальнейшее развитие в дошкольном возрасте. В возрасте 1-3 лет начинают складываться мыслительные операции.

Особенности развития мышления в раннем детстве:

      мышление возникает и функционирует в предметной деятельности;

      освоение предметных действий подводит ребенка к самостоятельному становлению некоторых связей между целым и частью или двумя предметами;

      ребенок решает практические задачи с помощью орудийных и соотносящих действий, то есть с помощью наглядно-действенного мышления;

      включение речи в процесс решения малышом мыслительной задачи организует его, придавая целенаправленность;

      у ребенка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение, формируемые при освоении предметных, главным образом орудийных, действий;

      представление о результате и условиях действий говорит о зарождении наглядно-образного мышления у дошкольника.

        Кризис трех лет.

Кризис трех лет возникает в результате определенных достижений в личностном развитии ребенка и невозможности его действовать по освоенным прежде способам общения с другими людьми. Но именно переживания кризиса обостряют сензитивность ребенка к чувствам других людей, учат не только навыкам позитивного общения, но и навыкам приемлемых форм обособления себя от окружающих. Учат рефлексии на себя и других людей, умению сравнивать себя с другими людьми в ситуации общения в социальном пространстве, контролируемом принятыми в обществе правами и обязанностями, выражаемыми для детского сознания в столь значимых словах, как «можно» и «нельзя».

Первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса, — возникновение негативизма. Негативизм следует отличать от непослушания. При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что прелагают ему взрослые. Негативизмом Л. С. Выготский считает такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет что-нибудь делать только потому, что это предложил взрослый. Негативизм отличается от обычного непослушания тем, что ребенок не желает делать что-либо именно потому, что его попросили.

Второй симптом — упрямство. Упрямство следует отличать от настойчивости. Упрямство — такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал сам.

Третий симптом — строптивость. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни.

Четвертый симптом — своеволие, своенравие. В них заключено стремление ребенка к самостоятельности. Этого раньше не было. Теперь ребенок хочет все делать сам.

Второстепенное значение в характеристике кризиса трех лет имеют протест-бунт, обесценивание (игрушек и людей), деспотизм.

По мнению Л. С. Выготского, за этими симптомами угадывается как бы протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Кризис в его типических симптомах настолько очевидно носит характер бунта против

воспитателя, что это бросается в глаза всем исследователям, подчеркивает Л. С. Выготский.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использанной литературы:

 

1.      Шаграева О. А. «Детская психология»: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001.

2.      Урунтаева Г. А.  «Дошкольная психология»: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр “Академия”, 1999. – 336 с.

3.      Мухина В. С. «Возрастная психология»: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

4.      «Детская практическая психология»: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской./ – М.: Гардарики, 2003.

 

 

 



Информация о работе Возрастные особенности детей (от одного года до 3-х лет)