Возрастные кризисы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:35, доклад

Описание работы

Детские кризисы. Процесс развития ребенка, прежде всего, нужно рассматривать как процесс стадиальный. Большинство психологов делит детство на периоды. Самое существенное для детской психологии - это выяснение перехода от одной стадии (или периода) к другой.
Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические.

Работа содержит 1 файл

Возрастные кризисы-психология-реферат.docx

— 22.28 Кб (Скачать)

Доклад. Возрастные кризисы! 

Детские кризисы. Процесс развития ребенка, прежде всего, нужно рассматривать как процесс стадиальный. Большинство психологов делит детство на периоды. Самое существенное для детской психологии - это выяснение перехода от одной стадии (или периода) к другой.

Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические.

Во время  критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное  течение событий, как по темпу, так  и по смыслу совершающихся перемен. 

  1. КРИЗИС  НОВОРОЖДЕННОСТИ.

   Рождение - это, конечно, кризис, ведь родившийся ребенок попадает в совершенно новые  условия своего существования. Психоаналитики рождение называли травмой и считали, что вся последующая жизнь  человека носит печать пережитой  им при рождении травмы.

   Крик  новорожденного - это его первый вздох, здесь еще нет никакой  психической жизни. Переход от внутриутробной жизни к внеутробной - прежде всего перестройка всех физиологических механизмов ребенка. Он попадает в более холодную и светлую среду, переходит на новую форму питания и кислородного обмена. Происходящее требует периода приспособления. Признаком этого приспособления является потеря ребенком в весе в первые дни после рождения.

Когда кончается период новорожденности.

   Первичными  формами служат специфические выразительные  движения ребенка, которые для взрослых являются сигналами, приглашающими  их совершить какие-то действия по отношению  к ребенку, и таким первым выразительным  движением считается появление  у ребенка улыбки при виде человеческого  лица. Одни психологи полагают, что  это импринтинг, другие видят здесь  некоторую «социальную потребность». Улыбка на лице ребенка и является концом кризиса новорожденности. С этого момента у него начинается индивидуальная психическая жизнь (1,6 - 2,0 месяца). Дальнейшее психическое развитие ребенка есть прежде всего развитие средств его общения со взрослыми.  

  1. Кризис  первого года жизни

         Эмпирическое  содержание кризиса первого года жизни чрезвычайно просто и легко. Он был изучен раньше всех остальных  критических возрастов, но его кризисный  характер не был подчеркнут. Речь идет о ходьбе. К девяти месяцам ребенок становится на ножки, начинает ходить. Ребенок в раннем детстве - уже ходящий: плохо, с трудом, но все, же ребенок, для которого ходьба стала основной формой передвижения в пространстве. Само становление ходьбы и есть первый момент в содержании данного кризиса.

         Вместе  с этим расширяется пространство ребенка, он отделяет себя от взрослого. Появляется первое слово (речь). До года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся  конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются  основы речевых навыков. Дети сами закладывают  эти основы, стремясь установить контакт с  взрослыми с помощью плача, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.  

  1. КРИСИЗ  ТРЕХ ЛЕТ

  Для всех исследователей, изучавших кризис трех лет, очевидно, что главные изменения в этот период сосредоточены вокруг «оси Я». Их сути в психологической эмансипации Я ребенка от окружающих взрослых, которая сопровождается рядом специфических проявлений - упрямством, негативизмом и др. Новообразованием кризиса 3 лет называется также возникновение системы Я, появление «личного действия» и чувства «Я сам».

Кризис  трех лет относится к числу  острых. Ребенок неуправляем, впадает  в ярость. Поведение почти не поддается  коррекции. Период труден как для  взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса  трех лет:

1. Негативизм - реакция не на содержание  предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление  сделать наоборот, даже вопреки  собственному желанию.

2. Упрямство - ребенок настаивает  на чем-то не потому, что хочет,  а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным  решением.

3. Строптивость - она безлична, направлена  против норм воспитания, образа  жизни, который сложился до  трех лет. 

4. Своеволие - стремится все делать  сам. 

5. Протест-бунт - ребенок в состоянии  войны и конфликта с окружающими. 

6. Симптом обесценивания - проявляется  в том, что ребенок начинает  ругаться, дразнить и обзывать  родителей. 

7. Деспотизм - ребенок заставляет  родителей делать все, что он  требует. По отношению к младшим  сестрам и братьям деспотизм  проявляется как ревность.

Кризис  протекает, как кризис социальных отношений  и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция "Я сам". Ребенок познает различие между "должен" и "хочу".

     Если  кризис протекает вяло, это говорит  о задержке в развитии аффективной  и волевой сторон личности. У детей  начинает формироваться воля, которую  Э. Эриксон назвал автономией (независимостью, самостоятельностью). Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.

Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность.

   Эта сфера деятельности - в игре. Игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем "безопасным островом, где он может развивать  и апробировать свою независимость, самостоятельность" (Э. Эриксон). Становление такой системы Я, где точкой отсчета является достижение, полученное во взаимодействии с окружающим миром, знаменует собой переход к дошкольному детству, который А.Н. Леонтьев назвал «периодом фактического складывания личности». 
 

  1. КРИЗИС  СЕМИ ЛЕТ
 

   Школьный  возраст, как и все возрасты, открывается  критическим, или переломным, периодом. Давно замечено, что ребенок при  переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень - уже не дошкольник и еще не школьник. Идет осознание возможностей своих действий. На основе возникновения личного самосознания возникает кризис.

   Ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада, ребенок строит из себя шута. к семи годам возникает ряд сложных образований, которые и приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста.

  1. КРИЗИС  ТРИНАДЦАТИ ЛЕТ

   Это кризис социального развития, напоминающий кризис трех лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле.

Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир  разделены более, чем в иные периоды. Кризис относится к числу острых.

Симптомы  кризиса:

Наблюдается снижение продуктивности и способности  к учебной деятельности даже в  той области, в которой ребенок  одарен. Регресс проявляется, когда  задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять  так же, как и прежде, только механические задания.

   Это связано с переходом от наглядности  и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход  на новую, высшую ступень интеллектуального  развития. Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая  влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. На смену  конкретному приходит логическое мышление.

Второй  симптом кризиса – негативизм. Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом трех лет. Ребенок  как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

У мальчиков негативизм проявляется  ярче и чаще, чем у девочек, и  начинается позже – в 14-16 лет.

Личностные  кризисы одного года, трех и семи лет  имеют очень важное значение для дальнейшего развития ребёнка. Поэтому очень важно, чтобы взрослые с пониманием и терпением относились к ребёнку в это время. Для этого рекомендуется избегать крайностей в общении (нельзя всё позволять малышу или всё запрещать). Важно согласовать стиль поведения со всеми членами семьи. Нельзя оставлять без внимания то, что происходит с ребёнком, но при этом надо постараться объяснить ему, что у его родителей и других родственников есть другие дела кроме заботы о нём. И что в решении некоторых проблем он может помочь. Важно давать ребёнку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность. Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней (если её нет). Но при этом ребёнок должен всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого для него взрослого. При этом следует укреплять уверенность ребёнка в своих силах. Но надо помнить, что ребёнок в своём поведении и поступках подражает взрослым, и постараться подавать ему хороший личный пример. Однако всё это возможно только в том случае, если у ребёнка с взрослым (родителем) установлен тесный эмоциональный контакт. 

Информация о работе Возрастные кризисы