Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:35, доклад
Детские кризисы. Процесс развития ребенка, прежде всего, нужно рассматривать как процесс стадиальный. Большинство психологов делит детство на периоды. Самое существенное для детской психологии - это выяснение перехода от одной стадии (или периода) к другой.
Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические.
Доклад.
Возрастные кризисы!
Детские кризисы. Процесс развития ребенка, прежде всего, нужно рассматривать как процесс стадиальный. Большинство психологов делит детство на периоды. Самое существенное для детской психологии - это выяснение перехода от одной стадии (или периода) к другой.
Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические.
Во время
критических периодов ребенок за
очень короткий срок меняется весь
в целом, в основных чертах личности.
Это революционное, бурное, стремительное
течение событий, как по темпу, так
и по смыслу совершающихся перемен.
Рождение - это, конечно, кризис, ведь родившийся ребенок попадает в совершенно новые условия своего существования. Психоаналитики рождение называли травмой и считали, что вся последующая жизнь человека носит печать пережитой им при рождении травмы.
Крик новорожденного - это его первый вздох, здесь еще нет никакой психической жизни. Переход от внутриутробной жизни к внеутробной - прежде всего перестройка всех физиологических механизмов ребенка. Он попадает в более холодную и светлую среду, переходит на новую форму питания и кислородного обмена. Происходящее требует периода приспособления. Признаком этого приспособления является потеря ребенком в весе в первые дни после рождения.
Когда кончается период новорожденности.
Первичными
формами служат специфические выразительные
движения ребенка, которые для взрослых
являются сигналами, приглашающими
их совершить какие-то действия по отношению
к ребенку, и таким первым выразительным
движением считается появление
у ребенка улыбки при виде человеческого
лица. Одни психологи полагают, что
это импринтинг, другие видят здесь
некоторую «социальную
Эмпирическое содержание кризиса первого года жизни чрезвычайно просто и легко. Он был изучен раньше всех остальных критических возрастов, но его кризисный характер не был подчеркнут. Речь идет о ходьбе. К девяти месяцам ребенок становится на ножки, начинает ходить. Ребенок в раннем детстве - уже ходящий: плохо, с трудом, но все, же ребенок, для которого ходьба стала основной формой передвижения в пространстве. Само становление ходьбы и есть первый момент в содержании данного кризиса.
Вместе
с этим расширяется пространство
ребенка, он отделяет себя от взрослого.
Появляется первое слово (речь). До года
речь ребенка – пассивная: он понимает
интонацию, часто повторяющиеся
конструкции, но сам не говорит. Но именно
в это время закладываются
основы речевых навыков. Дети сами закладывают
эти основы, стремясь установить контакт
с взрослыми с помощью плача, воркования,
лепета, жестов, а затем и первых слов.
Для всех исследователей, изучавших кризис трех лет, очевидно, что главные изменения в этот период сосредоточены вокруг «оси Я». Их сути в психологической эмансипации Я ребенка от окружающих взрослых, которая сопровождается рядом специфических проявлений - упрямством, негативизмом и др. Новообразованием кризиса 3 лет называется также возникновение системы Я, появление «личного действия» и чувства «Я сам».
Кризис трех лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса трех лет:
1. Негативизм - реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.
2.
Упрямство - ребенок настаивает
на чем-то не потому, что хочет,
а потому, что он этого потребовал,
он связан своим
3. Строптивость - она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.
4. Своеволие - стремится все делать сам.
5.
Протест-бунт - ребенок в состоянии
войны и конфликта с
6. Симптом обесценивания - проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.
7.
Деспотизм - ребенок заставляет
родителей делать все, что он
требует. По отношению к
Кризис протекает, как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция "Я сам". Ребенок познает различие между "должен" и "хочу".
Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля, которую Э. Эриксон назвал автономией (независимостью, самостоятельностью). Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.
Следует
предоставить ребенку сферу деятельности,
где бы он мог проявлять
Эта
сфера деятельности - в игре. Игра
с ее особыми правилами и нормами,
которые отражают социальные связи,
служит для ребенка тем "безопасным
островом, где он может развивать
и апробировать свою независимость,
самостоятельность" (Э. Эриксон). Становление
такой системы Я, где точкой отсчета является
достижение, полученное во взаимодействии
с окружающим миром, знаменует собой переход
к дошкольному детству, который А.Н. Леонтьев
назвал «периодом фактического складывания
личности».
Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень - уже не дошкольник и еще не школьник. Идет осознание возможностей своих действий. На основе возникновения личного самосознания возникает кризис.
Ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада, ребенок строит из себя шута. к семи годам возникает ряд сложных образований, которые и приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста.
Это кризис социального развития, напоминающий кризис трех лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле.
Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды. Кризис относится к числу острых.
Симптомы кризиса:
Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания.
Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. На смену конкретному приходит логическое мышление.
Второй симптом кризиса – негативизм. Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом трех лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.
У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет.
Личностные
кризисы одного года,
трех и семи лет
имеют очень важное
значение для дальнейшего
развития ребёнка. Поэтому очень важно,
чтобы взрослые с пониманием и терпением
относились к ребёнку в это время. Для
этого рекомендуется избегать крайностей
в общении (нельзя всё позволять малышу
или всё запрещать). Важно согласовать
стиль поведения со всеми членами семьи.
Нельзя оставлять без внимания то, что
происходит с ребёнком, но при этом надо
постараться объяснить ему, что у его родителей
и других родственников есть другие дела
кроме заботы о нём. И что в решении некоторых
проблем он может помочь. Важно давать
ребёнку выполнять самостоятельно задания,
чтобы он почувствовал свою автономность.
Нужно поощрять его инициативу, побуждать
к ней (если её нет). Но при этом ребёнок
должен всегда чувствовать поддержку
и одобрение значимого для него взрослого.
При этом следует укреплять уверенность
ребёнка в своих силах. Но надо помнить,
что ребёнок в своём поведении и поступках
подражает взрослым, и постараться подавать
ему хороший личный пример. Однако всё
это возможно только в том случае, если
у ребёнка с взрослым (родителем) установлен
тесный эмоциональный контакт.