Возрастные кризисы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:42, задача

Описание работы

Кризис новорожденности является промежуточным периодом между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Данный период характеризуется тем, что в этом возрасте ребенок в основном спит. Поэтому, если бы рядом не было взрослых, он через некоторое время мог бы погибнуть. Взрослые окружают его заботой и удовлетворяют все его потребности: в еде, питье, тепле, общении, спокойном сне, уходе, гигиене и др.

Работа содержит 1 файл

ИДЗ № 2 психология развития.doc

— 63.00 Кб (Скачать)

Выполнила Порутчикова Юля, гр. ПЕДб – 202

ИДЗ № 2. Составить сравнительную  таблицу по теме «  Возрастные кризисы  на протяжении всего  жизненного цикла  человека»

Возрастные кризисы Авторы, изучавшие конкретный кризис Причины возникновения кризисов Характеристика проявления кризиса
Новорожденный

(1-10 дней)

Кризис  новорожденности– это непосредственно процесс рождения. Психологи считают его тяжелым и переломным моментом в жизни ребенка. 

 
 
Эльконин, Выготский
 
 
1) физиологические. Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод, воздушная среда, яркая освещенность, необходимость смены питания);

2) психологические. Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги.

 
 
Кризис  новорожденности является промежуточным  периодом между внутриутробным и  внеутробным образом жизни. Данный период характеризуется тем, что  в этом возрасте ребенок в основном спит. Поэтому, если бы рядом не было взрослых, он через некоторое время мог бы погибнуть. Взрослые окружают его заботой и удовлетворяют все его потребности: в еде, питье, тепле, общении, спокойном сне, уходе, гигиене и др.

Ребенок считается  не приспособленным к жизни не только потому, что не может удовлетворить свои потребности, но и потому, что у него пока нет ни одного сформированного поведенческого акта. Наблюдая за ним, можно заметить, что даже сосанию ребенка приходится учить. Отсутствует у него и терморегуляция, зато развит инстинкт самосохранения: приняв внутриутробную позу, он уменьшает площадь теплообмена.

    Период  новорожденности считается временем адаптации к новым условиям жизни: постепенно увеличивается время  бодрствования; развивается зрительное и слуховое сосредоточение, т. е. возможность сосредоточиться на зрительном и слуховом сигналах (подробно об этом см. 6.2); развиваются первые сочетательные и условные рефлексы, например на положение при кормлении. Идет развитие сенсорных процессов – зрения, слуха, осязания, причем оно происходит значительно быстрее, чем развитие моторики.

Младенчество (2 месяца – 1 год)

Кризис первого  года жизни.В это время развиваются зрение, восприятие, речь, память, мышление, происходит становление эмоциональных контактов с окружающими.

 
Э.Эриксон,

А.В.Запорожец, Д.Боулби

 
1)Увеличение возможностей ребенка

2)появление все большего количества новых потребностей.

 
Для этого времени характерен всплеск самостоятельности, а также появление аффективных реакций (ярких эмоциональных вспышек, таких как плач, крик, топание ногами, драки, кусание, отрицание). Такие  вспышки здесь выражаются как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая психологами автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме. Слова становятся многозначными и ситуативными (зависят от конкретной ситуации). Психическое развитие ребенка в этом возрасте происходит не только в усвоении разнообразных новых для него действий, но и в формировании качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и проявляет внутренние черты, которые определяют его поступки.
Раннее  детство. (1-3 года)

Кризис трёх лет

Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Э.Эриксон, Божович Во-первых, к 3 годам организм ребенка обычно достигает  достаточного развития для того, чтобы  малыш мог быть самостоятельным. Его  познавательные интересы также совершенствуются, отчего он становится "исследователем" окружающего мира, в том числе и своих собственных возможностей. Естественным следствием такого "созревания" становится желание все делать самому и протест против родительской помощи и запретов, как ограничений активности.

Во-вторых, считается, что именно в возрасте трех лет "рождается" личность ребенка. Конечно, его личность формировалась и в раннем детстве, но примерно в этот период ребенок психологически "отделяется" от родителей, осознает себя отдельным существом. И вот уже фраза "Я сам" надолго закрепляется в словаре ребенка.

Чтобы усилить свое "Я", малыш нуждается  в независимости, но основной конфликт этого возраста в  том, что одновременно с этим он продолжает быть зависимым и  отчаянно нуждается  в поддержке и  любви взрослых. Фактически, маленькому упрямцу больше всего надо, чтобы родители признали его самостоятельность и при этом продолжили любить и заботиться о нем.

В-третьих, взрослым важно помнить, что часто яркие  проявления нормального возрастного  кризиса трех лет связаны с  тем, что родители вовремя не заметили того, что ребенок вырос, что пора многое менять в общении с ним.

Данный кризис еще называется кризисом "Я сам". В ходе него происходит резкое индивидуально-психическое, но подчиненное общим законам  психоонтогенетического развития, обострение разнообразных личностно-средовых противоречий. Кризис трех лет, как правило, разрешается в ролевой игре, в освоении ребенком различных социально - деятельностных ролей, в умозрительном понимании им смысла разнообразного ролевого поведения (в том числе и относительно его "основной роли").
Первое  детство(4-7 лет)      
Второе  детство. (8-12лет) 

Кризис 6-7 лет

Выготский,

К.Н.Поливанова,

Л.И.Божович

В жизни ребенка наступает переломный момент. Возникает необходимость достаточно резкой смены игровой деятельности на учебную. Начинается довольно строгая регламентация по времени всего распорядка дня. На отдых как таковой времени почти не остается, очень большая доля нагрузки приходится на умственную работу.Открывается значение новой социальной позиции – позиции школьника. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет самосознание ребенка. Этот кризис, обычно, разрешается в процессах  организации социального взаимодействия, в формировании осознания личностных самооценок во взаимоотношениях с учителями, родителями и сверстниками в разных ситуациях общественного общения, социального научения, обучения в школе. Кризис шести-семи лет считается началом социального становления человека и первой вехой успешности и эффективности процесса его личностной социализации.
Подростковый  возраст(13-16 лет) 

Кризис подрасткового  возраста

Стэнли Холл,  

Э. Шпрангер

1)Перестройкой организма ребенка – половым созреванием (пубертатный период). 2)Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. 3)Появляются вторичные половые признаки (волосы на теле, растет грудь у девочек, ломается голос у мальчиков). 

Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, эмоциональный фон становится нестабильным. Поэтому может появляться раздражительность, даже агрессивность, бурные всплески энергии сменяются упадком сил.

Появляется чувство взрослости, родительский авторитет обесценивается. В семье возникают частые конфликты, нередко подросток реагирует протестом на любые попытки вмешаться в его жизнь. В это время ребенку уже хочется всего и сразу. Человек уже видит возможности, которые открыты перед ним, но фактически он еще не умеет управлять своим поведением, желаниями, он еще ребенок. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельным, равными с ними в правах.

Благодаря бурному  росту и перестройки организма  в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется  новый образ физического “Я”. Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости, возникает и отношение подростка к себе, как взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком.

Юношеский (17-21 год)

Кризис 17 лет

Э.Эриксон,

Л.С.Выготский

Резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительное напряжение. Новая жизненная ситуация требует адаптации. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности. Стрессовый  период, в котором определяется дальнейшая профессиональная деятельность. Приобретение практических умений, приспособление к коллективу взрослых и новым  требованиям оказываются в разной степени трудными для юношей и девушек с разным интеллектом и разными чертами характера. Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, а  у юношей – еще и перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п.  Это стрессовый период, в котором определяется дальнейшая профессиональная деятельность человека.
Молодость(22-25 лет)      
Взрослость. Средний возраст.

( с 26 до 64) 

Кризис среднего возраста

Дэн Джонс,

Элиот Джак,

Дэниел Левинсон

Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. 
Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. Именно с этим периодом обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.
Проблема смысла во всех своих вариантах, от частных до глобального – смысла жизни – может встать перед человеком с новой остротой в этом возрасте. Кризис среднего возраста - самая странная и страшная пора в психическом развитии человека. Многие люди (особенно творческие), не найдя в себе силы, и не обретя новый смысл жизни, просто уходят из нее. На этот период (после подросткового) приходится наибольшее число суицидов.
Кризис 40 лет Юнг,

Э. Клапаред

Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем (смысла собственного существования). Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. К этому добавляется изменение отношения со стороны коллег по работе: время, когда можно было считаться «подающим надежды», «перспективным», проходит, и человек чувствует необходимость «оплаты векселей».
Пожилой возраст(61-74 лет мужчины, 56-74 женщины)

Кризис пожилого возраста - кризис отказа от жизненной  экспансии.  

Н.Ф. Шахматов,

Ш.Бюлер

- люди перестают  работать — уходят на пенсию;

- они перестают  быть начальниками;

- они перестают  быть детьми - хоронят своих родителей;

- они перестают  быть родителями — их дети встают на ноги и заводят собственные семьи;

- они теряют  свои физические кондиции —  это тоже трудно принять в  себе;

- они меняют  свою сексуальную жизнь;

- они перестают  путешествовать — нет сил и  желания;

- они смиряются  с неизбежностью и близостью смерти.

В начале пятого десятилетия жизни (может чуть раньше или позже) человек проходит через  период критической самооценки и  переоценки того, что было достигнуто в жизни к этому времен, анализа  аутентичности образа жизни: решаются проблемы морали; человек проходит через неудовлетворенность брачными отношениями, беспокойство о покидающих дом детях и недовольство уровнем служебного роста. Появляются первые признаки ухудшения здоровья
Старческий  возраст

(75-90 лет женщины и  мужчины).

Кризис старости

Э.Эриксон,

Н.Ф. Шахматов

1. Низкий экономический статус, иногда нахождение за чертой бедности этой социальной группы.

2. Состояние здоровья людей этой возрастной категории обычно хуже, чем у молодых членов общества. Хронические болезни вынуждают их чаше обращаться к медицинской помощи. Практически отсутствует реабилитационная система.

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается  в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает человеку возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.

Информация о работе Возрастные кризисы