Возрастная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 12:02, реферат

Описание работы

Адаптация в первом классе - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение - появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни.

Работа содержит 1 файл

Адаптация в первом классе.docx

— 13.13 Кб (Скачать)

     Адаптация в первом классе - особый и сложный  период в жизни ребенка: он осваивает  новую социальную роль ученика, новый  вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение - появляются одноклассники, учителя и школа как большая  социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни.

     Период  адаптации ребенка к школе  может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной  программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем  больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок  адаптируется к новым условиям.

     Поступление ребенка в школу означает смену  его социальной позиции и влечет за собой ломку старых стереотипов  поведения и взаимоотношений  с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых  к нему учителем и родителями. Все  дети проходят период адаптации к  школе, даже те, которые имеют хорошую  предварительную подготовку. Этот период продолжается от 2-3 недель до 6 месяцев  и сопровождается ростом внутренней напряженности ребенка, повышением уровня тревожности и снижением  самооценки. При нормальном протекании школьной адаптации эмоциональное  самочувствие и самооценка стабилизируются, если же процесс адаптации ребенка  в I классе затруднен, может наблюдаться  деформация его личностного развития.

     Свидетельством  адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в соответствующей  деятельности, с другой - внутреннее состояние индивида, его эмоциональное  самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности.

     Традиционная  система образования не способна сегодня в полной мере обеспечить соответствующий уровень развития для детей, обладающих психофизиологическими  и интеллектуальными возможностями  для обучения и развития на более  высоком уровне сложности.

     Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, достичь определенного  уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует  определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.

     В последнее время, учитывая возрастающую психолого-педагогическую грамотность  родителей и учителей, все большее  внимание уделяется развитию личности ребенка, его моральному и психологическому благополучию, подготовке к школьному  обучению и адаптации к школе.

     Начало  школьного обучения практически  совпадает с периодом второго  физиологического криза, приходящегося  на возраст 7 лет (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов.

     Согласно  Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: "память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим" (Эльконин Д. Б). Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий.

Информация о работе Возрастная психология