Возрастная психология как предмет

Автор: u**********@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 18:09, реферат

Описание работы

Любопытно отметить, что если история интереса естествоиспытателей к изучению особенностей поведения детенышей животных насчитывает несколько столетий, на развитие психики младенца внимание ученых было обращено сравнительно недавно – меньше века тому назад. Еще в конце 19 столетия некоторые ученые воспринимали маленьких детей как маленьких животных, лишенных какой бы то ни было психической индивидуальности и способностей.

Содержание

Введение 3
Возрастная психология как научная дисциплина 4
Стратегии исследования и методы возрастной психологии 8
История. Разделы 11
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Работа содержит 1 файл

предмет возрастная психология.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

     В настоящее время разделами возрастная психология являются: детская психология, психология юности, психология. зрелого возраста; геронтопсихология.

     Возрастная психология стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий.

     Для возрастной психологии весьма существенны  дифференциально-психологические различия, к которым относятся половозрастные и типологические свойства индивида. Значительное число исследований строится на основе метода возрастных (поперечных) срезов: путем сравнения свойств выборок, отличающихся друг от друга по хронологическому возрасту. Определенными преимуществами перед сравнительно-возрастным методом обладают лонгитюдные (продольные) исследования, в которых развитие тех или иных психологических свойств прослеживается на одной и той же выборке на протяжении более или менее длительного периода онтогенеза.

     Особое  место в современной возрастной психологии занимает группа генетико-моделирующих методов, основанных на каузально-генетическом методе Л.С. Выготского. Изучение развития с помощью метода активного формирующего эксперимента (П.Я. альперин) и других обучающих методов ведется в процессе направленного воздействия на определенные свойства или стороны психического развития субъекта.

     К числу важнейших практических задач, стоящих перед возрастной психологией  относится создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития ребенка, организация оптимальных форм детской деятельности и общения, психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости. Возрастная психология составляет научное основание педагогической психологии.

 

Заключение

 

     Из  всего выше изложенного следует, что младенчество – период, когда  от малоподвижного образа жизни и  снотворного состояния ребенок  быстро развивается в подвижное  веселое дитя. Очень быстро он научается  устанавливать зрительный контакт  со взрослым, открывает зрительно свои руки, научается хватать предмет, а затем и манипулировать им. Он исследует, рассматривает окружающий мир в ближайшем пространстве; ощупывает предмет руками, тянет его в рот и знакомится с предметом таким младенческим способом; он прислушивается и ищет источник звука; он беспрестанно манипулирует всем, что попадет под руку. Он вступает в эмоциональные отношения с матерью и другими близкими взрослыми. Он начинает испытывать тревогу при виде незнакомого человека. Фактически от существа асоциального младенец быстро становится ребенком, способным реагировать на окружающих людей улыбкой, плачем, радостью, испугом – человеческими способами. При этом он начинает различать отдельные, часто повторяющиеся ситуации и проявлять себя определенным образом, он начинает различать слова, обозначающие предметы, и значимых людей.

     Таким образом, младенчество – период, когда  ребенок развивается в физическом, психическом и социальном плане  чрезвычайно быстро, проходя за короткое время колоссальный путь от беспомощного новорожденного с малым набором врожденных реакций до активного младенца, способного смотреть, слушать, действовать, решать некоторые наглядно воспринимаемые ситуации, взывать о помощи, привлекать внимание, радоваться появлению близких. 
 
 

      

Список использованной литературы

 
  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. / пер. с  англ.– С-П., М.:Университетская книга., 1998 г.
  2. Возрастная психология. Г.С.Абрамова – М.:Academia, 1999 г.
  3. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. В.С.Мухина - М.:Academia, 1999 г.
  4. Грейс Крайг. Психология развития./ пер.с англ. – С-П.:Питер – 2000 г.
  5. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.:Академический проект, 1999 г.
  6. Сатир В. Как строить себя и свою семью./ пер. с англ.- М.: Проспект, 1992 г.
  7. Физиология высшей нервной деятельности. Л.Г.Воронин – М.:Высшая школа,  1979 г.
  8. Что такое психология. Ж.Годфруа. / пер. с фр. – М.:Мир, 1996 г. Ч.I, II.

Информация о работе Возрастная психология как предмет