Возрастная психология как отрасль психологического знания. Предмет и задачи возрастной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:58, доклад

Описание работы

Возрастная психология – это одна из областей психологии. Предметами возрастной психологии являются изучение и формирование представлений о психическом развитии детей каждого возрастного этапа и переходе из одного возраста в другой. Составляются психологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей. Каждая возрастная стадия имеет свои неповторимые характеристики и внутренние условия развития. Возрастная психология занимается изучением динамики процессов психики.

Работа содержит 1 файл

Возрастная психология как отрасль психологического знания.docx

— 23.99 Кб (Скачать)

Возрастная  психология как отрасль  психологического знания. Предмет и задачи возрастной психологии.

   Возрастная  психология – это одна из областей психологии. Предметами возрастной психологии являются изучение и формирование представлений  о психическом развитии детей  каждого возрастного этапа и  переходе из одного возраста в другой. Составляются психологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей. Каждая возрастная стадия имеет  свои неповторимые характеристики и  внутренние условия развития. Возрастная психология занимается изучением динамики процессов психики. Для возрастной психологии интересно понятие «возраст», которое Л. С. Выготский описал как некий цикл в развитии человека, который имеет собственную структуру и динамику. В процессе каждого цикла развития происходят психологические и физиологические изменения, которые не зависят от индивидуальных отличий и присущи всем людям (учитывая норму их развития).

   Разделами возрастной психологии являются следующие:

   1) детская психология – отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности. Она занимается исследованием деятельности детей, особенностей этого процесса. Сюда входят детские игры, овладение трудовыми навыками, особенности обучения;

   2) психология юности – отрасль психологической науки, занимающаяся изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, исследованием жизненных позиций детей, их стремлений к самоопределению;

   3) психология зрелого возраста изучает закономерности механизмов развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, т. е. данный раздел возрастной психологии занимается изучением особенностей личности, характерных для данного периода, а также исследованием кризисов зрелого возраста;

   4) геронтопсихология – отрасль психологической науки, изучающая психические явления и процессы, связанные со старением организма, выявляющая инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости, исследующая условия личностной сохранности пожилых людей, психологическую помощь.

   Понятие «возраст» разделяют на психологический и хронологический. Хронологическим называют паспортный возраст, т. е. зафиксированную дату рождения. Он является неким фоном для процессов психического развития и становления человека как личности. Психологический же возраст не связан с датой рождения, его не определяет количество психологических процессов. Он зависит от внутреннего содержания, от того, какие чувства, стремления, желания испытывает человек.

Предметом возрастной психологии является возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.Теоретические задачи возрастной психологии - раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития.Объектом изучения возрастной психологии является ребенок, подросток, юноша и др. ,     

  1. Характеристика основных методов исследования в возрастной психологии (наблюдение, эксперимент)

Методами  исследования возрастной психологии являются:

   1) наблюдение;

   2) опрос;

   3) эксперимент;

   4) моделирование.

   Наблюдение  бывает внешним и внутренним. Внешнее  наблюдение осуществляется посредством  наблюдения за субъектом, а получаемые результаты фиксируются. Внутреннее наблюдение – это самонаблюдение, когда психолог исследует явления, происходящие в  его собственном сознании. Подобный метод используется вслучае возникновения ненадежных внешних факторов, влияющих на проведение исследования. Метод наблюдения предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения. По объективным внешне выраженным показателям психолог судит об индивидуальных особенностях протекания психических процессов, психическом состоянии ребенка, чертах его личности, темпераменте, характере. Характерная особенность метода наблюдения состоит в том, что изучение внешних проявлений психики человека происходит в естественных жизненных условиях. Наблюдения следует проводить систематически и по определенному плану, схеме или программе, что обеспечит наблюдателю изучение именно тех вопросов и фактов, которые он ранее наметил.

   Опрос проводят с целью изучить ответы на ряд задаваемых вопросов. Существует несколько разновидностей опросов: устный опрос и письменный опрос-анкета. Применяя тесты, получают количественный и качественный результаты. Есть два  вида тестов – это тест-опросник и тест-задание. В экспериментальном методе исследования для наиболее яркого проявления тех или иных качеств, необходимых для исследователя, ситуации создаются искусственно (в них и проходит эксперимент).

   В эксперименте экспериментатор проводит опыт, осуществляет наблюдение за психическими явлениями, процессами испытуемого. Если при наблюдении исследователь пассивно ждет проявления интересующих его психических  процессов, то в эксперименте он, не дожидаясь, пока наступят интересующие его процессы, сам создает необходимые  условия, чтобы вызвать эти процессы у испытуемого. Существуют две разновидности  эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Важное преимущество эксперимента заключается в том, что для контроля можно многократно повторять опыт, а также вмешиваться в протекание психических процессов. Экспериментатор может варьировать условия проведения опыта и наблюдать последствия такого изменения, что дает возможность находить более рациональные приемы в учебно-воспитательной работе с учащимися.

   Метод моделирования применяют в случае недоступности проведения иных методов  исследования. 

Характеристика  вспомогательных  методов исследования в возрастной психологии (анкетирование, беседа, тестирование). Правила разработки анкеты.

Беседа  - эмпирический  метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы.

Анкетирование - метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым).

Анализ  продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ  (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники).

Тестирование   -   диагностика   личностных   качеств с помощью тестов.

Психоаналитические  теории детского развития

Два открытия 3. Фрейда - открытие бессознательного и  открытие сексуального начала - составляют основу теоретической концепции  психоанализа.          В последней модели личности 3. Фрейд выделил три      основных компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» -наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов,      «бурлящий котел влечений», подчиняется принципу удовольствия. Инстанция «Я» следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира. «Сверх-Я» служит носителем моральных норм. Поскольку требования к «Я»      со стороны «Оно», «Сверх-Я» и реальности несовместимы,  неизбежно его пребывание в ситуации конфликта,      создающего невыносимое напряжение, от которого лич-     ность спасается с помощью специальных «защитных ме-ханизмов» -таких, например, как вытеснение, проекция, регрессия, сублимация. Все стадии психического развития 3. Фрейд сводит      к стадиям преобразования и перемещения по различным      эрогенным зонам либидозной, или сексуальной, энергии.        Оральная стадия (0-  год). Основной источник      удовольствия   сосредоточивается   на  зоне   активности, связанной с кормлением. Анальная стадия (-3 года). Либидо концентриру-     ется вокруг ануса, который становится объектом внима-     ния ребенка, приучаемого к опрятности.         Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует выс-     шую степень детской сексуальности. Ведущей эрогенной      зоной   становятся   генитальные  органы.   Сексуальность этой стадии предметна и направлена на родителей. Либи-дозную  привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд назвал эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек.

Латентная стадия (5-2 лет). Снижение полового интереса. Энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта.

Генитальная стадия  (2-8 лет).   По мнению 3. Фрейда, подросток стремится к одной цели - нормальному сексуальному общению, все эрогенные зоны объединяются.   Если осуществление нормального сексуального общения затруднено, тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыду-щих стадий.

Развитие   психоанализ   получил   в   работах  дочери 3. Фрейда - Анны Фрейд. Придерживаясь классической для  психоанализа структуры личности, в  инстинктивной ее части она выделила сексуальную и агрессивную составляющие. Детское развитие А. Фрейд рассматривает  как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности.

Когнитивная теория о детском  развитии. Представители. Содержание

Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших  периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур (см. упрощённую схему, данную в таблице). Сначала формируются сенсомоторные структуры - системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций - системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально - логических операций. Основной критерий -интеллект.- от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название "сенсомоторный").- от 2 до 7 лет дооперациональная стадия - мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья).- от 7 до 12 лет стадия конкретных операций – возникновение элементарного логического рассуждения.- от 12 лет - стадия формальных операций - формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме. 
Н.С начинает функционировать начиная с 8 недели  после оплодотворения. К моменту рождения все нервные клетки сформированы и не дополняются. Развивается только мозг, формирование к 6 годам. Развитие к 18. С 25 лет нервные клетки постепенно отмирают, после 40 отмирают активно. Процессы идут быстрее или медленнее в зависимости от образа жизни.  Нравственное развитие – способность выносить моральное суждение. Три уровня – преднравственный до 10 лет, ребенок судит о поступке по реакции взрослых, 2 конвекциональный с 10 до 13, ребенок ориентируется на принципы жизни других людей и на законы (частично). 3 Постконвекциональный с 13 до бесконечности человек судит о поступках по собственный критериям как подсказывает совесть. Нравственно развитие мужчин и женщин различается, женщины на семью и детей.

Теории научения. Представители. Содержание

Концепция социального  научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества. Представители этого направления считают, что наряду с классическим обусловливанием и оперантным научением существует также научение путем имитации, подражания.

Так, А. Бандура  считал, что награда и наказание  недостаточны, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Научение происходит через наблюдение, имитацию (подражание   авторитетным   образцам)   и   идентификацию (процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства или действия от другой личности, выступающей в качестве модели).

Известный американский психолог Р. Сире предложил принцип диадического анализа развития личности. Поскол ку действия каждого человека всегда зависят от другого и ориентированы на него, то многие свойства личности первоначально формируются в так называемых «диадических ситуациях». Он выделил три фазы развития ребенка:

- фаза рудиментарного поведения - основывает ся на врожденных потребностях и научении в'раннем младенчестве;

- фаза первичных мотивационных систем - основывается на научении внутри семьи (основная фаза социализации);

- фаза вторичных мотивационных систем - основывается на научении вне семьи.

По Р. Сирсу, центральный компонент научения - это зависимость, т. е. потребность ребенка, которую нельзя игнорировать.

Информация о работе Возрастная психология как отрасль психологического знания. Предмет и задачи возрастной психологии