Воздействие цвета на человека и его психику

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:16, реферат

Описание работы

При физическом воздействии речь идет о воздействии цвета на физиологию человека. Объективное воздействие цвета подтверждено экспериментальным путем и зависит от количества цвета, качества цвета, время воздействия, особенностей нервной системы, возраста, пола и других факторов.

Содержание

Физическое воздействие цвета.
Оптическое воздействие цвета.
Эмоциональное воздействие цвета.
Символика цвета.
Цвет и его место.

Работа содержит 1 файл

Воздействие цвета на человека и его психику.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

Зелёный цвет – болеутоляющий, гипнотический. Он влияет на нервную систему, снимая раздражительность. Бессонницу, усталость, понижает кровяное давление и поднимает тонус.

Голубой цвет – антисептический. Он эффективен при  воспалениях и нагноениях. Чувствительному  человеку голубой помогает больше, чем зелёный, но от его «передозировки»  возникают некоторая усталость  и угнетённость.

Оранжевый цвет стимулирует чувства и ускоряет пульсацию крови, не влияя при этом на кровяное давление. Он имеет сильное стимулирующее действие, создаёт чувство благополучия и веселья, но может утомить.

Жёлтый цвет оказывает стимулирующее воздействие  на мозг и поэтому эффективен при  умственной недостаточности.

Красный цвет обладает теплотой. Он стимулирует  мозг, эффективен при меланхолии, но в то же время легко оказывает  раздражающее воздействие.

Фиолетовый  цвет увеличивает выносливость ткани, воздействуя на сердце, лёгкие и  кровеносные сосуды.

Однако В.В. Кандинский отметил, что при более  высоком развитии это элементарное воздействие переходит в более  глубокое впечатление. Тогда можно  говорить о втором виде воздействия  цвета на человека.

Психическое воздействие цвета вызывает душевную вибрацию. Необходимо отметить связь между ассоциативными переживаниями, вызываемыми определённым цветом, и его значением в природе: «Например, красный цвет может вызывать душевную вибрацию, подобную той, какую вызывает огонь, так как красный цвет есть в то же время цвет огня. Тёплый красный цвет действует возбуждающим образом; такой цвет может усилиться до болезненной мучительной степени, может быть, также и вследствие его сходства с текущей кровью. Красный цвет в таком случае пробуждает воспоминание о другом физическом факторе, который, безусловно, болезненным образом действует на душу.»

Интересна следующая  классификация цветов по их психологическому воздействию на человека.

1. Стимулирующие (тёплые) цвета, способствующие  возбуждению и  действующие как  раздражители:

  • Красный – волевой, жизнеутверждающий;
  • Оранжевый – тёплый, уютный;
  • Жёлтый – контактирующий, лучезарный.

2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие  раздражение: 

  • Фиолетовый – углублённый, тяжёлый;
  • Синий – подчёркивающий дистанцию;
  • Светло-синий – уводит в пространство, направляющий;
  • Сине-зелёный – подчёркивает движение, изменчивость.

3. Пастельные цвета,  приглушающие чистые  цвета: 

  • Розовый – нежный, производящий впечатление некоторой таинственности;
  • Лиловый – замкнутый, изолированный;
  • Пастельно-зелёный – ласковый, мягкий;
  • Серовато-голубоватый – сдержанный.

4. Статичные цвета,  способные уравновесить, отвлечь от других  возбуждающих цветов:

  • Чисто-зеленый – требовательный, освежающий;
  • Оливковый – успокаивающий, смягчающий;
  • Желто-зеленый – обновляющий, раскрепощающий;
  • Пурпурный – изысканный, претенциозный.

5. Цвета глухих тонов,  которые не вызывают  раздражения (серые), гасят его (белые), помогают сосредоточиться  (черный).

6. Теплые темные  тона (коричневые), стабилизирующие  раздражение, действующие вяло, инертно:

  • Охра – смягчает рост раздражения;
  • Коричневый, землистый – стабилизирующий;
  • Темно-коричневый – смягчающий возбудимость.

7. Холодные темные  цвета, изолирующие  и подавляющие  раздражение: 

  • Темно-серые, черно-синие, темные – зелено-синие.

Следовательно, и физическое, и психическое воздействие  цвета во многом определяются личностными  характеристиками воспринимающего  человека. Индивидуальность восприятия цветовых композиций позднее была обоснована в работах немецкого психолога М.Люшера, который доказал, что состояние (содержание сознания, эмоциональность) реципиента в момент контакта с объектом может влиять на его отношение к одному и тому же цвету.

Выбор цвета  в рекламном обращении, а тем  более в фирменных константах не может зависеть от вкуса дизайнера. С одной стороны, это одно из простейших средств привлечения непроизвольного  внимания реципиента, с другой, сильнейший раздражитель, способный затруднить восприятие. И дизайнеру необходимо найти оптимальное решение этого противоречия. И тогда оно может быть самым неожиданным. Так, например, на изобилующих цветом полосах рекламного еженедельника скорее привлечет непроизвольное внимание читателя и будет легко воспринята черно-белая реклама, в которой цвет как таковой отсутствует. С этой точки зрения логично отказаться от использования цвета, в том числе и цветных иллюстраций, в изданиях с низким уровнем полиграфии. Качество бумаги, неточность совмещения могут значительно изменить цвет, возможно, придав обращению нежелательный подтекст.

Таким образом, кроме самостоятельного значения цвета, в  рекламе на его  выбор влияют следующие  факторы:

  • Создаваемый образ;
  • Психологические характеристики аудитории, которые зависят от ее социально-демографического состава;
  • Характер объекта рекламы;
  • Средства рекламирования и технология передачи цвета.

Воздействие цвета в рекламном  обращении будет  также зависеть от следующих обстоятельств  контекста:

  • Общего цветового фона и непосредственно контактирующих цветов;
  • Освещенности воспринимаемого обращения;
  • Его места расположения относительно воспринимающих систем человека.

Особенности психофизиологии восприятия определяют различную значимость зон чистого  листа. В искусствоведении продолжаются споры о том, можно ли сводить  сложный процесс восприятия картины к привычному восприятию текста: слева направо и сверху вниз. Одни считают, что это именно так, и доказывают свою точку зрения, анализируя зеркальное отражение картин известных художников, проводя эксперименты по восприятию фигур, расположенных в различных частях белого листа. Действительно, изображая последовательно происходящие события, художник расположит элементы композиции по горизонтали слева направо. Классический пример подобного решения – расположение «кадров» в комиксе. Одно и то же дерево, изображенное на двух листах, будет восприниматься по-разному. На одном – ближе, на другом – дальше от зрителя только потому, что в первом случае оно изображено у левого края, а во втором – у правого края листа, и для его «увидения» глазу необходимо пройти некоторое расстояние, затратить определенные усилия. Таким же образом был доказал условный приоритет верхней части листа над нижней. Противники этой точки зрения считают, что движение глаз зрителя картины подчинены задаче ее рассматривания, а не привычкам чтения вербального текста. Опыты А.Ярбуса доказали, что глаз находится в постоянном движении, общее направление которого диктуется построением сюжета картины Что же касается неоднородности белого листа, то сторонники этой точки зрения признают «тяжелый низ и легкий верх» только как предрасположение восприятия, или рефлекс на положение в раме картины.  
 
 
 

ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ      
 

 Начнём с аномалий цветовосприятия: Английский химик и физик Джон Дальтон обнаружил у себя странности цветовосприятия в возрасте 28 лет. В 1794 году он объявил миру, что некоторые люди, подобно ему, от рождения страдают частичной цветовой слепотой: не различают красную и зеленую краску. Офтальмологи назвали это явление по имени пациента-первооткрывателя дальтонизмом.  

Если  Вы не в ладах с различением цветов, на огорчайтесь, судя по отечественной печатной продукции Вам стоит попробовать себя в качестве дизайнера, полиграфиста или на худой конец цветокорректора. Многие художники были дальтониками, что не мешало им создавать шедевры изобразительного искусства. Самый известный пример - Врубель (?), предпочитавший серо-жемчужную гамму. Отсутствие в его палитре жизнеутверждающих оттенков красного и зеленого психологи долгое время объясняли мрачным складом характера живописца. Однако недавно ученые внимательно проанализировали цветовой состав картин Врубеля и пришли к однозначному выводу: дело не в пессимизме, а в дальтонизме! (спорный вопрос , см. иллюстрацию )   

Невероятный казус приключился с неким  художником. Он взялся копировать картину  Поля Гогена для одного весьма состоятельного заказчика, но тот неожиданно забраковал готовую работу. Полотно Гогена написано в красных тонах, а копия вышла в... коричневых! Тут-то и выяснилось: у автора дубликата нарушено восприятие цветов. Этот дефект стоил ему гонорара, но все же время было потрачено не зря. Картину вышедшую из-под его кисти, офтальмологи теперь используют как классический тест на дальтонизм. Не видите разницы между копией и оригиналом? Цветовое зрение не в порядке!

В принципе такой результат необязательно  свидетельствует о дальтонизме. Судовые врачи утверждают: пассажиры, подверженные морской болезни, в  качку становятся... временными дальтониками! То же самое может случиться, если вас укачало в самолете, автомобиле, на американских горках и иных аттракционах. Но чаще всего снижение цветовой чувствительности связано с общим и зрительным утомлением, когда в глазах рябит и все краски сливаются.  

 Чтобы  снять усталость, можно посетить  картинную галерею, полистать  альбом с репродукциями или  заняться домашним рукоделием: перебирая  разноцветные катушки ниток, вы  тренируете цветовое чувство.  Полезно рассматривать так называемые магические картинки, отыскивая в переплетении разноцветных точек изображения, спрятанные художником. После такого занятия зрительную усталость как рукой снимет: тогда и повторите тест. 

 Изучив  строение сетчатки, выстилающей  внутреннюю поверхность глаза, специалисты пришли к выводу: она представляет собой... кору головного мозга, только вынесенную за пределы центральной нервной системы и слегка модифицированную. Сетчатка снабжена 132 миллионами рецепторных клеток, играющих роль светочувствительных элементов: 125 миллионов палочек обеспечивают восприятие света и контрастность изображения, а 7 миллионов колбочек улавливают все цветовые нюансы. Палочки горазда чувствительнее колбочек, поэтому и работают преимущественно при малом освещении - в темное время суток. Однако различать краски они не способны: вот почему ночью все кошки серы. 

В клеточной  мембране каждой колбочки имеется фото-пигмент, чувствительный  к световым волнам определенной длины - лучам разного цвета. Самая длинная часть спектра стимулирует "красные" колбочки ( все оттенки от пурпурного до оранжевого), средняя - "зеленые" ( от изумрудного до желтого ), короткая - "фиолетовые" (от голубого до ультрамаринового). Когда все 3 вида клеток получают раздражение одинаковой силы, мы видим белый цвет. При хорошем освещении глаза могут четко различить до 10 миллионов оттенков, которые получаются при смешении трех основных красок! 

Способность улавливать тонкие переходы цветовой гаммы чрезвычайно развита у  художников. Ученые утверждают, что  задатками живописца от природы наделен каждый второй европеец: более 50% представителей белой расы обладают повышенной чувствительностью к красному цвету и поэтому видят гораздо больше его оттенков, чем китайцы или африканцы. Новорожденные дети лучше всего воспринимают желтый и зеленый цвета, а непревзойденные эксперты по мышиной окраске - кошки, различающие рекордное количество оттенков серого цвета, - 25! 

 Основных  цветов всего три, ( R -красный, G -зеленый, B - синий ) поэтому теорию цветового  зрения офтальмологи называют трехкомпонентной, а людей, хорошо различающих эти основные цвета, - нормальными трихроматами. У каждого человека со стандартным комплектом колбочек имеются индивидуальные особенности цветового восприятия, но нормальный трихромат никогда не спутает, скажем, красный с темно-зеленым : такая оплошность характерна лишь для пациента с нарушенным цветовым зрением. Когда отключаются функции одного вида фоторецепторов, изменяется восприятие всех других красок. Это объясняется тем, что "красные", "зеленые" и "фиолетовые" колбочки работают в тесном содружестве. Если исчезает один цвет, весь мир окрашивается иначе. Как? Это зависит от того, какие фоторецепторы пострадали.

Современные специалисты все реже называют дефекты  цветового зрения дальтонизмом. Они  используют более емкие термины, указывающие на конкретное расстройство. Например, пониженную чувствительность к одной из трех основных красок именуют цветоаномалией, а полную слепоту на соответствующий цвет - дихромазией, или анопией. 

Протаномалия, или протанопия ( от греческого "protos" - "первый", "an" - отрицательная приставка и "ops" -"глаз" ) - невосприимчивость к красному цвету. Именно этим дефектом зрения обладал Дальтон, для которого мир был раскрашен в серую и болотно-коричневую гамму. Румянец на щеках любимой девушки виделся ему зелеными пятнами. Хотите взглянуть на мир такими же глазами? Перечитайте "Волшебника Изумрудного города".  

Информация о работе Воздействие цвета на человека и его психику