Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:43, реферат
Экстероцептивные ощущения — сигнализирующие о различных характеристиках внешнего мира. Ощущения являются наиболее простой формой психологической деятельности. Они представляют собой продукт переработки центральной нервной системой раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Предметность восприятия — отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам этого мира.
Введение
Чем объяснить, что слепорожденные, прозревшие после удачно сделанной операции, вначале не различают ни формы, ни величины, ни удаленности предметов? Чтобы ответить на следующий вопрос нужно разобраться в следующих понятиях:
Восприятие — это отражение в сознании человека целостных комплексов свойств, предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав. Без ощущений невозможно восприятие.
Ориентировочная реакция — сложная реакция организма на новизну ситуации. Проявляется в повышении чувствительности анализаторов и мобилизации энергетических ресурсов организма.
Ощущения — простейшая форма психического отражения, свойственная и животному и человеку, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений.
Экстероцептивные ощущения — сигнализирующие о различных характеристиках внешнего мира. Ощущения являются наиболее простой формой психологической деятельности. Они представляют собой продукт переработки центральной нервной системой раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Предметность восприятия — отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам этого мира.
Константность —
это относительная
Основная часть
Чем объяснить, что слепорожденные, прозревшие после удачно сделанной операции, вначале не различают ни формы, ни величины, ни удаленности предметов?
Прозревший человек сначала воспринимает окружающий мир как просто ослепительный блеск, как странное сочетание цветовых и световых пятен. Цвета находятся на некотором расстоянии от глаз, пространственно они слиты друг с другом; с трудом различаются пятна и по глубине. Правда, сами цвета разделяются между собой сразу. Человек воспринимает не объект в пространстве, а объект вместе с пространством — эти два понятия для него еще не разделены.
Зрение — это «бессознательное умозаключение», — эти слова принадлежат знаменитому немецкому физиологу конца XIX века Герману фон Гельмгольцу. Зрение представляет собой часть мыслительной деятельности. Очевидно, можно назвать эту часть зрительным мышлением. Наверное, зрительное мышление является относительно простой частью мыслительной деятельности, однако ему свойственны многие характерные черты мышления, такие, как способность делать выводы, ассоциативность.
Глаз человека отличается
высоким развитием нервных
При непрерывном и длительном воздействии какого-либо раздражителя соответствующие рецепторы приспосабливаются к нему, вследствие чего начинает снижаться интенсивность нервных возбуждений, передаваемых от рецепторов к коре, что и лежит в основе адаптации. Благодаря адаптации ощущения, бывшие резкими и сильными при первоначальном раздражении рецептора, при непрерывном действии того же раздражителя ослабевают и могут даже совсем исчезнуть. В отдельных случаях адаптация выражается, наоборот, в повышении чувствительности.
Адаптация особенно проявляется в сфере зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса и свидетельствует о большой пластичности организма, его приспособлении к условиям среды.
Известны два механизма приспособления глаз к рассматриванию предметов на разных расстояниях (связанные с изменениями напряжения мышц глаза): аккомодация и конвергенция глаз. Аккомодация заключатся в изменении кривизны хрусталика. При рассмотрении близких предметов происходит его утолщение, при рассматривании удаленных он делается более плоским. А аккомодация — это приспособление функций организма к специфике объектов. Для познавательного развития аккомодация есть процесс приспособления индивида к разнообразным требованиям, которые перед ним выдвигаются объективным миром.
Активное, рабочее поле зрения у недавно прозревших людей мало и чтобы узнать объект, его надо «составить» в памяти из отдельных мелких частей. Очень трудным является любое обобщенное восприятие. Поэтому после операции первое время не могут осмысливать то, что видят, пока не научатся при помощи ощупывания предметов осознавать показания органа зрения. Такие люди на первых порах не узнают с помощью зрения знакомых предметов. Известен случай, когда прозревший человек, которому показали бутыль и попросили определить, что это такое, ответил: «Не знаю. Вполне возможно, что это лошадь». Другой, увидев геометрические тела (куб, шар, пирамиду), никак не мог понять, что это такое, пока не определил их путем ощупывания. После образования связи между зрительными и осязательными ощущениями зрительное узнавание стало возможным.
Восприятие пространственно-
Уже в акте восприятия
всякий предмет приобретает
Восприятие представляет собой при ближайшем рассмотрении совсем не простой и удивительный процесс объяснения внешних закономерностей за счет внутренних механизмов, процесс, который образно говоря, проявляется в ежесекундном созидании мира из хаоса пятен и цветов.
Таким образом, восприятие - это активный процесс, на характер протекания которого влияет не только деятельность перцептивной системы, но и внутренние характеристики субъекта.
Ощущения и возникающие на их основе восприятия составляют чувственную основу познания. Это ступень чувственного отражения действительности, когда знания о мире непосредственно связаны с воздействием предметов на органы чувств. Для ощущений характерно отражение отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Профессор бионики Эдинбургского университета Ричард Грегори рассказывает о судьбе человека, который до 52 лет был слепым, причем вел активную жизнь — ездил, правда, с помощью, на велосипеде, работал в саду, мастерил несложные вещи. Вначале, в первые дни после операции этот человек быстро начал осваиваться в новом, зрительном окружении, восстановление зрения шло быстро и он был в восторге. Однако со временем энтузиазм и восхищение постепенно отступали и заменялись депрессией. Видеть было трудно. Особенно трудно было увидеть те предметы, которые он не мог ощупать. И только когда он смог ощупать его руками, он сказал: «Теперь, когда я его ощупал, я его вижу».
Использование прошлого тактильного опыта, как, оказалось, имело огромную, может быть, решающую роль. Так же важную роль играет образование и общая активность человека. Наблюдения за деятельностью слепорожденных людей, прозревших после удачной операции, свидетельствуют, что правильность восприятия величины и формы предметов зависит не только от зрения.
Прозревшие люди не сразу научаются лишь с помощью зрительного восприятия определять величину и форму предметов. Вначале они затрудняются отличить шар от круга, четырехугольный предмет от треугольника, не могут определить расстояние до предмета.
Таким образом, становится
ясно, что умение видеть, которым
виртуозно владеет каждый здоровый
человек, на самом деле является результатом
работы очень и очень непростых
механизмов восприятия и интерпретации
паттернов цвета, света и тени,
попадающих на наши глаза. Именно по этому,
многие прозревшие люди в дальнейшем
после долгого и трудного обучения
отказываются от зрения и переходят
к прежнему образу жизни.
Заключение
В первые дни после операции слепорождённые видят только одно нерасчлененное световое поле, которое, как им кажется, касается их глаз. Лишь постепенно, путем образования зрительно-двигательных ассоциаций, они начинают различать величину, форму и удаленность предметов. При этом сначала все это делается несовершенно, так что они, например, долгое время не отличают круг от шара, треугольник от пирамиды, и требуется много усилий, чтобы научиться оценивать значение теней и перспективы как показателей удаленности предметов. По мере того как восстанавливаются связи между клетками сетчатки и клетками мозга - развивается зрение.
То есть зрительное
ощущение, как таковое, - это сам
факт зрительного восприятия без
учета сопутствующего ему опыта
мышления.
Человек ориентируется во внешнем мире,
прежде всего, на основе восприятия предметов.
Восприятие величины и формы предметов
осуществляется, следовательно, при
сложном сочетании зрительных, осязательных
и мускульно-двигательных ощущений. Поэтому
слепорождённым после удачно сделанной
операции сложно научиться видеть, у них
не было опыта, а активного, рабочего поля
зрения мало, отсутствовал зрительный
сенсорный процесс.
Список литературы:
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу Г18 «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.
2. Психология и педагогика:
Учеб. пособие для тех. вузов/В.М. Кроль.
— 2-е изд., перераб. и доп. — М.; Высш. шк.,
2003.—325 с.