Восприятие,виды и свойства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:39, реферат

Описание работы

Восприятие – это форма познания действительности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Работа содержит 1 файл

восприятие.docx

— 49.27 Кб (Скачать)

Все теории восприятия движения могут быть разбиты на две группы. Первая группа теорий выводит восприятие движения из элементарных, следующих  друг за другом зрительных ощущений отдельных  точек, через которые проходит движение, и утверждает, что восприятие движения возникает вследствие слияния этих элементарных зрительных ощущений (В. Вундт).

Теории второй группы утверждают, что восприятие движения имеет специфическое  качество, несводимое к таким элементарным ощущениям. Представители этой теории говорят, что подобно тому, как, например, мелодия не является простой суммой звуков, а качественно отличным от них целым, так и восприятие движения несводимо к сумме составляющих это восприятие элементарных зрительных ощущений.

Основным принципом, регулирующим восприятие движения, является осмысление ситуации в объективной действительности на основе всего прошлого опыта человека.

 

Наиболее элементарными  формами являются процессы восприятия длительности и последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные  под названием «биологических часов». К ним относятся ритмические  процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Например, чередования сна и отдыха.

 

 

С другой стороны, мы воспринимаем время при выполнении какой-либо работы, т.е. когда происходят определенные нервные процессы, обеспечивающие нашу работу. В зависимости от длительности этих процессов, чередования возбуждения  и торможения, мы получаем определенную информацию о времени.

Оценка длительности времени зависит и от эмоциональных переживаний. Если события вызывают положительное отношение к себе, то время кажется быстро идущим. И наоборот, негативные переживания удлиняют временной отрезок.

 

 

15

Характерной особенностью времени  является его необратимость. Мы можем  вернуться к тому месту пространства, откуда мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло. Благодаря этому мы воспринимаем течение времени, устанавливая, в свою очередь, для этого объективный порядок необратимой последовательности событий. Причем этот порядок мы устанавливаем на основе причинных зависимостей следования одних событий за другими.

Поскольку время – направленная величина, вектор, однозначное его  определение предполагает не только систему единиц измерений (секунда, минута, час, месяц, столетие), но и постоянную отправную точку, от которой ведется  счет. В этом время радикально отличается от пространства. В пространстве все точки равноправны. Во времени должна быть одна привилегированная точка.

Естественной отправной  точкой во времени является настоящее, которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее  будущее. Оно одно как будто непосредственно  дано как нечто наличное; от него взор направляется в прошлое и  будущее.

Таким образом, в восприятии времени человеком необходимо выделить два аспекта: субъективный и объективно-условный. Субъективный аспект связан с нашей  личной оценкой проходящих событий, что, в свою очередь, зависит от заполненности данного временного периода событиями, а также их эмоциональной окрашенности.

Объективно-условный аспект связан с объективным течением событий  и чередой условно-договорных точек  отсчета, или интервалов времени. Если первый аспект отражает наше ощущение времени, то второй аспект помогает нам  ориентироваться во времени.

 

Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия. Иллюзии наблюдаются  в любых видах восприятия (зрительных, слуховых и др.). Природа иллюзий  определяется не только субъективными  причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т.п., но и физическими факторами и  явлениями: освещенность, положение  в пространстве и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

Законы восприятия

 

Восприятие человека, в  задачу которого входит формирование правильных образов окружающей действительности, подчиняется определенным законам. Многие факты указывают на большую  роль, которую в восприятии играют движения, причем это относится в  основном к главным видам восприятия: зрительному, слуховому, осязательному. Без движения внешних органов  чувств или заменяющего его внутреннего  движения формирование адекватного  образа, по-видимому, не происходит, причем характер движений, совершаемых в  перцептивной системе, играет важную роль в точном определении реальной картины воспринимаемого нами мира. Много полезного в понимание связанных с движениями психофизиологических механизмов восприятия внес русский физиолог И.М. Сеченов. Он напрямую связал их с работой мышечной системы. Расстояние до предметов, их глубина и высота, пути и скорости движения, писал И.М. Сеченов, все это продукты «мышечного чувства», т.е. ощущений, поставляемых в мозг работающей мышцей. То же мышечное чувство, являясь дробным в прерывистых периодических движениях, становится измерителем времени Скорость сокращения мышц, связанных с органами слежения за предметом, вид сокращаемых мышц могут передавать информацию о характере движений самого объекта. Следовательно, первый и основной закон восприятия состоит в его непосредственной связанности с работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах.

Другой важный закон восприятия состоит в относительной устойчивости уже сформировавшихся образов, в  особенности тогда, когда их функционирование связано с мышлением.

Для того чтобы восприятие было правильным, необходимы постоянные упражнения и непрерывный приток в центральную нервную систему  информации, корректирующей неверно  складывающийся образ. Д. Бом делает следующий вывод: «Общие структурные элементы «настройки», установившиеся в мозгу с раннего детства, имеют тенденцию распадаться, когда им не приходится сталкиваться с окружением, обладающим соответствующей структурой». Подобного рода настройка на внешний мир, которая у взрослого человека поддерживается благодаря постоянно воздействующей на его органы чувств стимуляции, создается и развивается с детства.

 

Вопрос о том, какое  влияние на наше восприятие оказывает  внешний мир и внутренний опыт, давно обсуждается учеными, но окончательного ответа на него пока не получено.

 

 

17

Со времени английского  философа и психолога Дж. Локка, который одним из первых заинтересовался данной проблемой, было предложено много концепций восприятия. Одна из них получила название нативистской (от слова «натура» – природа). Согласно ей восприятие выводится из якобы существующих у человека от природы «способностей ума». Другая теория утверждает, что формирование образов является результатом научения, мышления и опыта. Наш мозг постепенно накапливает информацию о мире в виде следов памяти, в форме умственных установок, общих идей, понятий. Они непосредственно влияют на восприятие, определяя содержание, смысл и характер складывающихся образов.

Восприятие надо рассматривать  как интеллектуальный процесс, связанный  с активным поиском признаков, необходимых  и достаточных для формирования образа и принятия решений. Последовательность актов, включенных в этот процесс, можно  представить себе следующим образом:

1. Первичное выделение  комплекса стимулов из потока  информации и принятие решения  о том, что они относятся  к одному и тому же определенному  объекту.

2. Поиск в памяти аналогичного  или близкого по составу ощущений  комплекса признаков, сравнение  с которым воспринятого позволяет  судить о том, что это за  объект.

3. Отнесение воспринятого  объекта к определенной категории  с последующим поиском дополнительных  признаков, подтверждающих или  опровергающих правильность принятого  гипотетического решения.

4. Окончательный вывод  о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не  воспринятых свойств, характерных  для объектов одного с ними  класса.

Из всего того, что уже  было сказано о восприятии, следует, что оно изменяется под влиянием условий жизни человека, т.е. развивает

 

 

 

 

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

Заключение

Восприятие - процесс активный. Направляясь первоначально только внешними воздействиями, деятельность человека постепенно начинает регулироваться образами. Восприятие развивается в  оптимальных условиях: когда взаимодействие со средой качественно разнообразно и количественно достаточно, тогда  организуются полноценные способы  анализа объекта и синтезируются  системы признаков для построения адекватных образов внешней среды. Недостаточность в раздражителях и тем более информативный голод не позволяют восприятию выполнять свои функции и обеспечивать правильную и надежную для нас ориентировку во внешней среде.

Образ индивидуален, он принадлежит  внутреннему миру данного человека, поскольку избирательность восприятия, при формировании конкретного образа, направляется его личными интересами, потребностями, мотивами и установками, это и определяет уникальность и  эмоциональную окраску образа. Формирующиеся  в процессе восприятия образы обладают качествами, которые позволяют регулировать целесообразное поведение.

Основные свойства образа - константность, предметность, целостность, обобщенность - свидетельствуют об определенной независимости его  от изменения условий восприятия в конкретных пределах: константность - от изменений физических условий  наблюдения, предметность - от разнообразия фона, на котором воспринимается объект, целостность - от искажения и замены частей фигуры, обобщенность - от вариаций свойств объектов в границах данного  класса. Можно сказать, что обобщенность - это константность внутри класса, целостность - структурная константность, а предметность - семантическая константность.

Важно то, что мы можем  полагаться на сформированные у нас  навыки и способы восприятия исключительно  в рамках тех условий, в которых  они вырабатывались, то есть допустимо  рассчитывать на адекватность, точность и надежность нашего восприятия, только находясь в привычной среде обитания.

За ее пределами будут  возникать закономерные ошибки восприятия и даже иллюзии, и неадекватность будет сохраняться до тех пор, пока восприятие не подстроится к  новым условиям с помощью обратной связи.

 

 

19

Таким образом, наше восприятие окружающего - результат истолкования сигналов, улавливаемых антеннами, настроенными на внешний мир. Эти антенны - наши рецепторы; глаза, уши, нос, рот и  кожа. Мы чувствительны также к  сигналам из нашего внутреннего мира, к мысленным образам и к  воспоминаниям, хранящимся в памяти на более или менее сознательном уровне.

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

Список литературы

1. Немов Р.С. «Психология» Учеб. Для студентов высш. Пед. заведений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.

2. Грановская Р.М. «Элементы практической психологии». - СПб.: Свет, 2000.

3. Маклаков А.Г. «Общая психология» - СПб.: Питер, 2000.

4. Рубинштейн С.Л. // Основы общей психологии: В 2т. - Т. II. - М., 1989.

5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. // Атлас по психологии. - М.: Пед. общество России, 1999

 6. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст] / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2000. – 432 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

 

 

 


Информация о работе Восприятие,виды и свойства