Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 22:27, реферат
Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами.
Введение 3
1. Определение восприятия 5
2. Основные свойства восприятия 7
3. Виды восприятия 11
4. Восприятия времени, пространства и движения 13
5. Восприятие и представление 15
Заключение 18
Список используемой литературы 19
Представление, так же как и восприятие, имеет собственные характеристики. Эти характеристики определяются как тем, что эти образы возникают в сознании при отсутствии внешних раздражителей в момент их появления и существования, так и теми закономерностями, которые определяют хранение любого материала в памяти. У большинства людей представления имеют следующие характеристики.
Пространственно-
б) отделенность фигуры от фона: в представлении фигура может существовать отдельно от фона и наоборот;
в) неточность воспроизведения размеров объекта, числа его элементов, а также его схематизация;
г) искажение длительности временных интервалов: чем более заполнен событиями был реальный отрезок времени, тем более длительным он представляется.
Модальность представлений. Именно модальность представлений позволяет отнести их к чувственным образам, хотя и вторичным. Преобладание той или иной модальности в представлениях у конкретного человека можно определить с помощью теста Бетса. Для этого человеку нужно предложить представить себе перечисленные ниже образы и оценить по 5-балльной шкале степень их живости:
Интенсивность представлений. У подавляющего большинства людей представления гораздо менее яркие, чем образы, возникающие при непосредственном восприятии объектов и ситуаций. Встречаются, однако, люди с очень яркими, насыщенными представлениями, например люди с эйдетической памятью.
Фрагментарность. Эта характеристика говорит о том, что в представляемом образе объекта, как правило, отсутствуют какие-то его стороны, части или черты.
Неустойчивость. Образ объекта в представлении обладает своеобразной текучестью, он как бы мерцает, постоянно слегка меняя свою форму и окраску.
Обобщенность.
Обобщенность представления является
одной из наиболее важных его характеристик.
Уже на уровне представления при создании
вторичного образа объекта осуществляется
процесс обобщения, который при формировании
понятий выходит на передний план. В представлении
мы вполне можем воссоздать образ «розы
вообще» — вызвать конкретный образ розы,
в котором в то же время будут отсутствовать
высокоиндивидуализированные черты и
будут представлены наиболее характерные
особенности данного объекта. Именно процесс
обобщения лежит в основе формирования
понятий — основных элементов человеческого
мышления.
Заключение
С точки зрения исследователя, размышляющего над способностью человека через ощущения строить целостные картины мира (зрительные, слуховые, тактильные и пр.), восприятие — это качественно новый процесс и уникальная способность организма фокусировать символику наших ощущений в интегративные образы вещей, явлений, событий.
Восприятие
– процесс активный. Направляясь
первоначально только внешними воздействиями,
деятельность человека постепенно начинает
регулироваться образами. Восприятие
развивается в оптимальных
Образ индивидуален, он принадлежит внутреннему миру данного человека, поскольку избирательность восприятия, при формировании конкретного образа, направляется его личными интересами, потребностями, мотивами и установками, это и определяет уникальность и эмоциональную окраску образа. Формирующиеся в процессе восприятия образы обладают качествами, которые позволяют регулировать целесообразное поведение.
Основные свойства образа – константность, предметность, целостность, обобщенность – свидетельствуют об определенной независимости его от изменения условий восприятия в конкретных пределах: константность – от изменений физических условий наблюдения, предметность – от разнообразия фона, на котором воспринимается объект, целостность – от искажения и замены частей фигуры, обобщенность – от вариаций свойств объектов в границах данного класса. Можно сказать, что обобщенность – это константность внутри класса, целостность – структурная константность, а предметность – семантическая константность.
Важно
то, что мы можем полагаться на сформированные
у нас навыки и способы восприятия
исключительно в рамках тех условий,
в которых они вырабатывались,
то есть допустимо рассчитывать на
адекватность, точность и надежность
нашего восприятия, только находясь в
привычной среде обитания. За ее
пределами будут возникать
Список
используемой литературы