Восприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 22:27, реферат

Описание работы

Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами.

Содержание

Введение 3
1. Определение восприятия 5
2. Основные свойства восприятия 7
3. Виды восприятия 11
4. Восприятия времени, пространства и движения 13
5. Восприятие и представление 15
Заключение 18
Список используемой литературы 19

Работа содержит 1 файл

Восприятие.docx

— 47.25 Кб (Скачать)

     Представление, так же как и восприятие, имеет  собственные характеристики. Эти характеристики определяются как тем, что эти образы возникают в сознании при отсутствии внешних раздражителей в момент их появления и существования, так и теми закономерностями, которые определяют хранение любого материала в памяти. У большинства людей представления имеют следующие характеристики.

     Пространственно-временные  характеристики представлений:

  1. панорамность, которая заключается в том, что воспроизводимые в представлении объекты или сцены по их охвату могут превосходить объем поля восприятия, например, мы можем представить себе комнату вместе с предметами целиком, хотя воспринимаем всегда только ее часть; панорамность проявляется также в том, что мы можем представить себе объект целиком, в то время как воспринимаем в каждый данный момент только часть его;

  б) отделенность фигуры от фона: в представлении фигура может существовать отдельно от фона и наоборот;

  в) неточность воспроизведения размеров объекта, числа его элементов, а также его схематизация;

  г) искажение длительности временных интервалов: чем более заполнен событиями был реальный отрезок времени, тем более длительным он представляется.

     Модальность представлений. Именно модальность представлений позволяет отнести их к чувственным образам, хотя и вторичным. Преобладание той или иной модальности в представлениях у конкретного человека можно определить с помощью теста Бетса. Для этого человеку нужно предложить представить себе перечисленные ниже образы и оценить по 5-балльной шкале степень их живости:

  • цвет родного дома;
  • звук кипящего чайника;
  • «ощущение» песка при лежании на нем;
  • телесные ощущения при ходьбе по лестнице;
  • вкус апельсина;
  • запах леса (моря);
  • ощущение больного горла.

    Интенсивность представлений. У подавляющего большинства людей представления гораздо менее яркие, чем образы, возникающие при непосредственном восприятии объектов и ситуаций. Встречаются, однако, люди с очень яркими, насыщенными представлениями, например люди с эйдетической памятью.

    Фрагментарность. Эта характеристика говорит о том, что в представляемом образе объекта, как правило, отсутствуют какие-то его стороны, части или черты.

    Неустойчивость. Образ объекта в представлении обладает своеобразной текучестью, он как бы мерцает, постоянно слегка меняя свою форму и окраску.

    Обобщенность. Обобщенность представления является одной из наиболее важных его характеристик. Уже на уровне представления при создании вторичного образа объекта осуществляется процесс обобщения, который при формировании понятий выходит на передний план. В представлении мы вполне можем воссоздать образ «розы вообще» — вызвать конкретный образ розы, в котором в то же время будут отсутствовать высокоиндивидуализированные черты и будут представлены наиболее характерные особенности данного объекта. Именно процесс обобщения лежит в основе формирования понятий — основных элементов человеческого мышления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      С точки зрения исследователя, размышляющего  над способностью человека через  ощущения строить целостные картины мира (зрительные, слуховые, тактильные и пр.), восприятие — это качественно новый процесс и уникальная способность организма фокусировать символику наших ощущений в интегративные образы вещей, явлений, событий.

     Восприятие  – процесс активный. Направляясь  первоначально только внешними воздействиями, деятельность человека постепенно начинает регулироваться образами. Восприятие развивается в оптимальных условиях: когда взаимодействие со средой качественно  разнообразно и количественно достаточно, тогда организуются полноценные  способы анализа объекта и  синтезируются системы признаков  для построения адекватных образов  внешней среды. Недостаточность  в раздражителях и тем более  информативный голод не позволяют  восприятию выполнять свои функции  и обеспечивать правильную и надежную для нас ориентировку во внешней  среде.

     Образ индивидуален, он принадлежит внутреннему  миру данного человека, поскольку  избирательность восприятия, при  формировании конкретного образа, направляется его личными интересами, потребностями, мотивами и установками, это и  определяет уникальность и эмоциональную  окраску образа. Формирующиеся в  процессе восприятия образы обладают качествами, которые позволяют регулировать целесообразное поведение.

     Основные  свойства образа – константность, предметность, целостность, обобщенность – свидетельствуют  об определенной независимости его  от изменения условий восприятия в конкретных пределах: константность  – от изменений физических условий  наблюдения, предметность – от разнообразия фона, на котором воспринимается объект, целостность – от искажения и  замены частей фигуры, обобщенность –  от вариаций свойств объектов в границах данного класса. Можно сказать, что  обобщенность – это константность  внутри класса, целостность – структурная  константность, а предметность –  семантическая константность.

     Важно то, что мы можем полагаться на сформированные у нас навыки и способы восприятия исключительно в рамках тех условий, в которых они вырабатывались, то есть допустимо рассчитывать на адекватность, точность и надежность нашего восприятия, только находясь в  привычной среде обитания. За ее пределами будут возникать закономерные ошибки восприятия и даже иллюзии, и  неадекватность будет сохраняться  до тех пор, пока восприятие не подстроится  к новым условиям с помощью  обратной связи.

Список  используемой литературы 

  1. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с: ил. – (Серия «Учебное пособие»)
  2. Л.Д. Столяренко Основы психологии Р н/Д. Издательство «Феникс», 1997. – 736 с.
  3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
  4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу   «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.
  5. Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р. X. и Гарбера Е. И. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 560 с. — (Образовательный стандарт XXI).

Информация о работе Восприятие