Восприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:53, лекция

Описание работы

1. Общая характеристика восприятия.
2. Физиологические основы и механизмы восприятия.
3. Основные свойства и виды восприятия.
4. Предмет и фон в восприятии.
5. Восприятие пространства.

Работа содержит 1 файл

лекция восприятие.docx

— 108.49 Кб (Скачать)

Лекция  по общей психологии

( 1 курс, 2 семестр)

Специальность психология

Тема: «Восприятие».

Вопросы лекции:

1. Общая характеристика восприятия.

2. Физиологические основы и механизмы восприятия.

3. Основные свойства и виды восприятия.

4. Предмет и фон в восприятии.

5. Восприятие пространства.

  Литература:

1. Ананьев Б. Г, О проблемах современного человекознания / АН СССР, Ин-т психологии. — М.: Наука,1977.

2. Величковский Б. М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1973.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2.: Проблемы общей психологии / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982.

4. Логвиненко А. Д. Психология восприятия: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных университетов. — М.: Изд-во МГУ, 1987.

5. Лурия А. Р. Ощущения и восприятие. — М.: Изд-во МГУ, 1975.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999.

Цель лекции:

Ознакомить студентов  с общей характеристикой восприятия. Рассказать  о физиологических основах восприятия, об основных свойствах и видах восприятия. 

1.Общая характеристика восприятия

Восприятие —  это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при  непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности  органов чувств.

В предыдущей лекции мы рассматривали ощущение. Суть этого процесса также состоит в отражении реально существующего мира. Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны между собой, однако между ними существуют и коренные различия. Когда мы говорили об ощущениях, то подчеркивали, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения, а суть процессов ощущения заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего нас мира. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.

Отражение этих образов выходит за пределы изолированных  ощущений. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные  комплексные системы. Этот синтез может  протекать как в пределах одной  модальности (например, когда мы смотрим  кинокартину, происходит объединение  отдельных зрительных ощущений в  целые образы), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая  апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые ощущения, присоединяя  к ним и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения  изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие. Поэтому  основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т. е. отображение  объекта реального мира в совокупности всех его свойств или, иными словами, целостное отображение предмета. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т. е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более  высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень  часто называют перцептивной системой человека.     В настоящее время существуют различные теории процесса распознавания образов. В этих теориях основное внимание уделено следующему вопросу: как внешние сигналы, воздействующие на органы чувств, преобразуются в осмысленные перцептивные образы? Как правило, мы опознаем окружающие нас предметы и события легко и быстро; поэтому может создаться впечатление, что связанные с распознаванием операции просты и непосредственны. Однако это совсем не так. Попытки инженеров создать машины, которые были бы способны распознавать символы и звуки, обычные для окружающей нас среды, в большинстве случаев заканчиваются неудачей. Системы восприятия животных, даже самых примитивных, по своим возможностям далеко опережают подобные машины.   Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов;). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

В свою очередь, целостное отражение предмета требует  выделения из всего комплекса  воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т. д.) основных ведущих  признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. На данном этане восприятия в формировании перцептивного образа может принимать участие мышление. В то же время следующий этап восприятия требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, т. е. в процессе восприятия участвует намять. Если при таком сопоставлении гипотеза о предлагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, возникает узнавание предмета и происходит его восприятие. Если гипотеза не согласуется с реально доходящей до субъекта информацией, поиски нужного решения продолжаются до тех пор, пока субъект не найдет его, т. е. пока он не узнает предмет или не отнесет его к определенной категории .  Огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность (в данном случае желание). Таким образом, необходимо сделать вывод, что восприятие — это весьма сложный, но вместе с тем — единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.

  2. Физиологические основы восприятия (Рефлекторная основа по И. П. Павлову).

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных  волокнах и центральной нервной  системе. Так, под действием раздражителей  в окончаниях нервов, имеющихся в  органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.

Следует отметить, что описанный выше механизм является механизмом возникновения ощущений. И действительно, на уровне предложенной схемы формируются ощущения. Следовательно, ощущения могут быть рассмотрены  как структурный элемент процесса восприятия. Собственные физиологические  механизмы восприятия включаются в  процессе формирования целостного образа па последующих этапах, когда возбуждение  от проекционных зон передается в  интегративные зоны коры головного  мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального  мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие  процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функций проекционных зон.

Физиологическая основа восприятия еще более усложняется  тем, что оно тесно связано  с двигательной деятельностью, с  эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Следовательно, начавшись в органах чувств, нервные  возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где  охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с  другими нервными возбуждениями. Вся  эта сеть возбуждений, взаимодействующих  между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую  основу восприятия. Рефлекторную основу восприятия раскрыл     И. П. Павлов. Он показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, т. е. временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира.    

Вместе  с тем имеющиеся экспериментальные  данные позволяют говорить о том, что форма естественных объектов (например, лицо человека) состоит из более сложных признаков, чем  линии и кривые, и скорее напоминает простые геометрические фигуры. Эти  признаки таковы, что их комбинация позволяет создать форму любого узнаваемого объекта .

Одно из предположений  заключалось в том, что в состав признаков объектов входят некоторые  геометрические фигуры, такие как  цилиндры, конусы, параллелепипеды  и клинья. Такие признаки можно  назвать геонами (неологизм от «геометрические  ионы»). Это предположение было высказано  Бидерманом в 1987 г . Он считает, что набора из 36 геонов в сочетании с небольшим  набором пространственных отношений  будет достаточно для описания формы  всех объектов, которые человек способен опознать. Заметьте, что всего из двух геонов можно составить 36 х 36 различных  объектов (сформировать объект можно  из любых двух геонов, а из трех геонов — 36 х 36 х 36 объектов. Эти числа дают в сумме уже около 30 000, а еще  надо учесть возможные объекты из четырех и более геонов. Кроме того, геоны, показанные на рис. 1, различаются только своими простейшими признаками. Например, геон 2 (куб) отличается от геона 3 (цилиндра) тем, что у куба прямые края, а у цилиндра — изогнутые; прямые и изогнутые линии являются простыми признаками.

То, что геоны  являются опознавательными признаками объектов, подтвердилось в экспериментах, в которых испытуемым предлагали распознать нарисованные объекты, предъявляемые на короткое время. Общий результат был таков, что объект распознается настолько хорошо, насколько хорошо воспринимаются его геоны.

Имеется значительно  больше информации о принципах осуществления  процесса распознавания. В частности, известно, что распознавание естественных объектов осуществляется по принципу «сверху-вниз», а также известно, что контекст, в котором мы воспринимаем объект, существенно влияет на характер его распознания. Почему это происходит именно так?

Дело в том, что в восприятии есть принципиальное различие между процессами обработки, протекающими «снизу—вверх» или  «сверху-вниз». Процессы «снизу-вверх» управляются только входными сигналами, а процессы «сверху—вниз»—знаниями и ожиданиями человека.  

 
Например, когда на основе только генного описания объекта последний узнается как лампа, то здесь участвуют только процессы «снизу—вверх»; все начинается с появления на входе простых признаков этого объекта, далее определяется генная конфигурация входных данных, и затем это описание сравнивается с хранящимися в памяти описаниями форм. Наоборот, если мы узнаем в некотором объекте лампу отчасти потому, что она находится на ночном столике рядом с кроватью, то в этом участвуют процессы «сверху—вниз»; здесь привлекается не только та информация, которая поступила на сенсорный вход, но и контекст, в котором воспринимается тот или иной объект.

Именно принцип  обработки «сверху—вниз обусловливает  сильное влияние контекста на наше восприятие предметов и людей. Примером такого механизма являются двойственны изображения. Этот эффект временного контекста виден на примере  изображений, представленных на рис. 2. Смотрите на них, как при чтении рассказа в картинках — слева направо  и сверху вниз. Картинки в середине этой последовательности неоднозначны. Если вы смотрели на эти изображения  в предложенной последовательности, то скорее всего увидели в них  мужское лицо. Если вы посмотрите на них в обратном порядке, то в двойственных картинках скорее всего увидите  молодую женщину 

Временные нервные  связи, обеспечивающие процесс восприятия, могут быть двух видов: образуемые в  пределах одного анализатора и межанализаторные. Первый вид имеет место при  воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Например, таким раздражителем является мелодия, представляющая собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель. При этом нервные связи образуются не только в ответ на сами раздражители, но и на их отношение — временное, пространственное и пр. (так называемый рефлекс на отношение). В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, или сложного синтеза. Второй вид нервных связей, образуемых при воздействии комплексного раздражителя, — это связи в  пределах разных анализаторов, возникновение  которых И. М. Сеченов объяснял существованием ассоциаций (зрительных, кинестетических, осязательных и т. д.). Эти ассоциации у человека обязательно сопровождаются слуховым образом слова, благодаря  которому восприятие приобретает целостный  характер. Например, если вам завязать глаза и дать в руки шарообразный предмет, предварительно сказав, что  это съедобный предмет, и при  этом вы можете ощутить его своеобразный запах, попробовать его вкус, то вы без труда поймете, с чем имеете дело. В процессе работы с этим знакомым, но невидимым для вас в данный момент предметом вы обязательно  мысленно назовете его, т. е. произойдет воссоздание слухового образа, который  по своей сути является своеобразным обобщением свойств предмета. В результате вы сможете описать даже то, что  в данный момент не наблюдаете. Следовательно, благодаря связям, образуемым между  анализаторами, мы отражаем в восприятии такие свойства предметов или  явлений, для восприятия которых  нет специально приспособленных  анализаторов (например, величина предмета, удельный вес и др.). Таким образом, в основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы  внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия  видения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как  сложного целого.

Информация о работе Восприятие