Восприятие у детей с нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:24, реферат

Описание работы

Нарушения слуха в той или иной степени встречаются достаточно часто у детей разного возраста. К категории детей с нарушениями слуха относятся только дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором нормальное (на слух) речевое общение с другими людьми затруднено или невозможно.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Ощущение и восприятие детей, имеющих нарушения слуха. 3
2. Особенности восприятия у детей с нарушениями слуха. 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13

Работа содержит 1 файл

реферат по сурдопсихологии.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

Если  же обучение детей  с нарушениями слуха конструированию  ведётся без учёта их особенностей, по аналогии со слышащими, оно даёт весьма низкие результаты. Несмотря на то, что дети овладевают техникой конструктивной деятельности, их постройки бедны по содержанию. И, естественно, недостаточно владея речью, дети не могут конструировать по словесной инструкции.

В зависимости от степени  нарушения слуха зрительное восприятие устной речи дополняется слуховым. Компенсация утраченной или нарушенной слуховой функции, происходит в условиях специального развития других видов чувствительности. Большое значение имеет специальное обучение детей с недостатками слуха. 
Наибольшими компенсаторными возможностями обладает наименее страдающий анализатор, терпящий меньший ущерб в своем развитии из-за бездеятельности пораженного.

Зрительное восприятие неслышащих детей, лишенных слуха с  рождения, развивается в особых условиях – отсутствия связей между слуховыми и зрительными воздействиями и в условиях задержки в формировании речи, что приводит к определенному своеобразию в развитии зрительного восприятия: снижению скорости восприятия, его обедненности, неполноте анализа и синтеза воспринимаемого материала, затруднениям в определении пространственно-временных отношений, трудностям опознания предметов, воспринимаемых в необычном ракурсе.

Имеются различные примеры, показывающие, что слуховое восприятие базируется на основе ассоциаций, связей между понятиями11.

У детей с нарушением слуха эти ассоциативные цепочки звуковых атрибутов не образуются, процесс формирования связей затруднен.

Внутренний мир слабослышащих во многих случаях имеет значительно меньшую размерность, чем внутренний мир слышащего. Для расширения своего внутреннего мира глухому, за счет затрудненности формирования связей между понятиями, приходится прилагать значительно больше усилий, чем слышащему. Этим можно объяснить меньшую когнитивную способность людей, глухих от рождения. В то же время позднооглохшие люди сохраняют способность к формированию новых знаний на основе имеющихся.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Полная или частичная  потеря слуха у ребенка – единственный физический дефект, приводящий к снижению интеллекта и задержке умственного  развития. Глухота резко уменьшает  возможности ребенка воспринимать собственную речь и речь окружающих, таким детям тяжело научиться говорить.

Психическая деятельность и речевое развитие ребенка тесно  связаны с состоянием слуховой функции. Этим определяется необходимость раннего  выявления нарушений слуха, проведения аудиолого-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию дефекта12.

Восприятие информации происходит, в основном, благодаря  двум сенсорным системам: слуховой и зрительной. Отсутствие или недостаток слуха способствуют более напряженной  работе зрительной системы и являются отягчающим фактором для ее функционирования, что приводит к снижению зрительной работоспособности и устойчивости внимания. Необходим специальный постоянный контроль за дозированием нагрузок и состоянием глухих и слабослышащих детей.

Для ребят, имеющих нарушения слуха зрительное восприятие имеет чрезвычайно важное значение.

Нарушение слухового  восприятия и возникающее в результате этого нарушение речевого общения  создают своеобразие в психическом  развитии ребенка, страдающего слуховым дефектом. Ребенок без речи (при глухоте с раннего возраста) или с недоразвитой речью может не понимать обращенную к нему речь, объяснения учителя, окружающую его речь, он может не понимать прочитанного текста. И мало этого, он подчас оказывается лишенным возможности выразить даже самую элементарную мысль.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. – М.: Просвещение, 1994.
  2. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. – М.: Академия, 2002.
  3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: 1983, 265 с.
  4. Выготский Л.С. Проблема развития в структурной психологии. // Основы психологического развития. – М.: 1994, 257 с.
  5. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения // Под ред. Р.М. Боскиса – М.: Педагогика, 1989.
  6. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2004.
  7. Михаленкова И. А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха. – Спб: 2004, Речь, 98 с.
  8. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. – М.: Владос, 2001, 288 с.
  9. Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М.: Просвещение, 1999.
  10. Основы коррекционной педагогики. Учебно-методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. – Саратов: 1999, 110 с.
  11. Психология глухих детей // Под ред. И. М. Соловьева. – М., 1971.
  12. Психология ощущений и восприятия. // По д ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В.В.Любимова, М.Б.Михалевской,  Изд.ЧеРо. – М.: 1999.
  13. Pay Е. Ф. О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи. – М, Изд-во АПН РСФСР, 1990.
  14. Хрестоматия по общей психологии // Под ред. Т. П. Остапишиной. Психология мышления.  – М.: 2003.

1 Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М.: Просвещение, 1999.

 

 

2 Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2004.

3 Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: 1983, 265 с.

4 Психология глухих детей // Под ред. И. М. Соловьева. – М., 1971.

5 Pay Е. Ф. О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи. – М, Изд-во АПН РСФСР, 1990.

6 Богданова Т. Г. Сурдопсихология. – М.: Академия, 2002.

7 Михаленкова И. А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха. – Спб: 2004, Речь, 98 с.

 

 

8 Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. – М.: Владос, 2001, 288 с.

9 Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. – М.: Просвещение, 1994.

 

 

10 Изучение слабослышащих детей в процессе обучения // Под ред. Р.М. Боскиса – М.: Педагогика, 1989.

11 Основы коррекционной педагогики. Учебно-методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. – Саратов: 1999, 110 с.

12 Богданова Т. Г. Сурдопсихология. – М.: Академия, 2002.


Информация о работе Восприятие у детей с нарушением слуха