Восприятие как психический процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:08, реферат

Описание работы

Таким образом, из различных интерпретаций, которые могли бы быть сделаны относительно серии элементов, наш мозг чаще всего выбирает самую простую, самую полную или ту, которая включает наибольшее число рассмотренных выше принципов.
Цель работы заключается в исследовании восприятия как психического познавательного процесса.
Объектом моей работы является изучение самого восприятия в психологии, а предметом моего исследования свойства и виды восприятия.

Содержание

Введение
1 Общая характеристика восприятия
2 Психология восприятия
3 Восприятие как психический процесс
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

восприятие 2.docx

— 33.92 Кб (Скачать)

     Таким образом, необходимо сделать вывод, что восприятие - это весьма сложный, но вместе с тем - единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.

 

     2 Психология восприятия 

     Восприятие  является непосредственным, чувственно-предметным отражением внешнего мира. На основе восприятия возможна деятельность других психических  процессов - памяти, мышления, воображения. Восприятие лежит в основе индивидуального  познавательного развития человека.

     Восприятие  представляет собой отражение в  сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии  на органы чувств. В процессах восприятия формируется целостный образ: образ  предмета, образ ситуации, образ  другого человека и т.д. Образ  восприятия нередко обозначают как  перцептивный образ.

     Составной частью процесса восприятия является ощущение как отражение отдельных  сторон предметов и явлений. Ощущение выполняет функцию ориентации субъекта в самых элементарных, непосредственных свойствах объективного мира. Если восприятие отражает целостные предметы и ситуации, то ощущение доставляет сведения об отдельных элементах  предметов или ситуаций. Глядя  на стол, мы воспринимаем его как  целостную конструкцию, как целостный  предмет; в то же время органы чувств информируют нас об отдельных  свойствах стола (например, его окраске); прикасаясь ладонью к столу, мы ощущаем  тепло или холод, гладкость или  шероховатость поверхности и  т.д.

     Основные  виды и свойства восприятия. Восприятие как непосредственное отражение  мира классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видов  восприятия в соответствии с ведущим  анализатором, участвующим в построении перцептивного образа - зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное.

     Различают также виды восприятия в зависимости  от объекта восприятия, например восприятие пространства, времени, движения, скорости; произведений живописи, музыки и др.; основных явлений социальной жизни человека (другого человека, событий общественной жизни) и т.п. Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно; оно представляет собой результат совместной деятельности различных органов чувств. Более того, восприятие сложных явлений предметного и социального мира осуществляется, прежде всего, благодаря участию процессов памяти, мышления и воображения. Иначе говоря, вести речь о процессе восприятия в "чистом виде" во многих случаях неправомерно. В психологии существует деление видов восприятия в зависимости от участия в нем других психологических образований: эмоциональное восприятие (восприятие мира, восприятия искусства), рациональное восприятие (восприятие, подчиненное процессу мышления) и др.

     Каждый  из видов восприятия имеет свои специфические  особенности и механизмы. Их описание представляет задачу, как психологии, так и других отраслей знания: физиологии, кибернетики.

     Психологическая сущность восприятия в полной мере может быть представлена через описание его основных свойств. В качестве ведущих свойств восприятия в  психологии выделяют предметность, целостность, осмысленность, структурность, константность, избирательность.

     Предметность  восприятия проявляется в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной  действительности. Мы воспринимаем что-то или кого-то; восприятие связывает  субъекта с предметным миром.

     Целостность восприятия выражается в том, что  образы восприятия представляют собой  целостные, законченные, предметно  оформленные структуры. Целостность  предмета определяется его функциональным назначением в деятельности или  жизни человека.

     Осмысленность восприятия фиксирует связь восприятия с мышлением; это восприятие, сопряженное  с осмыслением, с осознанием предмета или явления. В восприятие субъективного мира включены знания, прошлый опыт, мыслительные операции субъекта.

     Структурность - свойство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений. Например, определенная мелодия, воспроизведенная на разных инструментах и в разной тональности, воспринимается субъектом как одна и та же; им выделяется мелодия как целостная  структура, как соединение отдельных  звуков.

     Константность - относительное постоянство воспринимаемой формы, величины и цвета предмета, независимо от значительных изменений  условий восприятия. Благодаря этому  свойству мы имеем возможность узнавать предметы в различной обстановке.

     Избирательность - преимущественное выделение одних  объектов по сравнению с другими, обусловленное особенностями субъекта восприятия: его опытом, потребностями, мотивами и т.д.

     Восприятие  как деятельность. Образы восприятия не создаются одними только внешними воздействиями. Для их получения  необходимы особая внутренняя активность субъекта, особого рода перцептивная деятельность. Восприятие - это сложная познавательная деятельность. Она включает в себя систему перцептивных действий и операций субъекта, в ходе которых он производит отбор необходимых и важных признаков в самом предмете, а затем сличает с ними формируемый образ. Восприятие включает такие действия, как различение, опознание, измерение, контроль, оценка и т.д. Состав перцептивных действий зависит от степени осмысленности восприятия, т.е. понимания того, что воспринимается, от перцептивной задачи, стоящей перед человеком, от его потребностей и мотивов.

     Деятельность  по восприятию предметов и явлений  внешнего мира формируется при жизни  человека в процессе практического  оперирования объектами восприятия. Важную роль в развитии восприятия играет специальное обучение эффективным  перцептивным действиям.

 

     3  Восприятие как психический процесс 

     Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

     Но  оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и  сами представляют собой особые виды деятельности.

     Восприятие  в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются  его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. В результате практического манипулирования  с объемными, близлежащими и удаленными предметами, человек обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопровождаемые синергическими, координированными сокращениями определенных групп мышц, способствуют становлению восприятия движения и его направления. Изменения скорости движущихся объектов автоматически воспроизводятся в ускорениях и замедлениях сокращений определенных групп мышц, и это обучает органы чувств восприятию скорости.

     Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности.

     Еще в большей степени это относится  к памяти, причем к двум ее основным процессам одновременно: к запоминанию и воспроизведению. Запоминание осуществляется в деятельности, и само представляет особого рода мнемическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его запоминанию. Это - структурирование, осмысление, ассоциирование материала с известными фактами, включение разнообразных предметов и движений в процесс запоминания и т.д.

     Припоминание  также предполагает выполнение определенных действий, направленных на то, чтобы  вовремя и точно вспомнить  запечатленный в памяти материал. Известно, что сознательное воспроизведение  деятельности, в ходе которой некий  материал был запомнен, способствует тому, что он легче припоминается.

     Мышление  в ряде своих форм идентично практической деятельности (так называемое “ручное”, или практическое, мышление). В более  развитых формах - образной и логической - деятельный момент выступает в  нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций. Речь также  представляет собой особого рода деятельность, так что часто, характеризуя ее, пользуются словосочетанием “речевая деятельность”[1]. “Поскольку внутренние психические процессы у человека обнаруживают то же строение, что и  внешние действия, есть все основания  говорить не только о внешнем, но и  внутреннем действии”[4.с.15].

     Специфика психических процессов состоит, во-первых, в том, что ни один высший психический процесс не является следствием только возрастного развития и созревания. Непременное условие  формирования этих процессов - воспитание и другие формы социальных контактов.

     Другая  особенность психических процессов  в том, что преобразования, совершающиеся  в мозгу - органе психических процессов, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне него. То есть, специфика психических процессов заключается в том, что они в своих осознаваемых параметрах определяются особенностями внешних объектов. Психический процесс и его результат отнесены к разным объектам: первый - к мозгу, второй - к внешним предметам и явлениям. Так, мысль раскрывается в признаках тех объектов, связи между которыми она отражает, а эмоция - в терминах, обозначающих отношения к тем событиям, предметам или лицам, которые ее вызывают.

     Важной  особенностью высших психических функций  является и то, что их физиологический  компонент, то есть те изменения в  работе центральной нервной системы, которые обеспечивают соответствующий  психический процесс, человеком  совершенно не воспринимаются. Нейрофизиологические составляющие психических процессов  оказываются практически недоступными для самонаблюдения[2.с.10].

     Экспериментально  было доказано, что психические процессы, называемые высшими психическими функциями, по происхождению и структуре  являются деятельностями. Разработаны  и доказаны на практике теории, утверждающие, что психические процессы можно  формировать через организованную по особым правилам внешнюю деятельность (теория поэтапного формирования умственных действий). Внешняя деятельность в  результате ее специальных преобразований, направленных на сокращение и автоматизацию  отдельных звеньев, их превращения  в навыки, постепенно переходит во внутреннюю, собственно психическую. Такими интериоризованными психическими процессами являются произвольные и опосредованные речью познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

     С другой стороны, ни один из названных  психических процессов не протекает  как чисто внутренний и обязательно  включает какие-либо внешние, обычно двигательные, звенья. Зрительное восприятие, например, неразрывно связано с движениями глаз, осязание - с движением рук, внимание - с мышечными сокращениями, определяющими его сосредоточенность, переключаемость и рассеянность. При решении человеком задач почти всегда работает его артикуляционный аппарат; речевая деятельность без движений гортани и лицевых мышц невозможна. Следовательно, всякая деятельность - это соединение внутренних и внешних, психических и поведенческих действий и операций[1, с.158]. 
 
 
 
 

 

     Заключение 

     Восприятие - чрезвычайно сложный психический  процесс, основами которого являются как  бессознательные, так и осознаваемые компоненты. Восприятие можно определять как психическую деятельность. В  этом случае оно заведомо рассматривается  как активное, осознанное, произвольно  регулируемое. Восприятие является основой  познания и протекает слитно, неразделимо  с вниманием, мышлением, памятью и прочими психическими процессами. Оперирование психическим образом приводит к адекватному отражению внешней по отношению к человеку среды. Произвольная регуляция восприятия позволяет постоянно корректировать субъективный образ среды. Одновременно образ является продуктом познания мира и самого себя. В настоящее время исследователи различают чувственный и мысленный образ, отличающиеся своими качествами и ролью в жизни человека. Активность восприятия проявляется в свойствах предметности, целостности, константности и других. Эти свойства свидетельствуют, что образ действительности возникает благодаря субъектной активности, но как бы автоматически. Сознание в восприятии проявляет себя тогда, когда задействуются эволюционно новые уровни психической организации: личность человека, его смыслы, ценности, мотивы, организующие восприятие как деятельность. В частности апперцепция, как влияние предшествующего опыта, отчасти организует восприятие. Именно благодаря апперцепции, личность «видит» и «слышит» то, что соответствует ее складу. Сознание подключается к познаваетльному процессу и тогда, когда возникают противоречия восприятия, и человек вынужден определять для себя, что же он видит или слышит, вынужден относить незнакомое явление к какому-либо имеющему у него классу перцептивных явлений. В этом случае сознание участвует в порождении перцептивных гипотез, в результате перебора которых принимается окончательное решение о структуре, содержании и значении воспринимаемого содержания. Перцептивная гипотеза сопровождается удивлением, чувством нового, противоречивого и отвечает на вопросы «что это такое?», «Как это может существовать?» и подобные им.

Информация о работе Восприятие как психический процесс