Автор: t*************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 19:36, реферат
Воспринимая, человек не только видит, ног и смотрит, не только слышит, но и слушает, иногда не только смотрит и слушает, но и всматривается и вслушивается. Он активен при восприятии. Активность обеспечивает предельно адекватное восприятие предметов. Восприятие у человека протекает не обособленно от других психических функций, в тесной связи с ними: с мышление - осознанием и пониманием воздействующий предмет; с речью – называем его; с чувствами – как – то относимся к нему; с волей – организуем сам процесс восприятия вплоть до целенаправленного наблюдения.
Введение
Физиологические основы восприятия
Классификация восприятий
Восприятие движения
Заключение
Используемая литература
СОДЕРЖАНИЕ
Воспринимая, человек не только видит, ног и смотрит, не только слышит, но и слушает, иногда не только смотрит и слушает, но и всматривается и вслушивается. Он активен при восприятии. Активность обеспечивает предельно адекватное восприятие предметов. Восприятие у человека протекает не обособленно от других психических функций, в тесной связи с ними: с мышление - осознанием и пониманием воздействующий предмет; с речью – называем его; с чувствами – как – то относимся к нему; с волей – организуем сам процесс восприятия вплоть до целенаправленного наблюдения.
Восприятие – это процесс психического отражения предметов и явлений в единстве их свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.
При
восприятии мы имеем дело и с процессом
и с его результатом в виде
образа воспринимаемого предмета или
явления. Эти образы называются перцептивными
образами, перцептами
(о латинского – восприятие), или образами
восприятия. Вместе с сенсорными образами
они составляют группу первичных
образов. Этой группе противопоставляется
группа вторичных
образов, куда входят образы памяти
и воображения, формируемые в результате
переработки первичной информации, получаемой
в ощущениях и восприятиях.
В основе восприятия лежит аналитико–синтетическая работа центральных отделов анализаторов и их комплексное взаимодействие.
Особое значение при восприятии имеют двигательные ощущения (кинестезии). Они сопутствуют практически всем видам восприятия. С их помощью производится выделение наблюдательного объекта из окружающей среды. Так, зрительное восприятие всегда сопровождается макро- и микро-движениями глаз. Слуховое и обонятельное восприятия сопровождаются локализацией раздражителя путем наивыгоднейшего поворота соответствующего анализатора к источнику звука или запаха. Осязание определяется слаженностью работы тактильных, температурных и двигательных (а иногда и болевых) анализаторов, формирование вкусового образа немыслемо без движений языка.
И
так, в процессе приобретения опыта
сенсорный и двигательный аппараты
соединяются в единую воспринимающую
систему.
Восприятия можно сгруппировать по модальностям. Традиционно выделяют следующие виды восприятия:
По этим модальностям различают и перцептивные образы. Наличие осязательных восприятий, как единства тактильных, температурных, двигательных, а иногда и болевых ощущений, не смешивают с тактильными ощущениями.
Вкусовые и обонятельные восприятия не дают представления ни о пространственных, ни о временных параметрах воспринимаемых объектов, без которых целостное представление о них сформировать невозможно. Уровень представлений, т.е. вторичных образов памяти обеспечивает человеку накопление перцептивного опыта, благодаря которому повышается вероятность биологического (как организм) и социального (как личность) выживания человека. Третичные зоны, обеспечивающие представительный уровень познавательных процессов в коре головного мозга людей, формируются только на базе трех вторичных могдальностных зонах – зрительной, слуховой и кинестетической.
Первичное кинестетическое чувство – отражает единое пространственно-временное свойство – движение.
Два позднейших более сложных вида перцептивных чувств – зрение и слух.
Существует от восьми до двух десятков видов сенсорных чувств и три вида перцептивных чувств.
Восприятие движения – это отражение изменения положения объектов и в физическом пространстве.
Восприятие движения имеет очень важное биологическое значение. Для многих животных движение объектов значит больше, чем сам объект. Движение – это прямой сигнал об изменении ситуации. Заметить движение – значит вовремя среагировать на опасность или объект питания, а, следовательно, выжить. В эволюции, по-видимому, восприятие движения сформировалось раньше восприятия формы, величины, удаленности. Свидетельством этому является тот факт, что наше периферическое зрение чувствительно только к движению и не воспринимает формы, размеры, цвета.
Параметрами движения объекта, отражаемым в восприятии, являются скорость, ускорение и направление. Сведения о движении человек получает, непосредственно воспринимая изменения; на основе умозаключений. Первый путь доступен, если скорость движения не превышает различительную чувствительность к движению. В противном случае мы ориентируемся не на сам акт перемещения объекта в пространстве, а на результат.
Зрение нам дает информацию о движении двумя способами: при фиксированном взоре и пери прослеживании глаз за объектом. В первом случае глаза остаются относительно неподвижными, а перемещается и все более изменяется отображение предмета на сетчатке. Во втором случае отображение на сетчатке остается относительно постоянным, но перемещаются глаза. И в том и в другом случае одних зрительных ощущений для адекватного восприятия движения недостаточно. Нам дают дополнительную информацию двигательные, вибрационные и вестибулярные ощущения.
Кроме того, большую роль в адекватном отражении движения, играет перцептивный опыт субъекта. Основным принципом, регулирующим восприятие движения, является осмысление ситуации в объективн6ой действительности на основе всего прошлого опыта человека.
Особый случай – восприятие движения в глубину. Здесь перемещения предметов воспринимаются благодаря изменению размеров изображения и смещению не вполне соответствующих точек на сетчатках обоих глаз. Этот тип движения для восприятия сложнее, чем перемещение в плоскостях, перпендикулярных взгляду. Для правильной оценки этого движения требуется значительный опыт, тренировка.
Движение
можно воспринимать с помощью
не только зрительной сенсорной системы,
но и используя другие анализаторы.
С помощью слуха мы определяем движение
по изменению слышимой громкости звука,
издаваемого перемещающимся объектом,
или через механизм локализации. Но точность,
отражения движения в этом случае, конечно,
значительно ниже, чем при зрительном
восприятии. Аналогично воспринимается
движение с помощью обоняния, но с еще
меньшим эффектом. Узнать о движении объектов
вблизи себя человек в состоянии, соприкасаясь
с ними, через мышечные восприятия и тактильные
ощущения. В последнем случае возможны
два варианта: улавливается перемещение
объекта непосредственно по телу человека
или через колебания воздуха, вызванные
движение близко расположенного объекта.
Восприятие
– это форма познания действительности.
Таким образом, наше восприятие окружающего
– результат истолкования сигналов,
улавливаемых антеннами, настроенными
на внешний мир. Эти антенны – наши рецепторы;
глаза, уши, нос, рот и кожа. Мы чувствительны
также к сигналам из нашего внутреннего
мира, к мысленным образам и к воспоминаниям,
хранящимся в памяти на более или менее
сознательном уровне.