Восприятие движения

Автор: t*************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 19:36, реферат

Описание работы

Воспринимая, человек не только видит, ног и смотрит, не только слышит, но и слушает, иногда не только смотрит и слушает, но и всматривается и вслушивается. Он активен при восприятии. Активность обеспечивает предельно адекватное восприятие предметов. Восприятие у человека протекает не обособленно от других психических функций, в тесной связи с ними: с мышление - осознанием и пониманием воздействующий предмет; с речью – называем его; с чувствами – как – то относимся к нему; с волей – организуем сам процесс восприятия вплоть до целенаправленного наблюдения.

Содержание

Введение
Физиологические основы восприятия
Классификация восприятий
Восприятие движения
Заключение
Используемая литература

Работа содержит 1 файл

Восприятие движения.doc

— 53.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение
  2. Физиологические основы восприятия
  3. Классификация восприятий
  4. Восприятие движения
  5. Заключение
  6. Используемая литература
  7.  
    1. Введение 

   Воспринимая, человек не только видит, ног и  смотрит, не только слышит, но и слушает, иногда не только смотрит и слушает, но и всматривается и вслушивается. Он активен при восприятии. Активность обеспечивает предельно адекватное восприятие предметов. Восприятие у человека протекает не обособленно от других психических функций, в тесной связи с ними: с мышление - осознанием и пониманием воздействующий предмет; с речью – называем его; с чувствами – как – то относимся к нему; с волей – организуем сам процесс восприятия вплоть до целенаправленного наблюдения.

   Восприятие  – это процесс психического отражения предметов и явлений в единстве их свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.

   При восприятии мы имеем дело и с процессом  и с его результатом в виде образа воспринимаемого предмета или  явления. Эти образы называются перцептивными образами, перцептами (о латинского – восприятие), или образами восприятия. Вместе с сенсорными образами  они составляют группу первичных образов. Этой группе противопоставляется группа вторичных образов, куда входят образы памяти и воображения, формируемые в результате переработки первичной информации, получаемой в ощущениях и восприятиях. 

    1. Физиологические основы восприятия
 

   В основе восприятия лежит аналитико–синтетическая работа центральных отделов анализаторов и их комплексное взаимодействие.

      Особое  значение при восприятии имеют двигательные ощущения (кинестезии). Они сопутствуют практически всем видам восприятия. С их помощью производится выделение наблюдательного объекта из окружающей среды. Так, зрительное восприятие всегда сопровождается макро- и микро-движениями глаз. Слуховое и обонятельное восприятия сопровождаются локализацией раздражителя путем наивыгоднейшего поворота соответствующего анализатора к источнику звука или запаха. Осязание определяется слаженностью работы тактильных, температурных и двигательных (а иногда и болевых) анализаторов, формирование вкусового образа немыслемо без движений языка.

     И так, в процессе приобретения опыта  сенсорный и двигательный аппараты соединяются в единую воспринимающую систему. 

    1. Классификация восприятий
 

         Восприятия  можно сгруппировать по модальностям. Традиционно выделяют следующие виды восприятия:

  • Зрительные;
  • Слуховые
  • Осязательные;
  • Вкусовые;
  • Обонятельные;
  • Кинестетические (двигательные).
 

   По  этим модальностям различают и перцептивные образы. Наличие осязательных восприятий, как единства тактильных, температурных, двигательных, а иногда и болевых ощущений, не смешивают с тактильными ощущениями.

   Вкусовые  и обонятельные восприятия не дают представления ни о пространственных, ни о временных параметрах воспринимаемых объектов, без которых целостное представление о них сформировать невозможно. Уровень представлений, т.е. вторичных образов памяти обеспечивает человеку накопление перцептивного опыта, благодаря которому повышается вероятность биологического (как организм) и социального (как личность) выживания человека. Третичные зоны, обеспечивающие представительный уровень познавательных процессов в коре головного мозга людей,  формируются только на базе трех вторичных могдальностных зонах – зрительной, слуховой и кинестетической.

   Первичное кинестетическое чувство – отражает единое пространственно-временное свойство – движение.

   Два позднейших  более  сложных вида перцептивных чувств – зрение и слух.

   Существует  от восьми до двух десятков видов сенсорных  чувств и три вида перцептивных чувств.

    • По уровню психической активности различают два уровня восприятия:
  1. Произвольное (преднамеренное);
  1. Непроизвольное (непреднамеренное).
    • По скорости процесса формирования перцептивного образа и емкости единиц восприятия различают две формы восприятия:
  1. Сукцессивное (развернутое, последовательное);
  2. Симультанное (свернутое, одномоментное).
    • По положению объекта восприятия, а, следовательно, по направленности различают два рода восприятия:
  1. Внешнее (объективное);
  2. Внутреннее (самовосприятие).
    • В основе еще одной классификации восприятий лежат различные в условиях существования материи: пространство, время и движение. Соответственно выделяют три типа восприятия:
  1. Пространства;
  2. Времени;
  3. Движения.
 
  1. Восприятие  движения
 

   Восприятие  движения – это отражение изменения положения объектов и в физическом пространстве.

      Восприятие  движения имеет очень важное биологическое  значение. Для многих животных движение объектов значит больше, чем сам  объект. Движение – это прямой сигнал об изменении ситуации. Заметить движение – значит вовремя среагировать на опасность или объект питания, а, следовательно, выжить. В эволюции, по-видимому, восприятие движения сформировалось раньше восприятия формы, величины, удаленности. Свидетельством этому является тот факт, что наше периферическое зрение чувствительно только к движению и не  воспринимает формы, размеры, цвета.

      Параметрами движения объекта, отражаемым в восприятии, являются скорость, ускорение и направление. Сведения о движении человек получает, непосредственно воспринимая изменения; на основе умозаключений. Первый путь доступен, если скорость движения не превышает различительную чувствительность к движению. В противном случае мы ориентируемся не на сам акт перемещения объекта в пространстве, а на результат.

      Зрение  нам дает информацию о движении двумя способами: при фиксированном взоре и пери прослеживании глаз за объектом. В первом случае глаза остаются относительно  неподвижными, а перемещается и все более изменяется отображение предмета на сетчатке. Во втором случае отображение на сетчатке остается относительно постоянным, но перемещаются глаза. И в том и в другом случае одних зрительных ощущений для адекватного восприятия движения недостаточно. Нам дают дополнительную информацию двигательные, вибрационные и вестибулярные  ощущения.

      Кроме того, большую роль в адекватном отражении движения, играет перцептивный опыт субъекта. Основным принципом, регулирующим восприятие движения, является осмысление ситуации в объективн6ой действительности на основе всего прошлого опыта человека.

      Особый  случай – восприятие движения в глубину. Здесь перемещения предметов воспринимаются благодаря изменению размеров изображения и смещению не вполне соответствующих точек на сетчатках обоих глаз. Этот тип движения для восприятия сложнее, чем перемещение в плоскостях, перпендикулярных взгляду. Для правильной оценки этого движения требуется значительный опыт, тренировка.

     Движение  можно воспринимать с помощью  не только зрительной сенсорной системы, но и используя другие анализаторы. С помощью слуха мы определяем движение по изменению слышимой громкости звука, издаваемого перемещающимся объектом, или через механизм локализации. Но точность, отражения движения в этом случае, конечно, значительно ниже, чем при зрительном восприятии. Аналогично воспринимается движение с помощью обоняния, но с еще меньшим эффектом. Узнать о движении объектов вблизи себя человек в состоянии, соприкасаясь с ними, через мышечные восприятия и тактильные ощущения. В последнем случае возможны два варианта: улавливается перемещение объекта непосредственно по телу человека или через колебания воздуха, вызванные движение близко расположенного объекта. 

  1. Заключение
 

 Восприятие  – это форма познания действительности. Таким образом, наше восприятие окружающего  – результат истолкования сигналов, улавливаемых антеннами, настроенными на внешний мир. Эти антенны – наши рецепторы; глаза, уши, нос, рот и кожа. Мы чувствительны также к сигналам из нашего внутреннего мира, к мысленным образам и к воспоминаниям, хранящимся в памяти на более или менее сознательном уровне. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Используемая  литература
 
  1. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.
  2. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – Кн. 1. – 576 с.
  3. 3. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст] / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2000. – 432 с.
  4. Никандров В.В. / Психология: учебник – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 1008 с.: ил., табл.
  5. Гриншпун И.Б. Введение в психологию.- М.,1997

Информация о работе Восприятие движения