Восприятие движения и речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 15:14, доклад

Описание работы

Восприятие движения – это очень сложный процесс, природа которого еще не вполне выяснена. Если предмет объективно движется в пространстве, то мы воспринимаем его движения вследствие того, что он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем глаз. Восприятие движения в глубину пространства, которая экспериментально еще почти не исследовалось, возникает вследствие смещения не вполне соответствующих точек на сетчатке вправо или влево.

Работа содержит 1 файл

Психология_Курсовая.doc

— 55.50 Кб (Скачать)


 

1.4. ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ

Восприятие движения – это очень  сложный процесс, природа которого еще не вполне выяснена. Если предмет  объективно движется в пространстве, то мы воспринимаем его движения вследствие того, что он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем глаз. Восприятие движения в глубину пространства, которая экспериментально еще почти не исследовалось, возникает вследствие смещения не вполне соответствующих точек  на сетчатке вправо или влево. Таким образом, некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз, которое приходиться производить, что бы следить за движущими предметами. Однако восприятие движения не может быть объяснено только движением глаз: мы воспринимаем одновременно в двух взаимно противоположных направления, хотя глаз, очевидно, не может двигаться одновременно в противоположные стороны.

В восприятии движения, несомненно, значительную роль играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения. Так, впечатление движения может  вызвать необычные для покоящегося тела положение частей фигуры (поднятая нога, отведенная, как бы замахнувшиеся рука, согнутые верхушки деревьев и т.п.).

Теория движения разбиваются в  основном на две группы. Первая группа теорий выводит восприятия движения из элементарных, следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которое проходит движение, и утверждает, что восприятие движения вследствие слияния этих элементарных зрительных ощущений (В.Вундт).

Теория второй группы утверждают, что восприятие движения имеет специфическое качество, несводимое к таким элементарным ощущениям.

Восприятие движений имеет первоначально общий, недифференцированный характер: мы видим прыжок, бег, борьбу и т. д. Недифференцированно мы воспринимаем и собственные движения при первых попытках выполнить требуемое упражнение.

Более точное восприятие движений начинается с выделения  рабочих частей тела, поскольку всякое сложное движение совершается с помощью элементарных двигательных актов, в которых участвуют отдельные звенья тела. Такое дифференцированное восприятие может быть очень дробным. Например, при восприятии гимнастических упражнений мы можем замечать движения предплечья, кисти, пальцев, бедра, голени, пятки, носка, спины, головы, шеи, а также движения в локтевом, коленном, голеностопном суставах и т. д.

Все эти отдельные  движения воспринимаются как взаимосвязанные  части целого действия. При этом мы отмечаем характер и степень координированности этих отдельных движений в отношении их последовательности и согласованности друг с другом. Например, при беге совершаются последовательные и согласованные движения ног и рук; характерная согласованность движения ног и рук имеет место при плавании определенным стилем, при переходе через планку во время прыжка (сгибание корпуса координируется с движением рук, ног, головы и т. п.) и при других сложных физических упражнениях.

Все это говорит о  том, что процесс восприятия движений отличается большой сложностью. В  нем отражается как общий характер действия (ходьба, прыжок, подъем и переноска предмета, работа определенным инструментом и т. д.), так и отдельные элементы действия в их взаимосвязи, например направление движений, их величины и т. д.

Особенности движений, отмечаемые в их восприятии

В восприятии движений (как  целого действия, так и отдельных  его элементов) отражаются различные их особенности и свойства, из которых наибольшее значение имеют следующие:

1. Характер движения — сгибание, разгибание, выпрямление, отталкивание, подтягивание и т. д.

2. Форма движения — прямолинейное или криволинейное (круговое, дугообразное) движение.

3. Амплитуда (размах) движения—полная или неполная.

4. Направление движения — направо, налево, вверх, вниз и т. д.

5. Продолжительность движения — краткое или длительное движение.

6. Скорость движения — быстрое или медленное движение (при циклических движениях — быстрый или медленный темп).

7. Ускорение движения — равномерное, замедляющееся, ускоряющееся, плавное, прерывистое движение.

Восприятие как целого движения, так и составляющих его  элементов осуществляется с помощью согласованной деятельности различных анализаторов: зрительного, мышечно-двигатель-ного, вестибулярного и др.

 

ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ

Восприятие  речи зависит не только от слышимости входящих в нее звуков, но и от развитости обследуемого, богатства его словаря, знания языка и т. д. Связная речь или предложение воспринимается значительно лучше, чем отдельные слова, в особенности односложные.

Так, по новейшим данным речевой аудиометрии, если больной разборчиво воспринимает 50% односложных слов, то он не испытывает затруднений при восприятии связной речи, так как ее разборчивость достигает 80—100%: при связной речи можно дедуктивно восстанавливать недостающие звенья.

Двусложные слова с ударением на каждом слоге лучше воспринимаются, чем односложные. Нередко разница в их восприятии очень значительна. Хорошо известно, сколь различны результаты при разном характере предъявляемого больному словесного материала. Так, при обычных вопросах: «как вас зовут», «сколько вам лет», больной отвечает на значительно большем расстоянии, чем повторяет отдельные слова.

Когда исследуют числами, больной вначале хуже разбирает, чем потом, когда он уже узнает характер предъявляемого ему словесного материала. Все эти обстоятельства показывают, насколько трудно сравнивать результаты исследования слуха речью, полученные разными врачами.  
Было сделано немало попыток унифицировать состав слов для исследо вания шепотной речью. Известны таблицы русских слов В. И. Воячека. Н. А. Паутова.

При анализе состава  слов видно, что авторы имели в виду не только оценку восприятия речи, но л определение восприятия отдельных входящих в речь звуков и степень понижения на слова, состоящие из низких и высоких звуков (басовых и дискантовых). В свое время, когда более точные тональные методы не были широко внедрены в практику, эти данные имели большое диагностическое значение.

 

Сейчас к исследованию речевого слуха предъявляются более строгие и самостоятельные требования в смысле точности, возможности сравнения повторных данных и анализа его дефектов.

Большим достижением последнего времени является речевая аудио метрия. Однако было бы неправильно умалить значение обычного исследования шепотной и разговорной речью. Восприятие речи характеризует состояние основпой и важнейшей функции органа слуха человека.

Оно отражает функциональную деятельность как периферического слухового аппарата, так и центра слуха, где происходит необходимый для понимания речи высший анализ и синтез звуковых раздражений. Эти обстоятельства, с одной стороны, простота и доступность методики—с другой, сделали этот метод общепринятым и незаменимым в повседневной практике. С его помощью можно дать общую оценку остроты слуха и высказать предположение о характере тугоухости, а также дать заключение о пригодности больного к той или иной профессии.

Присущие обычному методу исследования шепотной и разговорной речью недостатки в значительной мере устранены при речевой аудиометрии. Преимущества новой методики: 1. Постоянство текста и дикции при исследовании с помощью магнитофонной звукозаписи. 2. Регулировка и регистрация громкости передаваемой звукозаписи. Эта регулировка возможна и при пользовании для исследования живой речью.

В этом случае диктор, говоря в микрофон, руководствуется показаниями вольтметра. 3. Потеря слуха определяется в более сравнимых числах — не измерением расстояния в метрах, а в децибелах. 4. Исследования дают представление о воз можности и границах разборчивого восприятия речи при различной ее громкости.

С помощью речевой аудиометрии можно более точно и объективно оценивать эффективность слухопротезирования и тем самым более обоснованно ставить показания к нему, а также судить о сдвигах в восприятии речи в результате реэдукации слуха, основная цель которой и заключается в лучшем использовании сохранившегося тонального слуха для улучшения восприятия речи.


Информация о работе Восприятие движения и речи