Воспитание: понятие, виды, стили

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 23:42, контрольная работа

Описание работы

Воспитание в узком смысле рассматривают как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, её взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в ещё более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи ((например, воспитание определённых черт характера, познавательной активности и т.д.)

Работа содержит 1 файл

психология контрольная.docx

— 39.38 Кб (Скачать)

Введение

Категория «воспитание» - одна из основных в педагогике.

Выделяют  воспитание в широком и узком  смыслах.

Воспитание  в широком смысле - это социальное явление, понимаемое как воздействие на личность и общество в целом.

Воспитание  как социальное явление – это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду.

Воспитание  в узком смысле рассматривают как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, её взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в ещё более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи      ((например, воспитание определённых черт характера, познавательной активности и т.д.)

Таким образом воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе развития у неё:

  1. Определённых отношений;
  2. Мировоззрения;
  3. Форм поведения (как проявление отношений и мировоззрения).

Процесс воспитания – целенаправленный и сознательно организованный педагогический процесс социального становления личности по овладению общественным опытом. Его определяют два фактора: целенаправленность и сознательная организованность.

Цель  воспитания – способствовать разностороннему развитию личности школьника, то есть создать все условия для самореализации личности в обществе. По Программе воспитания детей и учащейся молодёжи в РБ цель воспитания определяется как развитие и саморазвитие личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельности. Цель воспитания конкретизирована в задачах воспитания:

  • Способствовать развитию личности, её талантов, умственных способностей и физических сил в полном объёме;
  • Воспитывать уважение к правам человека и его свободе;
  • Воспитывать уважение к родителем ребёнка, его культурной самобытности, языку, ценностям странны, в которой ребёнок проживает;
  • Подготовить ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости, дружбы и взаимопонимания между народами;
  • Воспитывать уважение к окружающей природе.

    Сегодня главная  цель средней общеобразовательной  школы- способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать её творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребёнка с учётом его возрастных особенностей. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

2.1. Виды и стили  воспитания

В процессе теоретического обоснования и объяснения природы воспитания выделяют три  основные парадигмы, представляющие определенное отношение к социальным и биологическим  детерминантам.

Парадигма социального воспитания (П. Бурдье, Ж. Капель, Л. Кро, Ж. Фура-стье) ориентируется на приоритет социума в воспитании человека. Ее сторонники предлагают корректировать наследственность с помощью формирования соответствующего социокультурного мира воспитуемого,

«То, что мы знаем, ограничено, а что не знаем бесконечно». Лаплас

Сторонники  второй, биопсихологической парадигмы (Р. Галь, А. Медичи, Г. Миаларе, К. Роджерс, А. Фабр) признают важность взаимодействия человека с социокультурным миром и одновременно отстаивают независимость индивида от влияний последнего.

Третья  парадигма акцентирует внимание на диалектической взаимозависимости социальной и биологической, психологической и наследственной составляющих в процессе воспитания (3. И. Васильева, Л. И. Новикова, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский).

Виды  воспитания классифицируются по принципу содержательного многообразия воспитательных целей и способов их достижения.

По институциональному признаку выделяют:

  • семейное;
  • школьное;
  • внешкольное;
  • конфессиональное (религиозное);
  • воспитание по месту жительства (общинное);
  • воспитание в детских, юношеских организациях;
  • специали­зированных образовательных учреждениях (детских домах, школах-интернатах).

Семейное  воспитание — это организация жизнедеятельности ребенка в условиях семьи. Именно семья в течение первых шести-семи лет жизни ребенка формирует основы будущей личности. Семейное воспитание продуктивно, если оно осуществляется в атмосфере любви, взаимного понимания и уважения. Значительную роль здесь также играет профессиональная самореализация и материальное благополучие родителей, создающие условия для нормального развития ребенка. Например, «силовые отношения» распространяются там, где имеют место разногласия и ссоры между сослуживцами, соседями, женами и мужьями, родителями и детьми; где употребляют алкоголь и наркотики (Делез Ж. Фуко. М. 1998).

Воспитание  ребенка предполагает включение  его в ряд обычных домашних обязанностей (уборка своей постели, комнаты), постепенное усложнение заданий  и видов деятельности (спорт, музыка, чтение, работа в саду). Поскольку  у ребенка в этом возрасте имитация (непосредственное воспроизведение  действий, слов и поступков окружающих людей) выступает в качестве одного из основных способов познания мира, постольку  желательно ограничить внешние отрицательные  влияния.                                                           

Школьное  воспитание — это организация учебной деятельности и жизни детей в условиях школы. В данных условиях важное значение имеет личность учителя и позитивный характер общения с учениками, образовательно-воспитательная и психологическая атмосфера занятий и отдыха. А также внеучебная  воспитательная работа, включающая в себя поддержание школьных традиций и праздников, организацию самоуправления.

Внешкольное воспитание предполагает, что решение вышеозначенных задач осуществляется внешкольными образовательно-воспитательными учреждениями, организациями и обществами. К ним относятся центры развития, дома творчества детей, комнаты школьника при отделениях милиции (куда помещают подростков, нарушивших общественный порядок или преступивших закон), общества «зеленых» (юных натуралистов и экологов).

Конфессиональное  воспитание реализуется посредством религиозных традиций и обрядов, приобщения к системе религиозных ценностей и конфессиональной культуре, обращенных к «сердцу», к вере в божественное происхождение человека. Поскольку верующие люди составляют около 90 % человечества, постольку роль религиозного или церковного воспитания очень велика.

Воспитание  по месту жительства — это организация общественно полезной деятельности детей и молодежи в микрорайоне проживания. Данная, совместная со взрослыми деятельность заключается в посадке деревьев, уборке территории, сборе макулатуры, оказании шефской помощи одиноким старикам и инвалидам. А также кружковая работа, спортивные соревнования и праздники, организованные родителями и педагогами.

По  стилю отношений  между воспитателями  и воспитанниками (по признаку управления процессом воспитательного  воздействия на воспитанника со стороны воспитателя) различают:

  • авторитарное;
  • демократическое;
  • либеральное;
  • попустительское воспитание.

Авторитарное  воспитание — тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми. Чем выше социальная роль воспитателя как транслятора этой идеологии (учителя, священника, родителей, идеологических работников и т. п.), тем сильнее выражено принуждение воспитанника вести себя согласно данной идеологии. В этом случае воспитание осуществляется как оперирование природой человека и манипулирование его действиями. При этом доминируют такие воспитательные методы, как требование (прямое предъявление нормы должного поведения в конкретных условиях и к конкретным воспитанникам), упражнение в должном поведении с целью формирования привычного поведения и др. Принуждение является основным путем передачи социального опыта новому поколению. Степень принуждения определяется тем, насколько воспитуемый имеет право сам определять или выбирать содержание прошлого опыта и ценностной системы — семейных ценностей, норм поведения, правил общения, ценностей религии, этнической группы, партии и т. п. В деятельности воспитателя доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности, всезнайства.

Авторитарный  стиль характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. В этом случае педагог единолично принимает и меняет решения, большинство вопросов в отношении проблем обучения и воспитания решает сам. Преобладающими методами управления деятельностью своих воспитанников являются приказы, которые могут отдаваться в жесткой или мягкой форме (в виде просьбы, которую нельзя не выполнить). Авторитарный педагог всегда очень строго контролирует деятельность и поведение воспитанников, требователен к четкости выполнения его указаний. Инициатива воспитанников нe поощряется или поощряется в строго определенных пределах.

Рассматривая  ситуации проявления авторитарного  стиля на практике, можно обнаружить две крайности. Авторитарный стиль  может реализоваться педагогом  в режиме собственных ощущений, которые  можно описать с помощью метафор:

  «Я — командующий»  или «Я — отец».

 При  позиции «Я — командующий»  властная дистанция очень велика, и в процессе взаимодействия  с воспитанником усиливается  роль процедур и правил. При  позиции «Я — отец» сильная  концентрация власти и влияния  на действия воспитанника в  руках педагога сохраняется, но  при этом большую роль в  его действиях забота о воспитаннике  и ощущение ответственности за  его настоящее и будущее.

Демократический стиль воспитания характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов и пр. Педагог старается принимать решения, советуясь с воспитанником, и предоставляет ему возможность высказывать свое мнение, отношение, делать самостоятельно выбор. Часто такой педагог обращается к воспитаннику с просьбами, рекомендациями, советом, реже — приказывает. Систематически контролируя работу, всегда отмечает положительные результаты и достижения, личностный рост воспитанника и его просчеты, обращая внимание на те моменты, которые требуют дополнительных усилий, работы над собой или специальных занятий. Педагог требователен, но одновременно справедлив, во всяком случае старается таковым быть, особенно в оценке действий, суждений поступков своего воспитанника. В общении с людьми, в том числе и с детьми, всегда вежлив и доброжелателен.

Демократический стиль может на практике реализоваться в системе следующих метафор: «Равный среди равных» и «Первый среди равных».

Первый  вариант — «Равный среди равных»  — это стиль отношений между  воспитателем и воспитанником, в  рамках которого педагог в основном выполняет необходимые обязанности  по координации действий воспитанника в организации его учебной  деятельности, самообразования, досуга и пр., учитывая его интересы и  собственное мнение, согласовывая с  ним на правах «взрослого» человека все вопросы и проблемы.

Вторая  позиция — «Первый среди равных»  — реализуется в отношениях между  педагогом и воспитанником, в  которых доминирует высокая культура деятельности и отношений, большое  доверие педагога к воспитаннику и уверенностью правильности всех его  суждений, действий и поступков. В  этом случае педагог признает право  на автономию и в основном видит  задачу в координации самостоятельных  действий ученика и оказании помощи при обращении к нему самого воспитанника. 

Уточним понимание демократического взаимодействия - это такой тип взаимодействия людей, если ни у одной из двух договаривающихся сторон нет возможности заставить другую что-либо делать. Например, директора двух соседних школ договариваются о сотрудничестве. У них одинаковый социально-административный статус, они в равной степени экономически и социально защищены. В этом случае, чтобы достичь результата, им приходится договариваться. Второй пример: два учителя школы договариваются о разработке интегрированного курса. Путь через принуждение в этой ситуации в принципе неприемлем.        

Информация о работе Воспитание: понятие, виды, стили