Воспитание как целенаправленный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Воспитательный процесс в средней школе является частью широкого процесса формирования личности, который объединяет как обучение и воспитание в школе, так и воспитание в семье, и воздействие микросреды, социального окружения ребенка. Процесс воспитания менее изучен, хотя он имеет свои особенности и представляется в известном смысле более сложным, чем обучение.

Работа содержит 1 файл

5.docx

— 23.92 Кб (Скачать)

5. Воспитание как  целенаправленный процесс 

5.1 Сущность процесса  воспитания 

       Воспитательный процесс в средней школе является частью широкого процесса формирования личности, который объединяет как обучение и воспитание в школе, так и воспитание в семье, и воздействие микросреды, социального окружения ребенка. Процесс воспитания менее изучен, хотя он имеет свои особенности и представляется в известном смысле более сложным, чем обучение. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс интериоризации, то есть перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение. Благодаря воспитанию и складывается собственно психологическая структура личности.

      С  точки зрения педагогики, процесс  воспитания - сознательно организуемое  взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника. В нем отражается личностно-деятельностный подход к воспитанию, принятый в отечественной теории. Следует избегать понимания воспитания как одностороннего действия на личность, это ведет к манипулированию личностью.

      Современная  теория считает, что воспитание  состоит не в прямом воздействии,  а в социальном взаимодействии  педагога и воспитанника. Процесс  реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

      Воспитательный процесс носит многофакторный характер: на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация и др. Это делает процесс воспитания и более богатым, легким (много способов воздействия) и одновременно более трудным: сложно интегрировать все факторы, управлять процессом, оградить его от стихийности и негативно действующих факторов. Например, ТВ и кино - сильный фактор воспитания, часто играющий негативную роль.

      Воспитание  является долговременным, непрерывным  процессом, переходящим в самовоспитание. Результаты воспитания носят  отсроченный и неодинаковый для  всех характер. Они могут обнаруживаться  не сразу, а спустя время  после окончания школы. На разных  учащихся воспитание оказывает  различное влияние, что объясняется  многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого.

      Процесс  воспитания для тех, кто его  осуществляет, для педагогов, раскрывается  как последовательное решение  ряда педагогических ситуаций. В  нем выделен цикл педагогической деятельности - система действий по реализации процесса воспитания. Она включает в себя этапы: - диагностика (изучение) воспитанников и определение задач воспитания; - проектирование, планирование воспитательной деятельности (разработка содержания, методов, форм); - организация педагогического взаимодействия (реализация планов); - проверка, оценка результатов. Затем все повторяется в следующем цикле воспитательной работы.  

5.2 Принципы воспитания

       Как было сказано, принципы  воспитания - это общие требования, определяющие воспитательный процесс  посредством норм, правил, рекомендаций  по разработке, организации и  проведению воспитательной работы. В них отражается представление  о сущности воспитания, поскольку  принципы формулируются на основе  закономерностей педагогических процессов (см. текст 2.3).

      Современная  отечественная наука дает систему  принципов воспитания и обучения, которая составляет некоторое  единство, отражает существенные  особенности учебно-воспитательного  процесса и служит руководством  к практике. Ряд ученых рассматривают единую систему принципов воспитания и обучения. Другие дают их отдельно. При всей близости процессов обучения и воспитания, следует отделить принципы каждого из этих процессов, стремясь осмыслить специфику их, не забывая о некоторой условности разделения.

      Обзор  литературы позволяет выделить  следующие принципы воспитания, характеризующие современное научное представление о теории и практике этого процесса.

      1. Принцип  связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. Это означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям. Это находит выражение и в том, что воспитание имеет целевую направленность. Принцип требует определения целей воспитания с учетом государственных и личностных требований. Следует помнить, что в современной России целью воспитания является помощь личности во всестороннем развитии, профессиональном и жизненном самоопределении (текст 3.4).

      Кроме  того, принцип связи школы с  жизнью предполагает такую организацию  воспитания, чтобы учащиеся не замыкались в школьной среде, что должно обеспечиваться разными путями: разработкой содержания, подбором методов, форм и средств воспитания.

      2. Принцип  комплексности, целостности, единства  всех компонентов воспитательного процесса. Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса.

      3. Принцип  педагогического руководства и  самостоятельной деятельности, активности школьников. Это требование опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому воспитание состоит в организации разных видов деятельности, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции.

      В  советский период педагогика  выделяла принцип воспитания  в труде. Труд как деятельность  является действительно важным  средством воспитания. Требование  воспитывать в труде реализуется,  если принцип руководства самостоятельной  деятельностью детей понимать широко, в том числе как организацию различных видов труда школьников, который является обязательным компонентом образования в педагогических системах большинства стран (см. текст 7.4).

      4. Принцип  гуманизма, уважения к личности  ребенка в сочетании с требовательностью к нему. Он регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует от учителя умения создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.

      5. Принцип  опоры на положительное в личности ребенка. Он связан с предыдущим и требует от педагога веры в положительные результаты воспитания, в стремление ученика быть лучше, поддерживать, развивать это стремление. Для этого имеется система методов, средств воспитания, личностные качества учителя, его профессиональные умения.

      6. Принцип  воспитания в коллективе и  через коллектив. Один из классических  принципов советской педагогики, он предполагает организацию  воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и деятельность. Однако его следует понимать шире, как воспитание в группе, через общение, что требует знания учителем социальной психологии и умений формировать межличностные отношения.

      7. Принцип  учета возрастных и индивидуальных  особенностей школьников. Учителя должны знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия школьников, изучать их доступными способами и в соответствии с ними выбирать определенные средства и методы работы с конкретными воспитанниками.

      8. Принцип  единства действий и требований  школы, семьи и общественности. Поскольку воспитание происходит под влиянием многих факторов, среди которых наиболее значительные - семья школьника и социальные институты, школа, педагогический коллектив должны обеспечить единые и согласованные действия всех участников воспитательного процесса.

      Педагогическая  наука утверждает, что все принципы  воспитания тесно связаны между  собой, отражают целостное представление  о том, каким должно быть  воспитание и как его нужно организовывать. В этом заключается научное значение принципов и их роль в практике.  

5.3 Критерии эффективности  воспитательного процесса 

       Об эффективности воспитательного  процесса следует судить в  двух планах, результативном и процессуальном. Первое означает, что воспитание тем эффективнее, чем больше результаты совпадают с целями. Результативность проявляется в уровне воспитанности учащихся, который выражается в показателях - наблюдаемых признаках поведения и сознания: умения и знания учащихся, сформированность коллективных и межличностных отношений, социальная активность, наличие нравственных норм, развитость эстетических вкусов и пр. Уровень воспитанности определяется методами диагностики (см. ниже).

      Процессуальная  оценка эффективности воспитательного  процесса состоит в установлении того, насколько адекватно определены цели, содержание работы, выбраны методы, средства и формы ее, учтены психологические условия и многое другое в деятельности педагога. Для выявления этого используются методы наблюдения, беседы, педагогический анализ воспитательных дел, проводимых в школе. Последнему студенты должны учиться на школьной практике и в самостоятельной работе.  

5.4 Самовоспитание  и перевоспитание 

       Логика воспитания в школе  и жизни строится так, что  процесс воспитания должен переходить  в процесс самовоспитания. Самовоспитание - это сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности. Собственная деятельность ребенка по саморазвитию является необходимым условием воспитательного процесса. "Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает" (В.Сухомлинский). Задача школьного воспитания - разбудить внутренние силы ученика и направить их на саморазвитие, руководить самовоспитанием учащихся. Для решения этих задач используются такие средства: сообщение знаний о развитии и самовоспитании, организация коллективной и индивидуальной деятельности по самовоспитанию, консультирование, поощрение. Учеников надо обучать приемам и технике самовоспитания: самоанализу, саморегуляции, самооценке, самоконтролю и др. Им следует знать широко известные системы аутотренинга, соединяющие в себе психологические и религиозно-философские элементы самосовершенствования. Важную роль в самовоспитании играет самосознание, формирование Я-концепции личности. Под последней понимается система представлений личности о себе, образ Я, на основе которого строится взаимодействие с другими и отношение к себе. Воспитание в школе и в семье должно служить формированию позитивной Я-концепции. Следует иметь в виду и возможность для учеников по их выбору самосовершенствования в рамках духовного миропонимания, под руководством духовных лиц.

      Процесс  воспитания включает в себя  и перевоспитание, понимаемое как  перестройка установок, взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам и другим требованиям общества. Процесс изменения, ломки сознания и поведения очень сложен, поскольку должны изменяться стереотипы поведения, имеющие устойчивый характер. В перевоспитании нуждаются ученики, называемые трудными, имеющие отклонения в поведении, часто не успевающие в учебе. Причиной этого являются, как правило, ошибки в семейном и/или школьном воспитании, влияние малых социальных групп.

      Процесс  перевоспитания строится примерно  по такому алгоритму: установление  причин отклонения в развитии  и поведении ученика, формулирование  проблем в его воспитании, определение  путей и средств, влияющих на  перестройку сложившихся стереотипов  поведения, активизация сознания  и деятельности ребенка в учебе,  досуге, применение системы требований, поощрение, наказание, стимулирование, контроль.

      Современная  педагогика предпочитает называть  перевоспитание коррекцией поведения, поскольку часто отклонения в поведении связаны с психологическими проблемами в развитии, с акцентуацией характера. Этот термин означает чрезмерную выраженность отдельных сторон характера (возбудимость, агрессивность, замкнутость, тревожность и пр.). В этих случаях требуется совместная работа психолога, педагога, врача, психолого-педагогическая коррекция личности, использующая методы психотерапии (гипноз, психоанализ) и педагогики, при обязательном изучении и мониторинге развития ребенка.  

5.5 Современная отечественная  концепция воспитания 

       Концепция - система взглядов, определенное  понимание явлений и процессов.  Описать концепцию воспитания значит охарактеризовать основные компоненты воспитания: цели, содержание, принципы, методы, средства и формы, условия. В современной литературе часто в значении "концепция" употребляется термин " модель".

      В  условиях преобразований в России  в настоящее время не сложилась  концепция воспитания в образовательной  системе, где создаются разные  подходы к воспитанию: официальный  подход, православное воспитание, альтернативные  системы, например, вальдорфская педагогика, и др. Все они более или менее радикально сменяют коммунистическое воспитание.

      Система  коммунистического воспитания создавалась  с 1918 года В.Лениным, Н.Крупской, А.Луначарским, А.Макаренко и другими.  Она была государственной системой в Советском Союзе до начала 90-ых годов. В настоящее время она претерпевает изменения, хотя многие ее положения сохраняют свое значение для современного образования. Целью коммунистического воспитания было формирование всесторонне и гармонично развитой личности, гражданина-коллективиста, личности социалистического типа, обладающей преданностью идеалам коммунизма, политической активностью, патриотизмом и интернационализмом, коммунистическим отношением к труду.

Информация о работе Воспитание как целенаправленный процесс