5. Воспитание как
целенаправленный процесс
5.1 Сущность процесса
воспитания
Воспитательный процесс в средней школе
является частью широкого процесса формирования
личности, который объединяет как обучение
и воспитание в школе, так и воспитание
в семье, и воздействие микросреды, социального
окружения ребенка. Процесс воспитания
менее изучен, хотя он имеет свои особенности
и представляется в известном смысле более
сложным, чем обучение. Психологическая
сущность процесса воспитания состоит
в переводе ребенка из одного состояния
в другое, и с позиций психологии воспитание
есть процесс интериоризации, то есть
перевода внешнего по отношению к личности
опыта, знаний, ценностей, норм, правил
во внутренний психический план личности,
в ее убеждения, установки, поведение.
Благодаря воспитанию и складывается
собственно психологическая структура
личности.
С
точки зрения педагогики, процесс
воспитания - сознательно организуемое
взаимодействие педагогов и воспитанников,
организация и стимулирование активной
деятельности воспитуемых по овладению
ими социальным и духовным опытом, ценностями,
отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении
подчеркивается активная деятельность
объекта воспитания, школьника. В нем отражается
личностно-деятельностный подход к воспитанию,
принятый в отечественной теории. Следует
избегать понимания воспитания как одностороннего
действия на личность, это ведет к манипулированию
личностью.
Современная
теория считает, что воспитание
состоит не в прямом воздействии,
а в социальном взаимодействии
педагога и воспитанника. Процесс
реализуется через организацию деятельности
детей, результат действий педагога выражается
в качественных сдвигах в сознании и поведении
школьника. Современную отечественную
концепцию воспитания характеризуют понятия:
взаимодействие, сотрудничество, воспитательные
отношения, педагогическая ситуация, социальная
ситуация развития. По существу, воспитывать
это значит организовывать содержательную
жизнь и развивающую деятельность детей
совместно со взрослыми, где у тех и других
будут свои роли, цели, взаимные отношения.
Воспитательный
процесс носит многофакторный характер:
на становление личности влияет семья,
школа, микросреда, общественные организации,
средства массовой коммуникации, искусство,
социально-экономическая ситуация и др.
Это делает процесс воспитания и более
богатым, легким (много способов воздействия)
и одновременно более трудным: сложно
интегрировать все факторы, управлять
процессом, оградить его от стихийности
и негативно действующих факторов. Например,
ТВ и кино - сильный фактор воспитания,
часто играющий негативную роль.
Воспитание
является долговременным, непрерывным
процессом, переходящим в самовоспитание.
Результаты воспитания носят
отсроченный и неодинаковый для
всех характер. Они могут обнаруживаться
не сразу, а спустя время
после окончания школы. На разных
учащихся воспитание оказывает
различное влияние, что объясняется
многообразием факторов и наличием собственной
воли у каждого воспитуемого.
Процесс
воспитания для тех, кто его
осуществляет, для педагогов, раскрывается
как последовательное решение
ряда педагогических ситуаций. В
нем выделен цикл педагогической
деятельности - система действий по реализации
процесса воспитания. Она включает в себя
этапы: - диагностика (изучение) воспитанников
и определение задач воспитания; - проектирование,
планирование воспитательной деятельности
(разработка содержания, методов, форм);
- организация педагогического взаимодействия
(реализация планов); - проверка, оценка
результатов. Затем все повторяется в
следующем цикле воспитательной работы.
5.2 Принципы воспитания
Как было сказано, принципы
воспитания - это общие требования,
определяющие воспитательный процесс
посредством норм, правил, рекомендаций
по разработке, организации и
проведению воспитательной работы.
В них отражается представление
о сущности воспитания, поскольку
принципы формулируются на основе
закономерностей педагогических процессов
(см. текст 2.3).
Современная
отечественная наука дает систему
принципов воспитания и обучения,
которая составляет некоторое
единство, отражает существенные
особенности учебно-воспитательного
процесса и служит руководством
к практике. Ряд ученых рассматривают
единую систему принципов воспитания
и обучения. Другие дают их отдельно. При
всей близости процессов обучения и воспитания,
следует отделить принципы каждого из
этих процессов, стремясь осмыслить специфику
их, не забывая о некоторой условности
разделения.
Обзор
литературы позволяет выделить
следующие принципы воспитания,
характеризующие современное научное
представление о теории и практике этого
процесса.
1. Принцип
связи воспитания с жизнью, социокультурной
средой. Это означает, что воспитание должно
строиться в соответствии с требованиями
общества, перспективой его развития,
отвечать его потребностям. Это находит
выражение и в том, что воспитание имеет
целевую направленность. Принцип требует
определения целей воспитания с учетом
государственных и личностных требований.
Следует помнить, что в современной России
целью воспитания является помощь личности
во всестороннем развитии, профессиональном
и жизненном самоопределении (текст 3.4).
Кроме
того, принцип связи школы с
жизнью предполагает такую организацию
воспитания, чтобы учащиеся не замыкались
в школьной среде, что должно обеспечиваться
разными путями: разработкой содержания,
подбором методов, форм и средств воспитания.
2. Принцип
комплексности, целостности, единства
всех компонентов воспитательного
процесса. Он означает организацию многостороннего
педагогического влияния на личность
через систему целей, содержания, средств
воспитания, учет всех факторов и сторон
воспитательного процесса.
3. Принцип
педагогического руководства и
самостоятельной деятельности, активности
школьников. Это требование опирается
на главный закон развития личности: человек
развивается в активной самостоятельной
деятельности. Поэтому воспитание состоит
в организации разных видов деятельности,
в которой педагог должен стимулировать
активность воспитанников, их творческую
свободу, сохраняя, однако, руководящие
позиции.
В
советский период педагогика
выделяла принцип воспитания
в труде. Труд как деятельность
является действительно важным
средством воспитания. Требование
воспитывать в труде реализуется,
если принцип руководства самостоятельной
деятельностью детей понимать широко,
в том числе как организацию различных
видов труда школьников, который является
обязательным компонентом образования
в педагогических системах большинства
стран (см. текст 7.4).
4. Принцип
гуманизма, уважения к личности
ребенка в сочетании с требовательностью
к нему. Он регламентирует отношения педагогов
и воспитанников и предполагает, что эти
отношения строятся на доверии, взаимном
уважении, авторитете учителя, сотрудничестве,
любви, доброжелательности. Принцип требует
от учителя умения создать благоприятный
психологический климат в группе, положительный
эмоциональный фон. Одновременно педагог
должен помнить о приоритете воспитательных,
образовательных задач и проявлять высокую
требовательность к воспитанникам для
достижения нужных результатов.
5. Принцип
опоры на положительное в личности
ребенка. Он связан с предыдущим и требует
от педагога веры в положительные результаты
воспитания, в стремление ученика быть
лучше, поддерживать, развивать это стремление.
Для этого имеется система методов, средств
воспитания, личностные качества учителя,
его профессиональные умения.
6. Принцип
воспитания в коллективе и
через коллектив. Один из классических
принципов советской педагогики,
он предполагает организацию
воспитательных воздействий на личность
через коллективистские отношения и деятельность.
Однако его следует понимать шире, как
воспитание в группе, через общение, что
требует знания учителем социальной психологии
и умений формировать межличностные отношения.
7. Принцип
учета возрастных и индивидуальных
особенностей школьников. Учителя должны
знать типовые возрастные особенности
и индивидуальные различия школьников,
изучать их доступными способами и в соответствии
с ними выбирать определенные средства
и методы работы с конкретными воспитанниками.
8. Принцип
единства действий и требований
школы, семьи и общественности.
Поскольку воспитание происходит под
влиянием многих факторов, среди которых
наиболее значительные - семья школьника
и социальные институты, школа, педагогический
коллектив должны обеспечить единые и
согласованные действия всех участников
воспитательного процесса.
Педагогическая
наука утверждает, что все принципы
воспитания тесно связаны между
собой, отражают целостное представление
о том, каким должно быть
воспитание и как его нужно организовывать.
В этом заключается научное значение принципов
и их роль в практике.
5.3 Критерии эффективности
воспитательного процесса
Об эффективности воспитательного
процесса следует судить в
двух планах, результативном и процессуальном.
Первое означает, что воспитание тем эффективнее,
чем больше результаты совпадают с целями.
Результативность проявляется в уровне
воспитанности учащихся, который выражается
в показателях - наблюдаемых признаках
поведения и сознания: умения и знания
учащихся, сформированность коллективных
и межличностных отношений, социальная
активность, наличие нравственных норм,
развитость эстетических вкусов и пр.
Уровень воспитанности определяется методами
диагностики (см. ниже).
Процессуальная
оценка эффективности воспитательного
процесса состоит в установлении
того, насколько адекватно определены
цели, содержание работы, выбраны методы,
средства и формы ее, учтены психологические
условия и многое другое в деятельности
педагога. Для выявления этого используются
методы наблюдения, беседы, педагогический
анализ воспитательных дел, проводимых
в школе. Последнему студенты должны учиться
на школьной практике и в самостоятельной
работе.
5.4 Самовоспитание
и перевоспитание
Логика воспитания в школе
и жизни строится так, что
процесс воспитания должен переходить
в процесс самовоспитания. Самовоспитание
- это сознательная, целенаправленная
самостоятельная деятельность, ведущая
к возможно более полной реализации, развитию
и совершенствованию личности. Собственная
деятельность ребенка по саморазвитию
является необходимым условием воспитательного
процесса. "Никто не сможет воспитать
человека, если он сам себя не воспитывает"
(В.Сухомлинский). Задача школьного воспитания
- разбудить внутренние силы ученика и
направить их на саморазвитие, руководить
самовоспитанием учащихся. Для решения
этих задач используются такие средства:
сообщение знаний о развитии и самовоспитании,
организация коллективной и индивидуальной
деятельности по самовоспитанию, консультирование,
поощрение. Учеников надо обучать приемам
и технике самовоспитания: самоанализу,
саморегуляции, самооценке, самоконтролю
и др. Им следует знать широко известные
системы аутотренинга, соединяющие в себе
психологические и религиозно-философские
элементы самосовершенствования. Важную
роль в самовоспитании играет самосознание,
формирование Я-концепции личности. Под
последней понимается система представлений
личности о себе, образ Я, на основе которого
строится взаимодействие с другими и отношение
к себе. Воспитание в школе и в семье должно
служить формированию позитивной Я-концепции.
Следует иметь в виду и возможность для
учеников по их выбору самосовершенствования
в рамках духовного миропонимания, под
руководством духовных лиц.
Процесс
воспитания включает в себя
и перевоспитание, понимаемое как
перестройка установок, взглядов и способов
поведения, противоречащих этическим
нормам и другим требованиям общества.
Процесс изменения, ломки сознания и поведения
очень сложен, поскольку должны изменяться
стереотипы поведения, имеющие устойчивый
характер. В перевоспитании нуждаются
ученики, называемые трудными, имеющие
отклонения в поведении, часто не успевающие
в учебе. Причиной этого являются, как
правило, ошибки в семейном и/или школьном
воспитании, влияние малых социальных
групп.
Процесс
перевоспитания строится примерно
по такому алгоритму: установление
причин отклонения в развитии
и поведении ученика, формулирование
проблем в его воспитании, определение
путей и средств, влияющих на
перестройку сложившихся стереотипов
поведения, активизация сознания
и деятельности ребенка в учебе,
досуге, применение системы требований,
поощрение, наказание, стимулирование,
контроль.
Современная
педагогика предпочитает называть
перевоспитание коррекцией поведения,
поскольку часто отклонения в поведении
связаны с психологическими проблемами
в развитии, с акцентуацией характера.
Этот термин означает чрезмерную выраженность
отдельных сторон характера (возбудимость,
агрессивность, замкнутость, тревожность
и пр.). В этих случаях требуется совместная
работа психолога, педагога, врача, психолого-педагогическая
коррекция личности, использующая методы
психотерапии (гипноз, психоанализ) и педагогики,
при обязательном изучении и мониторинге
развития ребенка.
5.5 Современная отечественная
концепция воспитания
Концепция - система взглядов, определенное
понимание явлений и процессов.
Описать концепцию воспитания значит
охарактеризовать основные компоненты
воспитания: цели, содержание, принципы,
методы, средства и формы, условия. В современной
литературе часто в значении "концепция"
употребляется термин " модель".
В
условиях преобразований в России
в настоящее время не сложилась
концепция воспитания в образовательной
системе, где создаются разные
подходы к воспитанию: официальный
подход, православное воспитание, альтернативные
системы, например, вальдорфская педагогика,
и др. Все они более или менее радикально
сменяют коммунистическое воспитание.
Система
коммунистического воспитания создавалась
с 1918 года В.Лениным, Н.Крупской,
А.Луначарским, А.Макаренко и другими.
Она была государственной системой
в Советском Союзе до начала 90-ых годов.
В настоящее время она претерпевает изменения,
хотя многие ее положения сохраняют свое
значение для современного образования.
Целью коммунистического воспитания было
формирование всесторонне и гармонично
развитой личности, гражданина-коллективиста,
личности социалистического типа, обладающей
преданностью идеалам коммунизма, политической
активностью, патриотизмом и интернационализмом,
коммунистическим отношением к труду.