Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:00, реферат
Процесс самовоспитания наиболее активно протекает в подростковом, старшем школьном возрасте. Основную роль в организации самовоспитания подростка играет педагогическое воспитание в школе.
Невозможно оторвать друг от друга понятия воспитание и самовоспитание, это две стороны одного и того же процесса, имеющий одни и те же цели. Как воспитание невозможно организовать без самовоспитания объекта воспитательного процесса, так и самовоспитание школьника-подростка было бы проблематично без педагогического воспитания.
В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал, позволяющий проникнуть в суть процесса самовоспитания.
Введение.
Процесс
самовоспитания наиболее активно протекает
в подростковом, старшем школьном
возрасте. Основную роль в организации
самовоспитания подростка играет педагогическое
воспитание в школе.
Невозможно оторвать друг от друга понятия
воспитание и самовоспитание, это две
стороны одного и того же процесса, имеющий
одни и те же цели. Как воспитание невозможно
организовать без самовоспитания объекта
воспитательного процесса, так и самовоспитание
школьника-подростка было бы проблематично
без педагогического воспитания.
В настоящее время в науке накоплен достаточный
фактический материал, позволяющий проникнуть
в суть процесса самовоспитания. Механизм
самовоспитания имеет следующие особенности:
подросток выбирает цели жизни, идеалы
в соответствии с общественными критериями,
готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется
в коллективной деятельности по улучшению
окружающего мира.
Можно выделить следующие параметры самовоспитания:
направленность, т.е. мотивы работы над
собой.
содержание (умственное, физическое, нравственное,
трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное,
комплексное).
устойчивость (случайное, эпизодическое,
постоянное).
эффективность в формировании личности
(выполняет функции главные и вспомогательные).
Рассматривая проблему влияния самовоспитания
характера, необходимо коснутся самого
процесса воспитания, и естественно
того, что может помочь подростку "самовоспитать"
себя в гармоничную личность. Для выяснения
этих и других вопросов касающихся темы
данной курсовой работы была использована
педагогическая, психологическая, и научно-популярная
литература. Такой выбор разнообразной
литературы обусловлен тем, что данная
тема не может быть рассмотрена только
в рамках педагогики или только психологии,
слишком обширный круг проблем она затрагивает.
1. Общее понятие о характере.
В
буквальном переводе с
2. Черты характера
Характер
- это неразрывное целое. Но изучить и понять
такое сложное целое, как характер, нельзя,
не выделив в нем отдельных сторон или
типичных проявлений (черт характера).
Общие черты характера проявляются в отношениях
личности к общественным обязанностям
и долгу, к людям, к самой себе. Отношение
к общественным обязанностям и долгу,
прежде всего проявляется в отношении
личности к общественному труду. В этой
связи выявляются такие черты характера,
как трудолюбие, добросовестность, настойчивость,
бережливость, и противоположные им - леность,
небрежность, пассивность, расточительство.
Отношение человека к труду оказывает
решающее влияние на формирование его
других личностных качеств. Д. И. Писарев
писал: "Характер закаляется трудом,
и кто никогда не добывал себе собственным
трудом насущного пропитания, тот в большей
части остается навсегда слабым, вялым
и бесхарактерным человеком". Отношение
к людям наглядно выступает в таких чертах
характера, как общительность, вежливость,
доброжелательность и т. п. Антиподами
этих черт являются замкнутость, бестактность,
недоброжелательность. Как утверждал
В. Гюго, "у каждого человека три характера:
тот, который ему приписывают; тот, который
он сам себе приписывает; и, наконец, тот,
который есть в действительности". В
целях выяснения сути своего характера
человеку полезно знать мнение о себе
коллектива, в котором он работает и проводит
значительную часть своей жизни. И прежде
всего то, насколько упорядочены у него
отношения с людьми, насколько он нужен
людям, насколько он авторитетен среди
них. Отношение к самому себе проявляется
в самооценке своих действий. Трезвая
самооценка - это одно из условий совершенствования
личности, помогающих вырабатывать такие
черты характера, как скромность, принципиальность,
самодисциплина. Отрицательными чертами
характера являются повышенное самомнение,
высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий
этими чертами, обычно неуживчив в коллективе,
невольно создает в нем предконфликтные
и конфликтные ситуации. Нежелательна
и другая крайность в характере человека:
недооценка своих достоинств, робость
в высказывании своих позиций, в отстаивании
своих взглядов. Скромность и самокритичность
должны сочетаться с обостренным чувством
собственного достоинства, основанном
на сознании действительной значимости
своей личности, на наличии известных
успехов в труде на общую пользу. Принципиальность
- одно из ценных личностных качеств, придающих
характеру деятельную направленность.
3. Волевые черты характера.
Под
волей понимается сложный
пути
воспитания характера Необходимым
условием воспитания характера является
формирование мировоззрения, убеждений,
и идеалов. Мировоззрением определяется
направленность человека, его жизненные
цели, устремления, из мировоззрения вытекают
моральные установки, которыми люди руководствуются
в своих поступках. Задача формирования
мировоззрения, убеждений должна решаться
в единстве с воспитанием определенных
форм поведения, в которых могла бы воплотиться
система отношений человека к действительности.
Поэтому для воспитания общественно ценных
черт характера необходима такая организация
игровой, учебной, трудовой деятельности
ребенка, при которой он бы мог накопить
опыт правильного поведения. В процессе
формирования характера надо закреплять
не только определенную форму поведения,
но и соответствующий мотив этого поведения,
но и соответствующий мотив этого поведения,
ставить детей в такие условия, чтобы их
практическая деятельность соответствовала
их идейному воспитанию, чтобы они применяли
на практике усваиваемые принципы поведения.
Если условия, в которых жил и действовал
ребенок, не требовали от него, например,
проявления выдержки или инициативности,
то соответствующие черты характера у
него и не выработаются, какие бы высокие
моральные идеи ни прививались ему словесно.
Нельзя воспитать мужественного человека,
если не поставить его в такие условия,
когда бы он мог и должен был проявить
мужество. Воспитание, устраняющее все
трудности на жизненном пути ребенка,
никогда не может создать сильного характера.
Важнейшим средством воспитания характера
является труд. В серьезном и общественно
значимом труде, связанном с преодолением
трудностей, воспитываются лучшие черты
характера - целеустремленность, коллективизм,
настойчивость. Важнейшее условие правильной
организации воспитательных мероприятий
- тесная согласованность учебно-воспитательной
работы школы с соответствующими влияниями
семьи. На воспитание характера влияют
литература и искусство. Образы литературных
героев и их поведение часто служат для
школьника своеобразным образцом, с которым
он сравнивает свое поведение. На воспитание
характера влияет и личный пример воспитателя,
будь то родите ли или педагоги. То что
делают воспитатели, часто гораздо больше
влияет на жизнь ребенка, чем то, что они
ему говорят. Как учитель относится к работе,
как он следует общественным нормам поведения,
владеет ли собой и своими чувствами, каков
стиль его работы - все это имеет огромное
значение для воспитания характера детей.
Важную роль в формировании характера
играет живое слово учителя, воспитателя,
с которым он обращается к ребенку. Значительное
место занимают, в частности, этические,
или моральные, беседы. Их цель - формировать
у детей правильные моральные представления
и понятия. Для более старших школьников
один из путей формирования характера
- самовоспитание. Однако и у младших школьников
учитель должен воспитывать стремление
изжить у себя те или иные недостатки,
нежелательные привычки, выработать полезные
привычки. Особенно важна необходимость
индивидуального подхода в воспитании
характера. Индивидуальный подход требует
выбора и осуществления таких воспитательных
мероприятий, которые соответствовали
бы особенностям личности школьника и
состоянию, в котором он в данное время
находится. Совершенно необходимо принимать
во внимание мотивы поступков, так как
различия в мотивах определяют и различия
в воспитательных мероприятиях, которые
должны быть осуществлены учителем в ответ
на тот или иной поступок учащегося. Индивидуальный
подход требует опоры на то положительное,
что уже есть у каждого ребенка в области
его интересов, отношений к людям, к отдельным
видам деятельности и т. д. Всемерно развивая
уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные
поступки, педагог легче может добиться
преодоления отрицательных черт характера
у детей. Для того чтобы воспитывать характер
школьника с учетом его индивидуальных
особенностей, следует хорошо знать их,
т. е. всесторонне и глубоко изучить индивидуальность
ученика. Изучение ребенка - сравнительно
длительный процесс. Только хорошее знание
учащегося позволит наметить индивидуальные
мероприятия по его дальнейшему воспитанию
или перевоспитанию и приведет к желаемым
результатам. Впервые встречаясь с учениками
в самом начале первого года обучения,
учитель должен внимательно наблюдать
их, побеседовать с родителями об условиях
и некоторых особенностях развития ребенка,
о проявлениях его характера. На основании
наблюдений и бесед необходимо составить
определенную программу формирования
характера ребенка с учетом его индивидуальных
особенностей.
4. Определение самовоспитания
Самовоспитание - это процесс усвоения
человеком опыта предшествующих
поколений посредством
Воспитание и самовоспитание личности
во многом сводится к постепенному формированию
готовности реагировать на что-либо должным
образом, иными словами, к формированию
установок, полезных для человека и для
общества. Уже в раннем детстве родители
сознательно и бессознательно формируют
образцы поведения, установки: "Не плачь
- ты мужчина", "Не пачкайся - ведь
ты девочка" и т.п., т.е. ребенок получает
эталоны "хорошего - плохого". И к
тому возрасту, когда мы начинаем себя
осознавать, мы находим у себя в психике
массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов,
установок, которые оказывают влияние
и на усвоение новой информации, и на отношение
к окружающему. Эти часто неосознаваемые
установки действуют на человека с огромной
силой, заставляя воспринимать и реагировать
на мир в духе установок, усвоенных с детства.
В понятии "самовоспитание" педагогика
описывает внутренний духовный мир человека,
его способность самостоятельно развиваться.
Внешние факторы - воспитание - лишь условия,
средства их пробуждения, приведения в
действие. Вот почему философы, педагоги,
психологи утверждают, что именно в душе
человека заложены движущие силы его развития.
В процессе воспитания необходимо побудить
подростка к осуществлению самовоспитания.
Сам ребенок активен уже с рождения, он
рождается со способностью к развитию.
Он не сосуд, куда "сливается" опыт
человечества, он сам способен этот опыт
приобретать и творить что-то новое. Поэтому
основным душевным фактором развития
человека является самовоспитание.
Самовоспитание - деятельность человека,
направленная на изменение своей личности
в соответствии с сознательно поставленными
целями, сложившимися идеалами и убеждениями.
Самовоспитание предполагает определенный
уровень развития личности, ее самосознания,
способности к ее анализу при сознательном
сопоставлении своих поступков с поступками
других людей. Отношение человека к своим
потенциальным возможностям, правильность
самооценки, умение видеть свои недостатки
характеризуют зрелость человека и являются
предпосылками организации самовоспитания.
Самовоспитание предполагает использование
таких приемов, как самообязательство;
самоотчет; осмысление собственной деятельности
и поведения; самоконтроль.
Самовоспитание осуществляется в процессе
самоуправления, которое строится на основе
сформулированных человеком целей, программы
действий, контроля за выполнением программы,
оценки полученных результатов, самокоррекции.
К методам самовоспитания относятся: 1)
самопознание; 2) самообладание; 3) самостимулирование.
Самопознание включает: самонаблюдение,
самоанализ, самооценивание, самосравнение.
Самообладание опирается на: самоубеждение,
самоконтроль, самоприказ, самовнушение,
самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.
Самостимулирование предполагает: самоутверждение,
самоободрение, самопоощрение, самонаказание,
самоограничение.
Подросток не выступает в качестве пассивного
объекта воспитательных воздействий.
У него формируется внутренняя позиция
к этим воздействиям, в зависимости от
которой он может или активно работать
над своим совершенствованием (саморазвитием)
или оставаться пассивным.
Понимание указанных положений привело
к тому, что все воздействия и влияния,
которые сказываются на развитии личности,
стали подразделять на две группы - внешние
и внутренние. Средовые влияния и воспитание
относятся к внешним факторам личностного
развития человека. Природные склонности,
способности и задатки, а так же вся совокупность
его чувств и переживаний, которые возникают
по влиянием внешних воздействий, относятся
к внутренним факторам.
С этой точки зрения должно быть понятно,
что воспитание играет определяющую роль
в развитии личности только при условии,
если оно оказывает положительное влияние
на внутренние стимулирование ее активности
в работе над собой. Именно эта активности
и собственное стремление растущего человека
к своему совершенствованию в конечном
итоге и определяют его личностное развитие.
Из этого следует - и это необходимо подчеркнуть,
- что процесс развития личности по существу
приобретает характер саморазвития. Л.Н.
Толстой сравнивал развитие человека
с тем, как растет плодовое дерево, ведь
в буквальном смысле не человек его выращивает
- оно само растет. Он только создает условия
и стимулирует этот рост: рыхлит и удобряет
почву, когда нужно поливает, уничтожает
вредителей.
1.3. Самовоспитание - высшая форма самоуправления.
Психологические предпосылки самовоспитания.
В условиях интенсивного общественного
развития возрастает роль нравственных
начал во всей жизни общества. В мире существует
единодушное мнение о том, что нравственный
идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания
нужен эталон нравственно воспитанной
личности, который должен соответствовать
следующим показателям:
трудолюбие; творческое отношение к труду;
высокая культура поведения.
Работа по нравственному самовоспитанию
результативна при системном подходе,
предполагающем педагогическую диагностику;
использование разнообразных методов
самовоспитания; включение самого себя
в социальные и внутри коллективные отношения;
интенсивное привлечение к деятельности
с учетом имеющихся у себя положительных
качеств и способностей; формирование
объективной самооценки; обучение методике
самостимуляции положительного поведения
(самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).
В младшем школьном возрасте границы самовоспитания
определяются появлением нового вида
деятельности - учения. Оно направлено
на развитие волевых качеств, ответственности,
коллективизма и связано с приучением
ребенка к регулярному и добросовестному
выполнению учебных заданий.
Существуют правила способствующие самовоспитанию:
Пять "надо":
1. Всегда помогать родителям.
2. Выполнять требования учителей учиться
добросовестно.
3. Быть честным.
4. Подчинять личные интересы коллективным.
5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.
Пять "можно":
1. Веселиться и играть, когда работа сделана
на "отлично".
2. Забывать обиды, но помнить, кого и за
что ты обидел сам.
3. Не унывать при неудачах; если упорен,
все равно получится !
4. Учиться у других, если они лучше тебя
трудятся.
5. Спрашивать, если не знаешь, просить
помочь, если не справляешься сам.
Это нужно тебе самому!
1. Быть честным! Сила человека в правде,
слабость его - ложь.
2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач
в новом деле. Кто упорен, тот из неудач
создаст успех, из поражений выкует победу.
3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе
будут хорошо относиться, если ты к другим
хорошо относишься.
4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся
утренней гимнастикой, закаляйся, мойся
до пояса холодной водой каждый день, следи
за чистотой рук, час в день выделяй на
прогулки и еще час отдай труду или спорту.
5. Быть внимательным, тренировать внимание!
Хорошее внимание оберегает от ошибок
в учении и неудач в игре, труде, спорте.
Этого делать нельзя!
1. Учиться без старания, лениво и безответственно.
2. Грубить и драться со сверстниками, обижать
младших.
3. Терпеть у себя недостатки, иначе они
тебя самого уничтожат. Будь сильней своих
слабостей.
4. Проходить мимо, когда рядом обижают
малыша, издеваются над товарищем, нагло
лгут в глаза честным людям.
5. Критиковать других, если сам страдаешь
подобным же недостатком.
Пять "хорошо":
1. Уметь владеть собой (не теряться, не
трусить, не выходить из себя по пустякам)
2. Планировать каждый свой день.
3. Оценивать свои поступки.
4. Сначала думать, а потом делать.
5. Браться вначале за самые трудные дела.
В.Гете утверждал: "Умный человек не
тот, кто много знает, а кто знает самого
себя".
Что дает человеку знание самого себя?
1.Объективно оценить себя, свои возможности
и способности. Исходя из этого, определить
цели жизни.
2.Не допускать ошибок, разочарований,
необоснованных претензий, крушения жизненных
планов.
3. Определить свое призвание, безошибочно
выбрать профессию.
4.Не претендовать на особое внимание к
себе со стороны окружающих; скромность
и достоинство - показатели объективной
самооценки.
5. Искать причины неприятности в себе,
а не в других.
Пути самопознания:
1. Судите о себе по делам. Успех в работе
- это показатель ваших достоинств, неудачи
- характеризуют ваши слабости и недостатки.
2. Сравнивайте себя с другими, но не с теми,
кто хуже, а с теми, кто лучше вас.
3. Прислушайтесь к критике в свой адрес:
если критикует один - задумайтесь,
если два - проанализируйте свое поведение,
если три - переделывайте себя.
4. Сравнивайте свое мнение с мнением о
вас со стороны. Относитесь к себе требовательнее,
чем к другим. Враг ваших недостатков -
ваш друг.
Цель самовоспитания исходит из мотивов,
побуждающих к работе над собой и желаний,
стремлений человека. Без цели не может
быть начато ни одно дело, в том числе и
самовоспитание. Но надо иметь, конечно,
достаточно здорового смысла, чтобы ставить
себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые,
нереальные надежды могут привести к обратному
эффекту, к неуверенности в своих силах.
Каждый из нас может составить список
черт, которые следовало бы усилить, и
список черт, которые следовало бы ослабить
или искоренить. Искоренение недостатков,
как и выработка желаемых качеств характера
и способностей может быть целью самовоспитания.
Молодежь сегодня оказалась в кризисной
ситуации. Вместе с крушением системы
общественного строя и нравственных идеалов,
рухнули многие традиционные нормы и способы
поведения. Уходят в прошлое, казавшиеся
вечными, критерии жизни.
Происходит резкая переоценка ценностей.
Молодежи приходится адаптироваться к
быстро меняющимся условиям жизни. Меняются
нравственные идеалы и ценности. Все эти
факторы оказывают значительное, не всегда
позитивное, влияние на личность человека.
По этому, если убедить человека в необходимости
самовоспитания и помочь им в его организации,
то процесс формирования личности будет
протекать более эффективно.
Из жизненного опыта вынесена необходимость
каждому человеку заниматься своим усовершенствованием,
а значит, была вынесена и теория самовоспитания.
Но, так как все в мире пребывает в непрерывном
развитии, то, естественно, нуждается в
своей дальнейшей корректировке.