Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:32, реферат
Педагогика – одна из интереснейших социальных дисциплин, которая дело с самыми широкими социальными процессами. Эти процессы наполнены шумом голосов, деянием рук человеческих. И за всем этим космосом чувств, диалогов – реальные люди, реальные дети, реальные воспитатели.
Сталкиваются не просто отдельные личности, коллективы – сталкиваются поколения. Поколения воспитателей и воспитуемых. И даже поколения тех, кто претендует на лидерство в педагогических спорах.
Педагогика никогда не может стать монополией ни узких специалистов, ни – тем более – отдельных групп, кланов.
Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, воспитатель и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
3. Перевоспитание личности.
3.1. Сущность перевоспитания.
«Педагогическая энциклопедия» определяет перевоспитание как систему воспитательных воздействий педагогов, направленных на переделку, «перековку» неправильно сформировавшейся личности воспитанника, на исправление тех его качеств, привычек и черт, которые противоречат нормам и требованиям общества. Односторонность такой формулировки очевидна: все сведено к исправлению негодной личности; ребенку отводится пассивная функция – изменяться под воздействием воспитателя.
Первая задача перевоспитания – включить подростка в жизнь коллектива.
При этом условии перевоспитание органически входит в общую систему воспитательной работы школы и начинает плодотворно воздействовать на поведение и сознание трудного подростка. Причем связь между воспитанием и перевоспитанием построена на прямой и обратной зависимости: воспитание включает в себя элементы перевоспитания, а перевоспитание опирается на достигнутые в воспитании результаты. Взаимосвязь воспитания и перевоспитания может быть выражена так: нормализация и повышение качества воспитательного процесса – главное условие и решающий фактор перевоспитания.
В воспитании важную роль играет слово. В перевоспитании действие слова ограничено. Здесь воздействуют в первую очередь примеры и организация нового опыта поведения.
В перевоспитании существует цепь последовательно
связанных между собой
Сущность перевоспитания заключается не только в борьбе с недостатками подростка и искоренении пороков и отрицательных качеств, но и в нормализации всей психической жизни подростка, в ускоренном развитии всего положительного фонда личности.
Вокруг центрального звена перевоспитания концентрируются и все остальные элементы. При изучении личности подростка мы не столько должны отыскивать в нем недостатки, сколько находить то положительное, на базе которого будет строиться перевоспитание.
Анализ процесса перевоспитания позволяет выделить в нем четыре основные функции: восстановительную, компенсирующую, исправительную и стимулирующую.
Процесс восстановления положительных качеств требует постоянного возвращения памяти подростка к тем добрым делам, которые он в свое время совершал.
Компенсирующая функция перевос
Каждый трудный подросток
При этом осознанно или неосознанно подросток развивает те качества, которые он считает сильной стороной своей натуры.
Компенсация всегда связана с тремя факторами в перевоспитании: необходимостью изменить свое поведение в новых условиях, желанием добиться успеха в заинтересовавшей подростка деятельности и , наконец, утвердить себя в глазах сверстников как личность, достойную уважения.
Стимулирующая функция перевоспитания
тесно связана с
Исправительная функция
При перевоспитании не обойтись без наказания. Но главная основа исправления, а стало быть, уничтожения недостатков – опора на положительное. Необходимо фиксировать внимание ребенка на положительных сторонах его личности, усиливая в нем веру в свои силы и строя свою работу с ним не на подчеркивании того, что не следует делать, а наоборот, на хороших сторонах характера.
Заключение.
Высшей ценностью любого общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей и дарований, совершенствовании личных качеств является не только главнейшей целью, но и непременным условием государства.
В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально меняются.
Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период постижения объективной истины.
Всеобщее обязательное среднее образование означает повышение ответственности работников школы и родителей за судьбы тех учеников, которые различным причинам становятся педагогически запущенными. Именно такие школьники наиболее податливы антиобщественным влияниям, и это чаще всего служит причиной совершения ими правонарушений.
Гуманизм, оптимизм, интенсификация гармонического развития личности, максимальное использование воспитательных возможностей социальной среды, детских объединений, опережающее развитие положительных качеств в борьбе с отрицательными – все это составляет общую стратегию воспитания и перевоспитания.
Методика перевоспитания предполагает создание и накопление социально ценного жизненного опыта путем включения трудного подростка социально ценную деятельность, в систему ответственных зависимостей в коллективе сверстников, других социально здоровых объединениях детей и взрослых.
Деятельность есть главный инструмент перестройки духовного мира личности, коллектив – главное воспитательное средство в руках педагога.