Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 02:41, реферат
Существа действенные, люди не только созерцают и познают, но и изменяют мир, преобразуют его. Для того чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь преобразовывать ее и мысленно. Этой потребности и удовлетворяет воображение. Воображение неразрывно связано с нашей способностью изменять мир, действенно преобразовывать действительность и творить что-то новое. Поэтому прав был А. М. Горький, когда говорил, что «именно вымысел и замысел поднимают человека над животным» — вымысел прежде всего как замысел.
1.Введение…………………………………………………………………..3
2.Определение воображения……………………………………………....3
3.Функции воображения……………………………………………….......5
4.1.Виды воображения……………………………………………………..6
4.2.Формы воображения…………………………………………………...9
4.3. «Техника» воображения……………………………………………..11
5.1 Индивидуальные особенности воображения………………………..14
5.2.Воображение и личность……………………………………………..16
5.3.Развитие воображения………………………………………………...18
6.Заключение………………………………………………………………20
7.Список источников……………………………………………………...22
У разных людей воображение, далее, проявляется по преимуществу в различных областях – у одних в одной, у других в другой. Существенную роль в определении направления, по которому идет развитие воображения, играет направленность личности – интересы, создающие связанные с ними специальные очаги эмоциональной восприимчивости. В связи с общим направлением деятельности человека и воображение его может быть наиболее деятельным – у одного в области практической деятельности конструктивного, технического изобретательства, у другого – в области художественного, у третьего – в области научного творчества. В каждом человеке заключен какой-то "кусочек фантазии", но у каждого фантазия и воображение проявляются по-своему
5.3.Развитие воображения.
Для развития воображения
можно воспользоваться
1. Стараться все увиденное, услышанное, прочувствованное и обдуманное по мере возможности представлять и закреплять в памяти в виде образов.
2. Изображать знания, полученную информацию в виде схем, чертежей, условных обозначений, символов и т.п. Привносить в соответствующие изображения как можно больше творческой фантазии.
3. Научиться изображать объемные предметы в различных проекциях или просто умственно представлять себе, как тот или иной предмет выглядит с разных позиций и сторон.
4. В меру имеющихся способностей пробовать заниматься литературным, техническим и другими видами творчества.
5. Последовательно выполнить, добившись быстроты и высокого качества, специальные упражнения, направленные на развитие способности образно представлять:
а) выберите какой-нибудь знакомый вам предмет. Внимательно посмотрите на него в течение 20-30 с для того, чтобы хорошо запомнить, как он выглядит. Переведите взор в другую часть комнаты и представьте себе, что этот предмет также переместился туда. Постарайтесь «увидеть» его на новом месте таким, каким вы уже видели его. Если это не удастся сделать сразу, повторите упражнение. Выполните его с двумя-тремя другими, более сложными предметами;
б) взгляните на
какой-нибудь предмет,
в) представьте
себя не на том месте, где
вы сейчас расположены, а где-
г) представьте
себе, что рядом с вашим образом,
вызванным благодаря
д) представьте
себе, что оба человеческих образа,
которые возникли в вашем
6. Необходимо выполнить следующую серию специальных упражнений, направленных на развитие сенсорного (чувственного) воображения:
а) после очередного завтрака, обеда или ужина попытайтесь представить себе вкус всех употребленных вами продуктов питания;
б) оказавшись в тишине на некоторое время, например перед сном, вспомните и представьте себе все звуки, которые вы слышали недавно, например, в течение последних нескольких минут - webpolyglot.ru;
в) вспомните и реально представьте себе все приятные запахи, которые вам пришлось ощутить в течение прошедшего дня;
г) представьте и мысленно воспроизведите серию сложных движений, которые вы выполняли в течение часа или нескольких последних минут. В простейшем случае это могут быть движения, связанные с ходьбой, умыванием, приемом пищи, одеванием, раздеванием, использованием различных инструментов и приборов. Все движения должны воспроизводиться полностью только в уме, без реальных действий руками или иными частями тела;
д) попытайтесь представить себе те ощущения, которые вы чаще всего испытываете от прикосновения различных предметов к рукам и другим частям тела.
6.Заключение.
Итак, следует подчеркнуть, что воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Это происходит потому, что вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством, начиная от приготовления пищи дома до создания литературных произведений или изобретательства.
Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно.
Значение воображения трудно переоценить. Оно необходимо не только писателям для создания образов героев или художникам в поисках сюжета будущей картины. Без фантазии учёные не могли бы воздвигать гипотезы, делать предположения о причинах явлений, предвидеть события; учителя не смогли бы готовиться к уроку, так как невозможно представить его ход, предугадать реакции учеников и т. д. Да и процесс учения вообще стал бы очень ограниченным, так как, не опираясь на воображение, невозможно изучать история, географию, астрономию и другие предметы.
Велика, но не всегда заметна роль фантазии в практической производственной деятельности людей. В любом, даже самом обычном предмете (электрической лампе, авторучке, бутылочке клея, лезвии бритвы…) можно увидеть опредмеченную воплощённую мечту многих поколений людей, испытавших настоятельную потребность именно в таких вещах. Чем длиннее история вещи, чем больше она изменялась, тем больше число человеческих мечтаний в ней запечатлено. Осуществлённая мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту. Сначала каждое новое движение производственной деятельности, новая вещь кажется совершенной, но по мере её освоения, обнаруживаются недостатки, и люди начинают мечтать о лучших вещах, стимулируя тем самым процесс их предметного воплощения.
Список источников:
1.Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, СПб.: Питер Ком, 1999.(Серия «Мастера психологии»), стр.320-335.
2.http://www.bankreferatov.ru/
3. http://otherreferats.allbest.
4. http://mypsixol.ru/
5.http://libsib.ru/obschaya-
6.http://libsib.ru/obschaya-
7. http://www.webpolyglot.ru/