Воображение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 17:08, доклад

Описание работы

Воображение может быть

1.Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
2.Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
3.Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 29.76 Кб (Скачать)

Срс по психологии

1.Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Воображение может быть

  1. Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
  2. Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  3. Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
  4. Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество

Виды  воображения:

1. Сновидения – пассивное воображение, роль их до сих пор не установлена, но здесь находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут реализоваться в реальной жизни.

2. Галлюцинации – фантастические видения, не имеющие никакой связи с окружающей человека действительностью. Это результат тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождают многие болезненные состояния.

3. Грезы – это нормальные психические состояния, в виде фантазий, связанных с желанием чаще всего с несколько идеализированным будущим.

4. Мечта – более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима.

Значимость в     практической деятельности человека.

Воображение расширяет границы нашего опыта, продуцируя новые, помогает предугадать последствия наших действий и, соответственно, выстроить адекватную схему поведения. Воображение может предсказать и тенденции развития реальности, иногда задавая направление и ориентиры для этого пути. Воображение позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда ,но и его промежуточные продукты. Воображение помогает человеку представлять действительность в образах, регулировать эмоциональное состояние, познавательные процессы, формировать внутренний план действий, планировать и программировать внутренний план действий.

2.Творческое воображение - это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.п.). Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Это можно понять по тому, что они  не фотографически копируют жизнь, а создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и обобщенных чертах. Так же они в этих образах отражаются свою личность, мировоззрение, понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля. Творческое воображение создает объективно новые образы т.е  результат художественной деятельности.

3. Можно ли говорить о наличии воображения у животных?

Воображение значительно углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет его мысленно. В этом существенное отличие психической и практической активности человека от активности животных. Так, паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека.

Можно полагать, что и у животных именно высокая  степень развития коммуникативных  систем лежит в основе таких высших психических функций, как воображение, сознание, сопереживание. Исследователи  поведения приводят множество данных о гибкости поведения животных, основанной на их индивидуальном и социальном опыте, в частности на их способности  оценивать и использовать социальные связи. Интуитивно понятно, что это  должно быть основано на известной  доле воображения, Т.е. животное должно "представить" последствия своего поведения и поведения партнера. Например, Келер, в своей колонии шимпанзе, наблюдал за тем как многие шимпанзе развлекались тем, что подманивали кур, держа в руке хлеб, а потом быстро убирали руку и забавлялись произведенным эффектом. Позже обезьяны начали кооперироваться: одна подманивала кур, а другая подкалывала их заранее припасенной проволокой, после чего обе наслаждались спектаклем - хлопаньем крыльев и возмущенным кудахтаньем. И только шимпанзе Рана была исключением: она действительно кормила кур, не убирая руки. Можно сделать вывод, что у некоторых животных есть воображение, а у некоторых его нет.

4. Приемом создания творческих образов является аналогия. Ее сущность,  состоит  в  том,  что  строится образ,  в чем-то похожий на реально существующую  вещь,  живой  организм,  действие.  На принципе аналогии возникла специальная область знания и инженерного дела - бионика.  Известно,  что бионика выделяет  некоторые свойства живых организмов как биологических моделей и предлагает их для создания механизмов.  Так были созданы многие ныне  действующие  приборы дирижабля, танк, амфибия, аэросани, троллейбус.

Все это  были создано воссоздающим воображением, на основе воспринятой знаковой системы,  словесной, числовой, графической и.др. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями. Ярким примером может служить детали чертежа, агрегат, план сооружения. Также творческие образы создаются при помощи акцентирования и  преувеличения. При конструировании важную роль играет диссоциация и ассоциация.

Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

Без предварительной  диссоциации творческое воображение  немыслимо. Диссоциация - первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для творческого воображения.

Ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных. единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частными чисто случайным сходством.  

  1. Мечта – более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима.

"...Чтобы  проходить сквозь стены, необходимы  три условия: видеть цель, верить  в себя и не замечать препятствий"

В моем понятии  полезная мечта это та мечта, о которой человек не просто подумал, а стремиться к ней, прилагает какие-то усилия, на пути к мечте, которой даже если будет не суждено сбыться в чистом виде, он определится с более зрелым и приземлённым желанием и узнает себя и свои возможности, т.е. извлечет из этого пользу. Пустая мечтательность - это уход от действительности в мир грез. Обычно человек, страдающий, беспомощный в решении жизненных проблем или потерпевший неудачу при их решении, стремится вырваться из этой реальности путем изменения состояния сознания и выбирает вариант "жизнь – грезы".

6.Чем больше знаний и наблюдений у человека, тем больше у него возможностей воображения. Воображение очень тесно связано с процессом познания реального мира. Специальные исследования показывают на связь узнавания с процессом воображения. Когда мы видим что- либо неясно или нечетко, мы всегда обращаемся к воображению и с его помощью догадки пытаемся узнать то, что плохо видим. Развивать  воображение можно в процессе труда. Прежде чем сделать какую либо вещь, человек представляет, как он будет её делать, как будет выглядеть вещь. На развитие воображения влияет чтение художественной литературы, просмотр картин, слушание музыки, восприятие природы и т.д. Благодаря знакомству с искусством образы воображения становятся более полными и яркими. Воображение порождено трудовой деятельностью человека и развивается на ее основе.

Методические приемы, которые наиболее способствуют развитию воображения:

Комбинирование- сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях.

Акцентирование- подчеркивание отдельных черт того или иного человека, существа, предмета.

Противопоставление- это наделение предмета, существа признаками, свойствами, противоположными известным.

Типизация- выделение существенного, повторяющегося в однородных образах.  

7. Воображение – (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение. 

Представление - образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением.

Первичной базой для воображения всегда остается реальность – жизнь.

Воображая человек, творит – художник – картины, конструктор – сооружения. Наращивая  свою потенциальную базу человек, воплощает  свои воображаемые «проекты» в жизнь. Воображение тесно связано с  такими процессами как память, мышление, без взаимосвязи с ними невозможен процесс осуществления своей  идеи.

Для успешного  развития полноты, правильности, ясности  представления необходим интерес  к конкретному виду деятельности. Представление о предмете тем  прочнее и ярче, чем чаще этот предмет является объектом внимания и действий человека. Пассивное повторение восприятия объекта не формирует  представление о нем. Средствами формирования зрительных, двигательных, а также схематических представлений  учащихся являются учебные кинофильмы, диафильмы, видеофильмы. Сходство в том, что при воображении и представлении человек воспроизводит те или иные образы. Так же воображение и представление может обратиться в действительность, например,  люди искусства на основе воображения создают музыку, картины и т. д.,так же и с помощью представления (представление памяти) можно создать новый образ из кусочков других, уже известных, образов.

8. Известный советский психолог А. Р. Лурия описал человека, которому достаточно было что-нибудь представить себе, как можно было наблюдать удивительные перемены, происходящие в его теле. В специальных опытах наблюдали, как он мог повысить температуру правой руки на 2° и понизить температуру левой руки на 1,5°. Для этого ему было достаточно «увидеть», что его правая рука лежит на краю теплой плиты, а левой он держит кусок льда. Без большого труда он ускорял ритм работы сердца («видя» себя бегущим за трамваем) или замедлял его («видя» себя спокойно лежащим в постели). Чем можно объяснить этот факт?

Потому что  у этого человека возникает реалистическое воображение- предвосхищение события, и как бы оживляет прошлое.

9. Педагогическое воображение – это способность предвидеть  последствия педагогической деятельности, прогнозировать  развитие тех или иных качеств у воспитанников, предугадывая, что может «получиться» из учеников;

Конструктивные  умения помогают специалисту планировать свою деятельность. К ним относят умения: отбирать и строить учебный материал, осуществлять перспективное и текущее планирование, также организаторские умения связаны с реализацией намеченных планов, поэтому без воображения здесь не обойтись. Воображение необходимо тренеру ФК ( обычному педагогу), так как ему необходимо заинтересовать ученика, например, воспользовавшись воображением он может  разнообразить упражнения, сделать занятия интересными.

Цель: оцените яркость (четкость) представлений по модальностям.

Метод: саморанжирование.

Информация о работе Воображение