Воображение как вид познавательного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 12:52, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение одного из видов познавательного процесса – воображения.
В рамках достижения поставленной цели выявлены для решения следующие задачи:
определение понятия воображения, его основных видов и процессов;
анализ физиологических основ процессов воображения;
выявление роли фантазии в игре детей и творчестве взрослых.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
Понятие о воображении, его основных видах и процессах …………....5
Физиологические основы процессов воображения…………………..…9
Роль фантазии в игре детей и творчестве взрослых……………………10
Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы и источников…………………………………………...…15

Работа содержит 1 файл

к.р по психологии и педагогике.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

     3. РОЛЬ ФАНТАЗИИ В ИГРЕ ДЕТЕЙ И ТВОРЧЕСТВЕ ВЗРОСЛЫХ 

     Как известно игры наитеснейшим образом связаны с фантазией. Отнесение фантазии к эмоциональной сфере еще раз подтверждает тот факт, что игры так же развиваются под эгидой этого элемента человеческой психики. Игры в их внутреннем течении, независимо от биологической функции, внешне благоприятствующей их развитию, – и служат задачам эмоциональной жизни ребенка: в них ищет своего выражения эта жизнь, в них она ищет разрешения своих задач и вопросов. Фабула в игре составляет не случайный момент, а является душой игры, ее психическим средоточением, потому что в фабуле раскрывается и осознается то или иное чувство. Телесные процессы, служащие задаче телесного выражения чувства, подчинены его директивам, одушевлены его огнем. Игра означает и выявляет психическую установку и кладет свою печать на всю психическую жизнь: только здесь и получает свой настоящий смыл понятие “сферы игры”, которое ввел Карл Гросс (немецкий психолог).

     Психологическая игра может быть определена не как  деятельность, цель которой в ней самой, а как деятельность, служащая целям телесного и психического выражения чувства: ведь то изменение реальности, которое непременно имеет место при игре и благодаря которому объект игры представляет сплетение реального и воображаемого, создается работой фантазии.

     Без такой работы фантазии, без такого изменения объекта нет игры. Игра служит, прежде всего, запросам чувства, именно поэтому дети часто легко разрушают то, что создали в процессе игры (замки из кубиков, сшитые наряды для кукол и т.д.): вещи сами по себе, их здесь не интересуют. Психология детской игры (вернее всякой игры) отмечена всегда серьезностью; то, что называют лукавством, игривостью, шаловливостью, есть уже собственно выход из психологии игры, которая  всегда отмечена “наивной серьезностью”. Не только взрослые, но и дети не выносят, когда кто-либо в процессе игры начинает “баловаться”, шутливо и игриво, а не “серьезно” относится к тому, что они делают. Установка на серьезность всецело определяется в игре интересами чувства – и этим она так глубоко, непосредственно ясно отличается от той серьезности, которая присуща нам во время работы. В работе важен результат в игре же - самая активность. Поскольку в душе ребенка очень рано обрисовываются два пути активности (путь приспособления и путь творчества), постольку игра становится преимущественной формой творчества ребенка, чем и определяется место и роль фантазии в структуре игры.

     По  мнению Д.Б. Эльконина (русский психолог) не воображение формирует игру, а само оно является результатом игры. Как уже говорилось, он полагает за основную единицу любой игры роль. “...ролевая игра особенно чувствительная к сфере человеческой деятельности труда и отношений между людьми, следовательно, основным содержанием роли, которую берет на себя ребенок, является воспроизведение именно этих сторон действительности”. В отличие от Гроса он полагает, что элемент фантазии, присутствуя в каждой игре, не отгораживает друг от друга творческую и приспособительную функции игры, а наоборот, объединяет их, требуя от ребенка активной эмоциональной реакции на окружающий мир. Первичное постижение реальности происходит в фантазийной форме. Этот процесс можно сравнить с развитием процесса человека вообще как Homo Sapiens. Человеку свойственно домысливать, додумывать, дофантазировать пропущенные по тем или иным причинам звенья в цепочке знаний и представлений о мире. Человек стремиться к целостности в своем постижении и освоении окружающей действительности. Ребенок всегда готов ответить на любой вопрос, ему чуждо слово “не знаю”, он имеет свое мнение и представление обо всем. Этот же механизм создания собственной картины мира  сохраняется и у взрослых. Назовем его “синдромом Мюнхаузена”, когда человек фантазируя, создает мир вокруг себя, придумывает себя самого и сам же верит этому. Эмоциональная реальность подлинности сочетается с интеллектуальной реальностью вымысла или фантазии. Таким образом, фантазия становится, выполняет определенным образом компенсаторную функцию, что свойственно и детям и взрослым. Реализация этой программы ведет к разным видам и родам самообмана, которые могут быть нейтральны по отношению к психическому здоровью личности, или губительны для него.

     Таким образом, фантазия как механизм психической деятельности человека далеко не всегда играет положительную роль в процессе становления и развития личности. К этому же выводу приводят исследования Э. Берна в его книгах “Игры, в которые играют люди” и “Люди, которые играют в игры”.

     Исходя  из его анализа различных жизненных  сценариев, которые люди сами “создают” и на основе которых вступают в отношения с окружающими, можно сказать, что фантазирование или моделирование реальности превращается в устойчивый механизм формирования субъективного мира. Именно этот мир наполняется “серьезностью” игры, воспринимаемой как подлинная настоящая жизнь. Подлинность здесь так же проявляется в подлинности чувств, смысл социального поведения, основанного на игре, добровольном принятии на себя определенной роли состоит в том, что люди создавая свой собственный сценарий жизни включают в него других как актеров, предписывая в своем воображении им то или иное поведения, моделируя (фантазируя) их реакцию на различные проблемные ситуации. Когда нет ожидаемой реакции, ломается игра, наступает кризис, конфликт. Игра непосредственно перетекает из детской жизни во взрослую вместе со всеми присущими ей механизмами развертывания, в том числе, и фантазией, иными словами, учась играть в детстве, мы сохраняем способность и потребность в игре всю жизнь.

     Сложность социальных отношений ведет к  тому, что в отношении отдельной сферы социальной жизни личность чувствует себя более независимой, чем это было возможно при простоте социальных отношений. Поэтому вживание в современную социальную жизнь, предполагая длительный процесс приспособления и усвоения, открывает в то же время современному ребенку больший простор, дает больше места для свободного выбора и в этом смысле повышает и заостряет чувство свободы, которое само по себе воспитывается благодаря фантазии. Человек с детства должен быть готов к принятию этой свободы и сопровождающей ее ответственности, для чего ему необходимо быть морально сильным и социально адаптированным. Следовательно, те психологические игры, которые он выбирает для себя, будут определять его психическое здоровье.

     Трудность вживания в социальную среду, ее понимания и определяет целесообразность игр и роль фантазии в процессе созревания личности. С помощью игр ребенок осваивает основные социальные роли,  вживается в закрытый “внесоциальный” мир других людей.

     Безусловно, как в детстве, так и во взрослой жизни человек не застрахован  от ошибок и неудач в этом деле, ведь психическое развитие настолько  индивидуально, что не может быть готовых рецептов и формул общения.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Итак, следует подчеркнуть, что воображение  является основной двигательной силой  творческого процесса человека и  играет огромную роль во всей его жизни. Это происходит потому, что вся  жизнедеятельность в той или  иной степени связана с творчеством, начиная от приготовления пищи дома до создания литературных произведений или изобретательства.

     Воображение значительно расширяет и углубляет  процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно.

     Значение  воображения трудно переоценить. Оно  необходимо не только писателям для  создания образов героев или художникам в поисках сюжета будущей картины. Без фантазии учёные не могли бы воздвигать гипотезы, делать предположения о причинах явлений, предвидеть события. Учителя не смогли бы готовиться к уроку, так как невозможно представить его ход, предугадать реакции учеников и т. д. Да и процесс учения вообще стал бы очень ограниченным, так как, не опираясь на воображение, невозможно изучать историю, географию, астрономию и другие предметы.

     Велика  роль фантазии в играх детей и поведении взрослых. Период игр, основанный на фантазийной рефлексии, не заканчивается у человека с детством, хотя играет он преимущественно в детстве. Игровую основу имеют все социальные отношения, ибо осуществляются на ролевой основе. Ролевое поведение имеет коммуникативную природу, а фантазия, определяемая как “создание новых образов”, является неотъемлемой частью и широко распространенным механизмом человеческого общения. Причем присутствие фантазии в коммуникативных процессах может иметь как положительные, так и отрицательные психологические последствия, о чем свидетельствуют приведенные примеры и ссылки на исследования видных психологов. Результатом исследования можно считать тезис о существенной роли воображения, как одного из составляющих познавательного процесса.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Л., 1992
  2. Брушлинский А.В. "Субъективное мышление, учение, воображение".- Воронеж.: Изд-во института практической психологии, 1996
  3. Грос К. Душевная жизнь ребенка. Киев, 1916
  4. Маклаков А.Г. "Общая психология": Питер, 2005
  5. Рубинштейн С.Л. "Основы общей психологии". Т.1. -М.: 1989
  6. Узнандзе Д.Н. "Общая психология": Питер, 2004
  7. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

Информация о работе Воображение как вид познавательного процесса