Воображение, как психологический процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 14:09, контрольная работа

Описание работы

Как правило, родные и близкие, склонившиеся над колыбелью младенца, улавливая его первые движения и реакцию на окружающий мир, пророчат новорождённому великое будущее. Фантазия родителей в данной сфере не имеет границ. Здесь, плодотворно выдвигаются гипотезы по поводу того, кто находится перед ними. Скорее всего - это будущий великий (великая): учёный; полководец; композитор; эстрадный исполнитель; спортсмен; фотомодель; предприниматель; религиозный деятель и т.д. Но данные предположения остаются только предположениями, не более того, так как поле реализации личности безгранично и предполагает две крайности достигнутого человеком уровня самореализации – это гениальность и бездарность, посредственная и непосредственная личность.

Работа содержит 1 файл

Воображение - психология.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

     Всё это убедительно показывает, что роль воображения в жизни людей исключительно велика. В.И. Ленин, придавая её большое значение, писал: ”Воображение есть качество величайшей ценности…”, подчёркивая её значение не только для искусства, но и для точных областей знания.

     Молодёжь много мечтает об открытиях и изобретениях, о желанной работе, о заветном жизненном пути, о большой и светлой любви, о верной дружбе, о подвигах, о счастье. Иногда молодые люди немного стыдятся своих мечтаний, предпочитая умалчивать о них, считая мечты уделом детства. Между тем мечты, если они действительно прекрасны, лишь облагораживают человека. Обращаясь к юношам и девушкам, М. И. Калинин писал: “…Молодёжи всех времён и поколений свойственно предаваться мечтаниям и разным фантазиям. Это – не порок, а ценное достоинство. Ни один деятельный и нормально мыслящиё человек не может обойтись без воображения, фантазии. Но у молодёжи эта склонность бывает, развита значительно сильнее, чем у пожилых людей… Вы – ученики 9 – 10 классов. Это как раз тот возраст, когда людей обуревают фантазии и стремления к чему-то большому. Да иначе и быть не может. Какие же вы люди, если у вас нет фантазии о большой жизни, если каждый из вас не думает сотворить горы или перевернуть земной шар архимедовым рычагом? ” Подобным “архимедовым рычагом” является и сама фантазия, если она имеет точку опоры в труде, если она отлетает от реальной действительности лишь для того, чтобы глубже в неё проникнуть. Развитие и воспитание фантазии – важное условие формирования личности молодого человека.

Плоды цивилизации и культуры, которыми мы ежедневно пользуемся в повседневной жизни мы воспринимаем как нечто вполне естественное, как результат развития производственных и общественных отношений. Но за таким безликим представлением сокрыто великое множество исследователей и великих мастеров осваивающих мир в процессе своей человеческой деятельности. Именно творческая деятельность наших предшественников и современников лежит в основе прогресса материального и духовного производства.

Воображение и творчество является атрибутом человеческой деятельности – это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Главный критерий духовного развития человека – это овладение полным и полноценным процессом творчества.

Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области. Поэтому между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая приобретает характер самореализации, существует прямая связь.

Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причем важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.

Таким образом, творческая деятельность – это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей.

Также следует заметить, что не так важно, в чем именно проявляется творческий подход, в умении “играть” на ткацком станке, как на музыкальном инструменте, или же в оперном пении, в способности решать изобретательские или организационные задачи. Ни одному виду человеческой деятельности не чужд творческий подход.

Не обязательно чтобы все члены общества писали стихи или пели песни, были свободными художниками или играли роль в театре. Тот вид деятельности, в котором лучше всего, свободнее всего проявляется творческий подход, и тот объём, в каком человек может его проявить, зависит от склада личности, от привычек, от особенностей жизненного пути. Объединение всех сущностных сил человека, проявление всех его личностных особенностей в деле способствуют развитию индивидуальности, подчеркивают, наряду с общими для многих признаками, его уникальные и неповторимые черты.

Если человек освоил творчество в полной мере – и по процессу его течения и по результатам – значит, он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения всех внутренних сил. Если человек вышел на уровень духовного развития, какой бы он деятельность не занимался, остается одно – пожелать ему счастливого пути. И присматриваться к нему хотя бы иногда. Ведь, несомненно, чему-нибудь хорошему он да научит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.       Р.С. Немов “Психология”  - М.: Высшее образование 2005 г.

2.       Я. А. Пономарев. “Психология творчества”. – М.: Наука, 1990 г.

3.       А. Л. Галин. “Личность и творчество”. – Новосибирск, 1989 г.

4.       Н.Н. Михайлов “О потребности личности в самореализации. Научный доклад высшей      школы.” // Философские науки, 1982 г.

5.       Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа. - 2004 г. - № 6. - с.33-42.14. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2007.

6.       Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Хрестоматия по психологии. М., 1987.

7.       Пакша Л.М. Развитие творческого воображения детей. Занятия изобразительной деятельностью. // Начальная школа. 2005. № 12. с.40-44.

8.       Полуянов Ю.А. Воображение и способности. - М.: Знание, 2003.

 

 

 

 

 

 

3

 



Информация о работе Воображение, как психологический процесс