Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 21:55, реферат
Познавательные процессы: воображение и мышление — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.
В зависимости от психологического состояния конфликтующих сторон конфликты бывают с высоким, умеренным эмоциональным напряжением и без эмоционального напряжения. Психология человека такова, что к борьбе он относится далеко не спокойно. Такие эмоции, как обида и злость, страх и гнев, возмущение и презрение, в значительной степени возбуждают человека и заставляют его вести противоборство с эмоциональным накалом и страстью. Эмоционально неуправляемые конфликты протекают в виде резкого и грубого разговора, пререканий и ссор. Под влиянием эмоций человек может допустить опрометчивый поступок, о котором впоследствии будет жалеть.
Наблюдаемые в коллективах конфликты носят служебный и неслужебный характер.
Служебные конфликты — это конфликты между начальником и подчиненным.
Неслужебные конфликты касаются самых различных сторон деятельности коллектива. Это в основном межличностные конфликты, в проявлении которых ведущее значение имеют неумение людей взаимодействовать и общаться друг с другом, эмоциональная и интеллектуальная несовместимость, недостатки характера.
Любой конфликт, будучи динамическим явлением, проходит следующие стадии: возникновение, существование конфликта, поиск средств устранения конфликта и его затухание.
Конфликт может возникнуть либо стихийно, либо по чьей-то инициативе. Возникнув, он может сразу же угаснуть (кратковременный конфликт), продолжаться определенное время (длительный конфликт) или же зайти в тупик (затяжной конфликт). Длительность конфликта обусловлена неумением противоборствующих сторон разрешить его, недостаточным взаимопониманием или чрезмерной эмоциональностью партнеров. Особенно важно вовремя найти средства устранения конфликта, подсказать противоборствующим сторонам верное решение и сделать конфликт управляемым. Затухание конфликта проходит по-разному. Он может прекращаться либо без вмешательства посторонних, при полной пассивности самих участников, либо с помощью посредника.
Конфликт, как правило, нарушает нормальное течение жизни коллектива. Вот почему весьма важно уметь предотвращать их, а если они все же возникли, то быстро и эффективно разрешать, стараясь при этом превращать их в мобилизующую, сплачивающую коллектив силу.
Конфликт может привести стороны противоборства (общество, социальную группу, индивида) в состояние дестабилизации и дезорганизации.
Конфликт может привести к замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития общества.
Конфликт может содействовать дезинтеграции общества, разрушению социальных коммуникаций и социокультурному отчуждению социальных образований внутри общественной системы.
Конфликт может сопровождаться нарастанием в обществе настроений пессимизма и пренебрежением обычаев.
Конфликт может вызвать новые, более деструктивные конфликты.
Конфликт часто приводит к снижению уровня организации системы, снижение дисциплины и, как следствие, к снижению эффективности деятельности. Деструктивное влияние конфликта на личностном уровне выражается в следующих последствиях:
- негативное влияние на социально-психологический климат в группе: появляются признаки негативного психического состояния (чувство подавленности, пессимизма и тревоги), приводящие человека в состояние стресса;
- разочарование в своих возможностях и способностях; возникновению чувства неуверенности в себе, потеря прежней мотивации, разрушение существующих ценностных ориентаций и образов поведения. В худшем случае последствием конфликта может стать и разочарование, потеря веры в бывшие идеалы, что порождает иногда крайние меры - суицид;
- отрицательная оценка человеком своих партнеров по совместной деятельности, разочарование в своих коллегах и друзьях недавних;
- реакция человека на конфликт через защитные механизмы, которые проявляются в различных формах плохого поведения:
* отступ - молчание, отделение индивида от группы; информация, что пугает - критиканством, брани, демонстрация своего превосходства над другими членами группы;
*твердый формализм - формальная вежливость, буквоидство, установление жестких норм и принципов поведения в группе, наблюдение за другими;
*превращение всего на шутку;
*разговоры на посторонние темы вместо делового обсуждения проблем;
*постоянный поиск виновных, самообвинения или обвинения во всех бедах членов коллектива.
Таковы основные последствия конфликта, которые взаимосвязаны между собой и носят конкретный и относительный характер.
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Ногинский торгово-
По курсу: «Социальная психология»
На тему: «Мышление и воображение. Стили руководства и их классификация. Психологические и нравственные последствия конфликтов в коллективе.»
Студента очного отделения II курса 21 группы
Специальности 080110.51 «Экономика и бухгалтерский учёт»
Максимовой Виктории Игоревны
Ногинск, 2011