Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:33, доклад
Понятием “воля” оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. В толковом словаре воля трактуется как способность осуществлять поставленные перед собой цели. В античности в европейской культуре представление о воле, как неотъемлемой части психической жизни человека, в корне отличалось от возобладавшего в настоящее время.
Воля и сила воли
Понятием “воля” оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. В толковом словаре воля трактуется как способность осуществлять поставленные перед собой цели. В античности в европейской культуре представление о воле, как неотъемлемой части психической жизни человека, в корне отличалось от возобладавшего в настоящее время. Так, Сократ сравнивал волю с направлением (в смысле действия) полета стрелы, понимая под этим неоспоримый факт, что стреле все равно суждено сорваться с тетивы, но воля позволяет ей это сделать лишь тогда, когда верно выбрана цель. Философы школы Платона определяли волю как “целеустремленность, соединенную с правильным рассуждением; благоразумное стремление; разумное естественное стремление”. Зенон противопоставлял волю желанию. Греческие философы приписывали воле в основном сдерживающую роль. В их понимании воля выполняла скорее роль внутренней цензуры, чем являлась творческим агентом.
Современное представление о воле обогатилось за счет приписывания этому понятию дополнительных характеристик. Например, Юм, определив волю как “внутреннее впечатление, которое мы переживаем и сознаем, когда сознательно даем начало какому-нибудь новому движению нашего тела или новой перцепции нашего духа”, фактически указал на то, что человеку присуще сознание воли, оно носит характер переживания, волевые акты осуществляются сознательно, волеизъявление предшествует действию. Более того, в современном философском понимании воля стала неотделима от действия, “каждый истинный, настоящий непосредственный акт воли в то же время и непосредственно - проявляющийся акт тела”.
Современная психиатрия рассматривает волю как психический процесс, заключающийся в способности к активной планомерной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека.
Волевой акт - сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность (желание), определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации.
На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качест-ва личности. Такие качества определяют поведение, которое ха-рактеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.
Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе (развитии) несколько позже, чем названная выше груп-па свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.
Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это - ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те, в которых одновременно выступают воля человека и его отноше-ние к труду: деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются только к подростковому возрасту.
Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций -- побудительной и тормозной и в них себя проявляет.
Побудительная функция обеспечивается активностью человека которая порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (например: человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища, испытывая сос-тояние раздражения, позволяет себе грубить окружающим и т. д.).
В отличие от волевого поведения, отличающегося непреднамеренностью, активность характеризуется произвольностью, т. е. обусловленностью действия сознательно поставленной целью. Активность может и не быть вызвана требова-ниями сиюминутной ситуации, стремлением приспособиться к ней, действовать в границах заданного. Она характеризуется надситуативностью, т. е. выходом за пределы исходных целей, способностью человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные по отношению к исходной задаче (таков “риск ради риска”, творческий порыв и т. д.).
По мнению В.А. Ванникова,
главной психологической
Необходимость в волевом действии возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.
Включение воли в
состав деятельности начинается с постановки
человеком перед собой вопроса:
“Что случилось?” Уже сам по себе
характер данного вопроса
Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-ли-бо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуля-ции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответст-вующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные сти-мулы для выполнения, доведения до конца уже начатой дея-тельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связы-вается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо, и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.
Энергия и источник волевых действий всегда, так или иначе, связан с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произволь-ным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.
Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Осо-бенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, созна-тельно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, пред-почитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непос-редственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляет-ся в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более труд-ный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регу-ляция контроля исполнения действия состоит в том, что чело-век сознательно заставляет себя тщательно проверять правиль-ность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.
Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовмести-мых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда созна-ние и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сде-лать одно из влечений более сильным, придать ему в сложив-шейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.
Можно выделить следующие характерные особенности воли:
Волю характеризуют
по умению подчинять свои лич-ные, индивидуальные
устремления воле коллектива, воле
класса, к которому принадлежит человек.
“Воля в собственном
смысле возникает тогда, когда человек
оказывается способным к
ТЕСТ: “Проверка
степени развития силы воли”
На вопросы следует отвечать: Да, Нет, Не знаю, Иногда.
1. В состоянии
ли ты завершить начатую
2. Преодолеваешь
ли ты без особых усилий
внутреннее сопротивление,
3. Когда ты попадешь
в конфликтную ситуацию - на работе
(учебе) или в быту - в состоянии
ли ты взять себя в руки
на столько, что бы взглянуть
на ситуацию трезво с
4. Если тебе прописана диет, сможешь ли ты преодолеть кулинарные соблазны?
5. Найдешь ли ты
утром силы встать раньше
6. Останешься ли ты на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
7. Быстро ли ты отвечаешь на письма?
8. Если у тебя
вызывает страх, предстоящий
9. Будешь ли ты
принимать очень не приятное
лекарство, если его
10. Сдержишь ли ты сгоряча данное слово, даже если его выполнение принесет тебе немало хлопот, иными словами - являешься ли ты человеком слова?
11. Без колебаний
ли ты отправишься в
12. Строго ли ты
придерживаешься распорядка
13. Относишься ли
ты неодобрительно к
14. Самая интересная передача не заставит тебя отложить выполнения срочной работы. Так ли это?
15. Сможешь ли ты
прервать ссору и замолчать,
какими бы обидными не
Да - 2 бала,
Нет 0 балов,
Не знаю - 1 бал,
Иногда - 1 бал.
Результаты теста:
0 - 12 балов С силой
воли дела обстоят у тебя
неважно. Ты просто делаешь
то, что проще и интереснее, даже
если это, в чем то, может
повредить тебе. К обязанностям
относишься нередко спустя
13 - 21 балов Сила
воля у тебя средняя. Если
столкнешься с препятствием, начнешь
действовать, чтобы преодолеть
его. Но если увидишь обходной
путь, сразу же воспользуешься
им. Не переусердствуешь, но и
данное слово сдержишь. Неприятную
работу выполнишь, хотя и