Волевые действия и развитие воли

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 15:17, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение (исследование) воли и волевых действий, как процессов влияющих на сознание и поведение человека.
Задача. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: исследовать феномен “воля” как фактор регуляции человеческого поведения, изучить его особенности и свойства.

Содержание

1. Введение
a) Актуальность проблемы
b) Цель работы
c) Задача
d) Объект работы
e) Предмет (специфика объекта)
2. Воля в Психологии
3. Структура волевого поведения
1) Воля как фактор самовоспитания
2) Волевая регуляция поведения
3) Развитие воли у человека
4. Воля и эмоции
5. Тест на измерение волевой активности
6. Заключение

Работа содержит 1 файл

Воля и волевые дествия.docx

— 159.11 Кб (Скачать)

МАДГТУ(МАДИ)

Факультет логистики и общетранспортных проблем

Кафедра Социологии и управления

Реферат по дисциплине: ”Психология”

Тема: Волевые действия и развитие воли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Выполнил:

Студент 1ого курса 1бУПР

Факультет логистики и общетранспортных проблем

д/о Буланов С.С.

Проверил:

Пахомова И.А.

 

Москва 2012год

Содержание

  1. Введение
  1. Актуальность проблемы
  1. Цель работы
  2. Задача
  3. Объект работы
  4. Предмет (специфика объекта)
  1. Воля в Психологии
  1. Структура волевого поведения
  2. Воля как фактор самовоспитания
  3. Волевая регуляция поведения
  4. Развитие воли у человека
  5. Воля и эмоции
  6. Тест на измерение волевой активности
  7. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Актуальность исследования данной проблемы заключается в том, что воля как фактор человеческого поведения, является одним из приоритетных процессов, деятельностью, осуществляемую человеком самостоятельно и посредством этого, человек формирует в себе личность, переступая через желания, возникаемых во время волевых действий.

Целью данной работы является изучение (исследование) воли и волевых действий, как процессов влияющих на сознание и поведение человека.

Задача. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: исследовать феномен “воля” как фактор регуляции человеческого поведения, изучить его особенности и свойства.

Объектом данной работы является воля, которая будет рассмотрена в разных аспектах и областях.

Предметом рассмотрения будут являться специфические свойства и отличительные, характерные черты воли как феномена саморегуляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Воля в Психологии

Воля как человеческое качество — это способность делать выбор и совершать действия. В Психологии это понятие трактуется как свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.

Во́ля — феномен обеспечивающий формирование целей и концентрацию внутренних усилий на их достижение. Воля — это не физическая деятельность и не эмоциональная, и не всегда сознательная деятельность человека; но деятельность, всегда отражающая принципы морали и нормы личности и указывающая на ценностные характеристики цели выбранного действия. Человек, осуществляя волевые действия, противостоит импульсивным желаниям, формируя в себе сильную личность.

В своей  основе волевое поведение разделяется  на две главные составляющие части — принятие решения и его дальнейшая реализация. Но если происходит несовпадение цели действия и потребности принятия решения, то данная ситуация часто сопровождается актом выбора, или как принято в психологической литературе называют данное состояние — борьбой мотивов. Выбранное личностью решение в дальнейшем реализуется в различных психологических условиях. Спектр таких условий может начинаться от таких моментов, в которых достаточно принять решение, а последующее действие после этого выбора осуществляется как бы само собой. Так же бывают условия, в которых реализации волевого поведения и выбора противостоит какая-либо сильная потребность. Для преодоления такой ситуации и осуществления конечной выбранной цели требуются специальные усилия, то есть проявление «силы» воли.

  1. Структура волевого действия

Структура волевых  действий выглядит так:

• Осознание  цели и стремление её достичь. 
• Осознание ряда возможностей достижения цели. 
• Появление мотивов, утверждающих или отвергающих эти возможности. 
• Борьба и выбор мотивов. 
• Принятие одной из возможностей в качестве решения. 
• Осуществление принятого решения. 
• Преодоление внешних препятствий, объективных трудностей, пока поставленная цель не будет достигнута.

 

Схема 1. Структура волевого акта

    1. Воля как фактор самовоспитания

самовоспитание – очень важная сторона воспитания, которая реализуется как под влиянием педагогов и социальной среды, так и на основе индивидуальных качеств человека.

Волевые действия причинно предопределены условиями жизни и связаны с ними потребностями человека. Например, если человек замерзает в степи, и поблизости нет места, где можно согреться, он ставит перед собой цель – найти теплое укрытие и, преодолевая внешние и внутренние препятствия (пургу, темноту, расстояние, недостаток сил, боль в обмороженных участках тела), упорно идет к намеченной цели. Следовательно, воля человека не свободна от среды, условий его жизни, объективных обстоятельств. В процессе волевого акта препятствия, возникающие на пути к цели, преодолеваются с помощью волевого усилия – нервно-психического напряжения человека, мобилизующего его физические и духовные силы на преодоление этих препятствий.

Источником любого волевого акта является неудовлетворенная биологическая или социальная потребность человека. В своем развитии волевой акт проходит ряд этапов, составляющих его структуру. На 1-м этапе (влечение) человек, осознавая неудовлетворенность своей потребности, еще не видит целей, достижение которых могло бы привести к ее удовлетворению («Знаю, что жить так больше нельзя, а как жить – не знаю»). На 2-м этапе (желание) цель уже ясна, а средства ее достижения нет («Я знаю, чего хочу, но не знаю, как добиться»). 3-ий этап волевого действия (хотение) состоит в определении и осознании путей, средств и способов достижения намеченной цели. Этапы «желания» и «хотения» в волевом акте составляют период выбора цели и средств, при определении которых часто наблюдается борьба мотивов. Человек взвешивает все «за» и «против» той или иной цели и пути, ведущего к ее достижению и в конце концов останавливается на определенной цели и конкретном способе ее достижения (принимает решение). Этот окончательный выбор является результатом победы одних мотивов над другими. Если достижение желанной цели – сложный и отдаленный во времени процесс, то человек, приняв решение, намечает план действий по его реализации. Дальнейшее развитие волевого акта приводит к главному его этапу – исполнению принятого решения и завершается оценкой волевого действия. Реализация решения требует от человека проявления различных качеств сильной воли: решительности, целеустремленности, самообладания, настойчивости, дисциплинированности, смелости, мужества и благородства.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.Пример развития самовоспитания.

 

 

    1. Волевая регуляция поведения

Все действия человека могут быть поделены на две  категории: непроизвольные и произвольные. Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева). Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они происходят от воли человека.

Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности появилась вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля

является  важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными  мотивами и эмоциональными процессами.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Воля  в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.

Схема 2. Компоненты регуляции поведения

 

    1. Развитие воли у человека

Воля человека характеризуется определенными качествами. Прежде всего, принято выделять силу воли как обобщенную способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое вы преодолели на пути к поставленной цели, тем сильнее ваша воля. Именно препятствия, преодолеваемые с помощью волевых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли.

 Среди различных проявлений силы воли принято выделять такие личностные черты, как выдержка и самообладание, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.

Другой  характеристикой воли является целеустремленность. Под целеустремленностью принято понимать сознательную и активную направленность личности на достижение определенного результата деятельности.

Развитие  волевой регуляции поведения  у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны  – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой – обретение человеком  контроля над своим поведением, с  третьей – выработка волевых  качеств личности. Все эти процессы начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью  и учится пользоваться ею, как эффективным  средством психической и поведенческой  саморегуляции. Внутри из каждого этих направлений развития воли по мере укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокий уровень. К примеру, внутри познавательных процессов воля сначала выступает в форме внешне-речевой регуляции и только затем – в плане внутриречевого процесса. В области формирования волевых качеств личности, развитие воли можно представить, как движение не от первичных к вторичным и далее – к третичным волевым качествам.  
Ещё одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени.

  1. Воля и эмоции

В некотором  роде воля — психическая деятельность. Так же воля — процесс рефлекторный. Предпосылка развития воли и волевого поведения нужно искать у животных. Каждое животное имеет врождённую реакцию, для которой стимулом служит ограничение движений. Таким образом, воля как активность, связанная с потребностью в преодолении преград, обладает самостоятельностью по отношению к мотивам, изначально создавшим данное поведение.

Воля представляет собой самостоятельную форму психической жизни человека. В то время как эмоции обеспечивают мобилизацию энергетических ресурсов и переход к различным формам реагирования человека на внешние и внутренние значимые сигналы, воля, в противовес, препятствует чрезмерной генерации эмоционального возбуждения, способствует удержанию начального выбранного направления. Но так же волевое поведение может явиться источником положительных эмоций до того, как будет достигнута конечная цель, за счёт удовлетворения потребности преодоления самих препятствий. Поэтому наиболее продуктивной деятельностью человека оказывается сочетание сильной воли с оптимальным уровнем эмоционального напряжения.

Схема 3. Схема взаимоотношений мотиваций, эмоций и воли

Эмоция - это непосредственное, временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства. В точном переводе на русский язык «эмоция» - это душевное волнение, душевное движение.

Эмоции бывают:

  • стенические – стимулируют деятельность
  • астенические – ведут к скованности, пассивности

Эмоции теснейшим образом связаны с личностью, неотделимы от нее. Эмоции, прежде всего, отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей. В эмоциональном плане люди как личности отличаются друг от друга эмоциональной возбудимостью, длительностью и устойчивостью возникающих эмоциональных переживаний, доминированием стенических или астенических, положительных или отрицательных эмоций и т. д. Но главное различие - в силе и глубине чувств, в их содержании и предметной отнесенности. Сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность.

Эмоциональность является врожденной, но аффекты, и, тем более, чувства развиваются в ходе жизни, что означает личностное развитие человека.

  1. Тесты на измерение волевой активности

Тест  №1

Вопросы теста:

1. В состоянии  ли вы завершить работу, которая  вам неинтересна?

2. Преодолеваете  ли вы без особых усилий  внутреннее сопротивление, когда  нужно сделать что-то неприятное?

Информация о работе Волевые действия и развитие воли