Внутриличностные конфликты – формы проявления, способы разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 03:07, контрольная работа

Описание работы

Личность является предельным субъектом конфликта. В этом качестве она образует одну из его сторон. Но кроме этого каждый человек является самостоятельным генератором конфликта, внутри которого он и развертывается. Другими словами - личность постоянно производит и воспроизводит конфликты внутри себя - внутриличностные конфликты, носителем которых она и является. И можно без преувеличения сказать, что вся жизнь нормального человека - это конфликт, и прежде всего конфликт не внешний, а внутренний, от которого никуда не деться.

Содержание

Введение………………………………………………………………………стр.3
1.Внутриличностный конфликт: понятие и характеристики………………стр.4
2.Формы внутриличностных конфликтов…………………………………..стр.5
3.Внутренние и внешние причины внутриличностного конфликта………стр.8
3.1 Внутренние причины……………………………………………..……..стр.8
3.2 Внешние причины……………………………………………….……….стр.9
4. Способы разрешения внутриличностных конфликтов……………...…стр.11
5.Психологические защита личности……………………………………....стр.16
Заключение………………………………………………………………..…стр.22
Список литературы………………………………………………………….стр.23

Работа содержит 1 файл

конфликтология экз(3).docx

— 51.33 Кб (Скачать)

7. Измените условия и / или стиль своей работы. Это следует сделать в том случае, если внутриличностный конфликт возникает постоянно из-за неблагоприятных условий деятельности.

8. Подумайте возможностью снижения уровня ваших притязаний, Может быть, ваши способности и/или возможности не соответствуют вашим устремлениям и запросам.

9 Умейте прощать. Причем не только других, но и себя. В конце концов, все люди “не без греха” и мы тут не исключение.

10 Плачьте на здоровье. Американский биохимик У. Фрей, специально занимавшийся исследованием слез, обнаружил, что в том случае, когда они вызваны негативными эмоциями, в их состав входит вещество, действующее подобно морфию и обладающее успокаивающими свойствами. По его мнению, слезы являются защитной реакцией на стресс. Плач со слезами служит сигналом для головного мозга ослабить эмоциональное напряжение. Но помимо научных исследований почти каждый на собственном опыте знает, что слезы приносят эмоциональную разрядку и облегчение.

Общая схема разрешения внутриличностных конфликтов предусматривает:

1.     установление  и осознание факта такого конфликта;

2.     Определение  типа конфликта и его причины;

3.     Применение  соответствующего способа разрешения.

5.Психологические защита личности.

Кроме названных способов разрешения внутриличностных конфликтов современная конфликтология и психология формулируют также целый ряд  механизмов психологической защиты личности. Она представляет собой  специальную регулятивную систему  стабилизации личности, направленную на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги или страха, сопровождающих внутриличностный конфликт. Сущностью  и функцией психологической защиты является предохранение сознания личности от негативных переживаний. В общем  смысле термин “психологическая зашита”  употребляется сегодня для обозначения  любого поведения, устраняющего психологический  дискомфорт.Она является продуктом онтогенетического развития и научения.

Развиваясь как средство социально-психологической адаптации, механизмы психологической защиты предназначены для контроля эмоций в тех случаях, когда опыт сигнализирует  человеку о негативных последствиях их переживания и выражения.

Феномен психологической  защиты и ее различные проявления задолго до его научного объяснения были неоднократно описаны в философской (Сократ, Платон, Эпикур, Августин Аврелий, Кант, Вл. Соловьев, Бердяев и многие другие мыслители) и художественной литературе.

Некоторые исследователи (Ф. Василюк, Э. Киршбаум, В. Рот-тенберг, И.Стоиков) считают психологическую защиту непродуктивным средством решения  внутреннего конфликта. Они полагают, что защитные механизмы ограничивают развитие личности, ее “собственную активность”. Но, так или иначе, в трудных  ситуациях мы ими пользуемся, и  в любом случае будет лучше, если мы будет пользоваться ими квалифицированно и максимально разнообразно.

Преодоление внутриличностного  конфликта обеспечивается действием  механизмов психологической защиты

Механизмы психологической защиты личности

Научный анализ психологической  защиты личности начался в конце XIX в. с работ 3. Фрейда, который объяснил этот феномен, исходя из приоритета бессознательного инстинктивного начала (главным образом  сексуального), которое подвергается различным преобразованиям (вытеснению, сублимации и другим) в результате его столкновения с сознательным “Я” (внутренней “цензурой”).

Современная наука выделяет целый ряд механизмов психологической  зашиты личности. Среди них основными  являются следующие.

1.“Не замечай это”

Отрицание — один из онтогенетически ранних и наиболее простых механизмов защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания негативных эмоций, вызванных попаданием человека в трудную ситуацию. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия решения на действия в соответствии с новыми обстоятельствами. Их игнорированием.

2.«Не помни об этом”

 Подавление Страх блокируется посредством забывания его источника, а также обстоятельств, ассоциативно связанных с ним.Развивается для сдерживания страха, проявлений которого неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. 

3.“Трансформируй это”

 
Сублимация — преобразование инстинктивных форм психики (энергии либо агрессии) в более приемлемые для индивида и общества формы. В более широком плане под сублимацией понимается переключение активности индивида на более высокий уровень. Такими формами могут выступать различные виды творческой деятельности и многообразные увлечения, совершение привлекательных, общественно значимых поступков.

4.“Плачь об этом”

Регрессия развивается в раннем детстве для сдерживания чувства неуверенности в себе и страха: неудачи, связанных с проявлением инициативы.

Регрессия (от лат. regressio — движение назад) — возвращение индивида к ранним детским формам поведения, переход на предшествующие уровни психического развития. Регрессия предполагает уход от реальности и возврат к той стадии развития личности, в которой переживалось чувство удовольствия. Когда в состоянии внутриличностного конфликта люди “впадают в детство”, то это глубоко функциональное поведение. Человек, находящийся в затруднительной ситуации, часто берет в рот что попало — палец, ручку, дужку очков. Значение и смысл этих действий и жестов — возвращение в комфортную безоблачную ситуацию младенчества, когда ребенок сосал грудь матери.

5.“Найди оправдание этому»

Рационализация – сокрытие от самого себя истинных, но не приемлемых мотивов действий и мыслей. При этом происходит поиск правдоподобных причин для оправдания поступков, вызванных неприемлемыми чувствами и мотивами, для того чтобы обеспечить себе внутренний комфорт и избавиться от внутриличностного конфликта. Рационализация связана с объяснением своих поступков необходимостью утверждения чувства собственного достоинства и самоуважения. Способы:

  • дискредитация цели (элементарное обесценивание недостижимого);
  • дискредитация значимого другого, который отказывает во внимании;
  • преувеличение роли обстоятельств, судьбы;
  • утверждение вреда во благо;
  • переоценка ценностей, всей мотивационной системы;
  • самодискредитация (искупление вины). 

6.“обвини это”

Проекция - сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания чувства неприятия себя из-за неспособности справиться с трудностями.

Проекция — осознанное или бессознательное перенесение собственных свойств, чувств и состояний, не приемлемых для личности, на внешние объекты. Тем самым человек перекладывает “вину” на внешний объект, являющийся источником трудностей, приписывает ему негативные качества и вместе с тем снимает ее с себя. Здесь мы имеем прием, который хорошо просматривается в выражении “сам ты дурак”.

7.“Напади на что-то, заменяющее это”

Замещение развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного или значимого субъекта во избежание ответной агрессии или отвержения.

Индивид снимает напряжение, обращая агрессию на более слабый объект или на самого себя.

Замещение — имеет две формы проявления:

1) замещение объекта ~ перенесение негативных чувств и действий с одного объекта, который их вызвал, на другой объект, не имеющий к ним отношения. Это происходит, когда личность не может высказать свои мысли, проявить чувства или произвести определенные действия по отношению к прямому виновнику его обиды, страха или гнева по социальным или физическим причинам. Например, если нет возможности оскорбить начальника, которым вы чем-то недовольны, можно пнуть его чучело или хлопнуть дверью;

 

2) замещение чувства — эта форма характеризуется тем, что объект, вызвавший недовольство индивида, остается прежним, а чувство по отношению к нему меняется на противоположное. Доцент, поставивший студенту “неудовлетворительно” на экзамене, может из остроумного моментально превратиться в “тупого”. Пример замещения чувства описан в басне И. А. Крылова “Лисица и виноград”. Не сумев добраться до соблазнительных кистей винограда, лисица успокаивает себя тем, что “На взгляд-то он хорош, // Да зелен — ягодки нет зрелой: // Тотчас оскомину набьешь”.

8.“Преосмысли это””

Интеллектуализация развивается в раннем подростковом возрасте.

Интеллектуализация — способ анализа стоящих перед человеком проблем, для которого характерна абсолютизация роли мыслительного компонента при полном игнорировании чувственных элементов анализа. При использовании данного защитного механизма даже очень важные для личности события рассматриваются нейтрально, без участия эмоций, что вызывает удивление у обычных людей. При этом используются способы: сравнение противоборствующих тенденций;составление списка «+» и «-» каждой из тенденций;их анализ;шкалирование каждого «+» и «-» в каждой из тенденций;их суммирование.

9."Будь, как это, чтобы не потерять его”

Идентификация — процесс отождествления субъекта с другим лицом или группой, посредством которого он усваивает образцы поведения “значимых других”, формирует свое сознание и принимает ту или иную роль. В качестве защитного механизма идентификация помогает справиться с беспокойством и чувством незащищенности, обеспечивает взаимную связь между членами группы и формирует чувство уверенности в себе.

10. Обособление — отказ от необходимости думать о возможных негативных последствиях будущих событий и действий. Выражается обычно словами “будь что будет”, “авось пронесет” и т. д.

11.“Мечтай об этом”

Воображение (фантазия) — создание программы поведения, когда проблемная ситуация, порождающая внутриличностный конфликт, неопределенна. Воображение состоит в создании образов или способа поведения, которые заменяют реальную деятельность. Часто воображение связано с созданием образа желаемого будущего, в которое личность, находящаяся в состоянии внутриличностного конфликта, желает убежать.

12“Приобрети это”

Компенсация — онтогенетически самый поздний и сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно.

Предназначен для сдерживания  чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, недостатка, неполноценности. В него входят механизмы  идентификации

13“Не чуствуй этого”

.Изоляция — восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги.

14"Не знай, откуда это»

Интроекция — присвоение ценностей или черт характера других людей для предупреждения угроз с их стороны.

15“Отмени это”

Аннулирование — поведение или мысли, способствующие символическому сведению на нет предыдущего акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство, чувство вины.

16.«Обрати это в противоположное» 

Реактивное образование -выработка и подчеркивание в поведении противоположной установки. 

 

Таковы основные механизмы  психологической защиты от внутриличностного  конфликта. К этому следует добавить, что сама по себе она может быть как успешной, так и неуспешной. В первом случае прекращаются импульсы и действия тех факторов, которые  вызвали конфликт, исчезает состояние  тревоги, страха, невроза. При неуспешной психологической защите ничего подобного  не происходит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Жизнь человека так устроена, что вероятность обстоятельств, грозящих нарушением оптимального процесса развития личности, его внутреннего  мира, велика, и плохо, если человек  к ним не подготовлен.

Человек сталкивается с ситуациями, требующими разрешения с самого начала своей жизни. В детском возрасте у него еще недостаточно опыта  и знаний для нейтрализации стрессовых факторов, для предупреждения возникновения  внутриличностного конфликта. Самой  природой были изобретены способы защиты психики от травмирующих факторов, люди назвали механизмами психологической  защиты. Эти механизмы не всегда играют конструктивную роль в разрешении конфликта, хотя и помогают снять  нервное напряжение.

Существующие на сегодняшний  момент теории личности предусматривают  различные способы и методы разрешения внутриличностных конфликтов. Психологическими условиями разрешения внутриличностных конфликтов общепризнанно считаются: желание самой личности разрешить  данный конфликт, осознание личностью  этого конфликта, что возможно лишь при деструктивном характере  конфликта. На разрешение внутриличностных конфликтов огромное влияние оказывают  и половозрастные различия, и социальный статус человека, и его мировоззрения. В каждом случае решение может  быть только индивидуальным.

От внутриличностных конфликтов никто не застрахован. Их арсенал  поистине неисчерпаем. В ироничной  формуле указаны условия, необходимые  для предупреждения внутриличностного  конфликта:

· не желать (так как отпугнешь);

· не надеяться (иначе больно будет, если не получится);

· не искать дважды в одном  месте (удача не глупее тебя);

· искать молча; не хватать  грязными руками;

· вовремя отпускать.

 

 

 

Список используемой литературы:

1.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология - М., “Юнити”, 1999.

2.Авдеев В. В. Психология решений проблемных ситуаций /   В. В. Авдеев — М.: Феликс, 1992.

3. Веренко И. С. "Конфликтология" / И. С. Веренко — М.: концерн Swiss, 1990.

Информация о работе Внутриличностные конфликты – формы проявления, способы разрешения