Внутренняя структура имиджа

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 12:23, реферат

Описание работы

Если мы попытаемся рассмотреть структуру имиджа как бы изнутри, мы обнаружим, что она близка, по сути, к психологическому понятию «Я-концепции»: «Я-концепция — система представлений человека о самом себе. В рамках единой Я-концепции выделяют различные ее составляющие:
Я-физическое как схема собственного тела;
Я-социальное, соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой;
Я-экзистенциальное как оценка себя в аспекте жизни и смерти.

Работа содержит 1 файл

теория средового имиджа.doc

— 40.00 Кб (Скачать)


Внутренняя структура имиджа

Если мы попытаемся рассмотреть структуру имиджа как бы изнутри, мы обнаружим, что она близка, по сути, к психологическому понятию «Я-концепции»: «Я-концепция — система представлений человека о самом себе. В рамках единой Я-концепции выделяют различные ее составляющие:

Я-физическое как схема собственного тела;

Я-социальное, соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой;

Я-экзистенциальное как оценка себя в аспекте жизни и смерти.

Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей». Внутренняя структура имиджа так же содержит три похожие составляющие, но рассматриваем мы их с несколько иного ракурса.

Итак, первая часть внутренней структуры — это представления человека о себе самом, в том числе о своей внешности: то, что он думает о себе, оставаясь с собой один на один, то, как он относится к своим физическим особенностям, как он оценивает свое самочувствие (он в принципе здоров или обычно чувствует себя больным, например, или он чаще весел или много грустит), что он думает о своих склонностях и потребностях.

Вторая часть внутренней структуры имиджа, назовем её «внутреннее зеркало», — это представление человека о том, что о нем думают другие люди, то есть, какое впечатление человек готовится произвести на окружающих. Например, бросая последний взгляд в зеркало перед выходом из дома, как Вам кажется, о Вас подумают, что Вы красивы, умны или настойчивы? Только честно. И не говорите, что Вы об этом никогда не думаете и Вам всё равно, что другие о Вас думают; как говорил уже почти забытый классик: «Жить в обществе, и быть абсолютно свободным от общества, нельзя».

И третья часть внутренней структуры имиджа — так называемое «внешнее зеркало» — это «обратная связь», которую человек получает в виде комплиментов, критики, откровений, обзываний, шутливых высказываний, любовных и других дифирамбов. Точнее, «внешнее зеркало» — это не сами отзывы, а отношение человека к ним. Например, если о Вас вдруг скажут, что Вы «себе на уме», вам от этого будет как? Подозреваю, что каждому по-своему: кто-то возгордится, кто-то обидится, кто-то просто обрадуется, кто-то сочтет, что его недооценивают, а кто-то предпочтет не услышать, но отношение — чувственное отношение — сложится — это и есть «внешнее зеркало».

Все эти три части вместе и составляют внутреннее представление человека о себе. И хорошо, если все эти три части как-то гармонично соотносятся между собой. Такому человеку легко определить и свой основной стиль, и в каком цвете он должен быть решен.

Внешние проявления имиджа (8 сфер проявления имиджа)

Обычно специалисты выделяют шесть внешних сфер, в которых преломляется наш внутренний образ. Однако, нам кажется, что точнее и удобнее выделить всё же восемь таких сфер.

Во-первых, на одежду, запах и физическую конституцию. Называется эта сфера габитарный имидж. Скажем, если от Вас хорошо пахнет, с вами разговаривать хочется, а если пахнет плохо — разговаривать с вами, конечно, будет неприятно, это понятно. Но вот, если Вы юны и воздушны, а пахнет от Вас дорогими тяжелыми вечерними духами, типа Chanel № 5, то это вызовет у Вашего vis-a-vis безотчетную тревогу, которую он сходу ни за что не осознает, но общаться с Вами вряд ли захочет, объяснив это Вам и себе какими-нибудь совершенно третьими причинами. А все потому, что просто в вашем габитарном имидже есть такое маленькое, несовпадение возраста и запаха, которое вам кажется вполне нормальным, скорее всего, в силу того, что временно примиряет для Вас какие-то конфликтующие стороны вашей личности, но, повторюсь, только для Вас, а у других может вызывать безотчетную тревогу и даже раздражение.

Во-вторых, Ваш собеседник наверняка среагирует на Вашу осанку, походку, движения, жесты и мимику. Эта сфера называется кинетический имидж. О том, что можно сказать о человеке по его осанке, походке, привычным позам, по тому, как он располагает свое тело в пространстве, написано много хороших книг, но даже если Ваш собеседник никогда их не читал, он интуитивно почувствует всё это. И если эти Ваши кинетические проявления будут совпадать между собой и, кроме того, будут совпадать с габитарным имиджем, то он, наверняка, отнесется к Вам с симпатией, а если нет — его опять посетит безотчетная тревога. Такой пример я уже приводила в своей статье «Имидж или стиль. Быть или казаться?»: «... представьте себе, что в пяти метрах от вас стоит очаровательное воздушное создание с вьющимися локонами до плеч, овеянное шифоновыми воланами. Представили? А теперь представьте, что это создание начинает двигаться в вашу сторону походкой разъяренного монстра и здоровается с вами низким прокуренным голосом. Какое у вас складывается впечатление? Вы растеряны? Ощущение „что-то здесь не то“? А на самом деле, если разобраться, это чувство тревоги, вызванное несовпадением габитарного, кинетического и вербального имиджа».

Вербальный имидж можно представить как две равнозначные составляющие: аудиальный имидж (как человек говорит, какой у него тембр, высота голоса, богатые ли интонации, четкая ли дикция) и речевой имидж (что человек говорит, логична ли его речь, скорее точна и суха или многословна и эмоциональна). Вспомните, например, какие чувства у вас вызывает человек с монотонной медленной речью? А как Вы реагируете на сдавленный голос? А что Вы чувствуете, когда лектор говорит тихо и невнятно? Для того, чтобы производить благоприятное впечатление на собеседника или собеседников, важно, чтобы характеристики и особенности Вашего голоса совпадали не только с другими сферами Вашего имиджа, но и с ситуацией. Неадекватно громкий, как и неадекватно тихий голос в момент может настроить аудиторию против Вас. И если Вы, например, логичны и немногословны по природе своей, то наверняка найдете общий язык с человеком такого же склада, а вот эмоциональное многословие может Вас нервировать. С другой стороны, если Вам, с вашей способностью и потребностью много и красочно говорить нравится немногословный собеседник, а его вполне устраивает, что Вы не требуете от него активной словесной включенности, «будет Вам счастье», а вот если Вам необходим постоянный эмоционально-словесный контакт , Вы, вероятнее всего, разочарованно отвернетесь. Видите, Ваш вербальный имидж может оказывать активное влияние на формирование другой сферы, называемой средовой имидж.

Средовой имидж включает в себя всю среду обитания конкретного человека, начиная с его квартиры, семьи и машины, заканчивая кабинетом, местом работы, друзьями, любимым клубом, и местами проведения отпуска. Не зря же говорят, скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Фактически, любой объект «мира», с которым Вы так или иначе соприкасаетесь и которому у Вас есть то или иное отношение, является фактом, формирующим Ваш имидж. В этом смысле понятие «имидж» близко понятию «реноме». И если у вас есть необходимость или желание принадлежать какому-то определенному социальному кругу, то Вам придется соответствовать ему именно по параметрам средового имиджа. Если же изначально такого соответствия не наблюдается, придется Вам менять средовой имидж (хотя бы его элементы) или менять социальный круг. Ну, представьте себе «гота», который решил «переквалифицироваться» в «эма».... «Со своими правилами в чужой монастырь не входят».

Кроме того, к понятию «реноме» очень близок овеществленный имидж, который включает в себя всё, что вы «произвели»: стихи, которые Вы написали, торт, который Вы испекли, Ваши статьи, книги, и даже визитка, макет которой Вы утвердили. Догадайтесь, какое впечатление сложится о Вас у Ваших сотрудников, если Вы периодически будете радовать их пирожками собственного изготовления? В общем, если хотите прослыть обладателем творческого нестандартного мышления, лучше познакомьте коллег со своими стихами, ну, или оставайтесь добрым(ой), заботливым(ой) и хозяйственным(ой).

И, наконец, имидж ментальный, который для удобства можно разделить на коммуникативный имидж и собственно ментальный имидж.  Коммуникативный имидж говорит о вашем желании и умении общаться и о вашем знакомстве с этикетными навыками. Ментальный же имидж включает в себя все сказанные вслух или продемонстрированные представления о себе. Допустим, если Вам зачем-то так важно подчеркнуть в разговоре с кем-то, что Вы член славной организации Гринпис, то спрячьте и никому никогда не показывайте норковую шапку и лисий воротник, которые являются частью Вашего габитарного имиджа.

 

Видите, части внешнего и внутреннего имиджа неотделимы друг от друга и находятся в тесной обоюдной зависимости, это целостная объемная картина, поэтому создавать стиль, не опираясь на другие внутренние и внешние особенности человека, может быть иногда даже опасно. Кроме того, чем более далек даже самый положительный внешний облик от внутреннего содержания, тем труднее его поддерживать, и если создание образа требует времени, сил и материальных вложений, то потерять свое реноме можно в одно мгновенье — так уж лучше создавать такой образ, который будет максимально гармонично сочетать в себе все Ваши черты, но в их лучших проявлениях. Например, из Печки-Яблоньки-Русской Красавицы получается замечательная Матушка Весна, а из Маленькой Ведьмочки-Пажа — Василисы Премудрой — веселый и ответственный Маленький Премудрый Паж.



Информация о работе Внутренняя структура имиджа