Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 19:05, контрольная работа
Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека.
Введение…………………………………………………………………………………….3
1. Общие понятия о внимании…………………………………………………………….4
2. Основные функции внимания…………………………………………………………..5
3. Теории внимания ………………………………………………………………………..6
4. Физиологическая основа внимания… ………………………………………………...7
5. Виды внимания ………………………………………………………………………….9
6. Основные свойства внимания ……..…………………………………………………..10
7. Отвлекаемость внимания (внешняя и внутренняя)………………… ………………..12.
8. Рассеянность (мнимая и подлинная)…………………………………………………...12
Заключение…………………………………………………………………………………14
Список литературы………………………………………………………………………...17
5.
Виды внимания.
По своему происхождению и способам
осуществления обычно выделяют два основных
вида внимания: непроизвольное и произвольное.
Непроизвольное внимание, наиболее простое
и генетически исходное, называют также
пассивным, вынужденным, так как оно возникает
и поддерживается независимо от стоящих
перед человеком целей. Деятельность захватывает
человека в этих случаях сама по себе,
в силу своей увлекательности или неожиданности.
Человек невольно отдается воздействующим
на него предметам, явлениям, выполняемой
деятельности. Стоит нам услышать по радио
интересную новость, как мы невольно отвлекаемся
от работы и прислушиваемся. Возникновение
непроизвольного внимания связано с различными
физическими, психофизиологическими и
психическими причинами. Эти причины тесно
связаны между собой, но их для удобства
можно разделить условно на категории.
К первой группе причин относятся
характер и качество раздражителя, прежде
всего его сила или интенсивность. Всякое
довольно сильное раздражение: громкие
звуки, ослепительный свет, сильный толчок,
резкий запах невольно привлекают наше
чуткость. Важную роль при этом играет
не столько абсолютная, сколько относительная
сила раздражителя. Поэтому если днем
шаги в коридоре не привлекут внимания,
то те же шаги ночью в полной тишине заставят
нас прислушаться. Особое роль имеет контраст
между раздражителями. То же самое относится
к длительности раздражителя, а также
к пространственной величин и форме предмета.
В ту же группу причин следует отнести
и такое качество раздражителя, как его
новизна, необычность. При этом под "новизной"
понимают не только появление ранее отсутствовавшего
раздражителя, но и изменение физических
свойств действующих раздражителей, ослабление
или прекращение их действий, отсутствие
знакомых раздражителей, перемещение
раздражителей в пространстве.
Ко второй группе причин,
вызывающих непроизвольное чуткость,
относятся те внешние раздражители, которые
соответствуют внутреннему состоянию
человека, и прежде всего имеющимся у него
потребностям. Так, сытый и голодный человек
будут по-разному реагировать на разговор
о пище.
Третья группа причин связана
с общей направленностью личности. Именно
по этому, идя по одной и той же улице, дворник
обратит чуткость на мусор, архитектор
или художник - на красоту здания. Направленность
личности тесно связана с ее прежним опытом
и чувствами, поэтому их также включают
в эту группу причин. То, что интересно
нам, что вызывает у нас определенную эмоциональную
реакцию, является важнейшей причиной
непроизвольного внимания.
В отличие от непроизвольного
произвольное чуткость управляется сознательной
поставленной задачей. Оно тесно связано
с волей человека и выработалось в результате
трудовых усилий, поэтому его ещё называют
волевым, активным, преднамеренным. Приняв
решение заняться какой-нибудь деятельностью,
мы выполняем это решение, обдуманно направляя
наше чуткость более того на то, что нам
неинтересно в данную минуту, но чем надобно
заниматься. Основной функцией произвольного
внимания является активное регулирование
протекания психических процессов.
Причины произвольного внимания
по своему происхождению не биологические,
а социальные: оно не созревает в организме,
а формируется у ребенка при его общении
со взрослыми. На ранних фазах развития
функция произвольного внимания разделена
между двумя людьми - взрослым и ребенком.
Первый выделяет объект из Среды, указывая
на него и называя словом, ребенок отвечает
на тот самый сигнал, прослеживая жест,
схватывая предмет или повторяя слово.
Таким образом, данный предмет выделяется
для ребенка из внешнего поля. Впоследствии
дети начинают ставить цели самостоятельно.
Следует отметить тесную связь произвольного
внимания с речью. Развитие произвольного
внимания у ребенка проявляется сначала
в подчинении своего поведения речевой
инструкции взрослых, а потом, по мере
овладения речью,- в подчинении своего
поведения собственной речевой инструкции.
Несмотря на качественное
отличие от непроизвольного внимания,
произвольное также связано с чувствами,
с интересами, с прежним опытом человека.
Однако влияние этих моментов при произвольном
внимании не неопосредованное, а косвенное.
Оно опосредуется обдуманно поставленными
целями, поэтому в данном случае интересы
выступают как интересы цели, интересы
результата деятельности. Сама дело может
непосредственно не занимать нас, но так
ее выполнение надобно для решения поставленной
нами задачи, то и она становится интересной
в связи с этой поставленной задачей.
Ряд психологов выделяют
ещё один вид внимания, который, подобно
произвольному, носит целенаправленный
характер и требует первоначальных волевых
усилий, но потом человек как бы "входит"
в работу: интересными и значительными
становятся содержание и процесс деятельности,
а не только ее результат. Такое чуткость
было названо Н. Ф. Добрыниным послепроизвольным.
Возьмем студента, который решает трудную
математическую задачу. Первоначально
она его может совсем не увлекать. Он берется
за нее только потому, что ее надобно сделать.
Студенту приходится возвращать себя
к решению постоянными усилиями. Но вот
решение начато, правильный ход намечается,
проблема становится более понятной. Студент
все больше увлекается ею, она его захватывает,
он перестает отвлекаться: проблема стала
для него интересной. Внимание из произвольного
стало как бы непроизвольным. Однако, в
отличие от подлинно непроизвольного
внимания, послепроизвольное остается
связанным с сознательными целями и поддерживается
сознательными интересами. В то же пора
оно несходно и с произвольным вниманием,
так как в этом месте нет или почти нет
волевых усилий.
Послепроизвольное чуткость
характеризуется длительной сосредоточенностью,
напряженной интенсивностью умственной
деятельности, высокой производительностью
труда.
6.
Основные свойства внимания.
Внимание означает связь
сознания с определенным объектом, его
сосредоточенность на нем. Особенности
этой сосредоточенности определяют свойства
внимания. К ним относятся: устойчивость,
концентрация, распределение, переключение
и объем внимания.
Устойчивость
- это временная характеристика внимания,
длительность привлечения внимания к
одному и тому же объекту. Устойчивость
может определяться периферическими и
центральными факторами. Исследования
показали, что чуткость подвержено периодическим
непроизвольным колебаниям. Периоды таких
колебаний (по Н. Ланге) равны 2-3 сек, доходя
максимум до 12 сек. Если прислушиваться
к тиканью часов и пытаться сосредоточиться
на нем, то человек будет то слышать, то
не слышать их. Иной характер носят колебания
при наблюдении более сложных фигур - в
них попеременно то одна, то другая часть
будет выступать как фигура. Такой результат
дает изображение усеченной пирамиды:
если присмотреться к ней в течении некоторого
времени, то она будет поочередно казаться
то выпуклой, то вогнутой. Но такие малые
периоды колебания внимания ни в коем
случае не являются всеобщей закономерностью.
В одних случаях чуткость характеризуется
частыми периодическими колебаниями,
в других - существенно большей устойчивостью.
В настоящее пора доказано, что наиболее
существенным условием устойчивости внимания
является вероятность раскрыть в предмете,
на котором оно сосредоточенно, новые
стороны и связи. Когда поставленная проблема
требует от нас сосредоточенности на каком-либо
предмете, мы раскрываем в нем новые аспекты
в их взаимосвязях и взаимопереходах,
чуткость может очень длительное пора
оставаться устойчивым. В тех случаях,
когда содержание предмета внимания не
дает возможности для дальнейшего его
изучения, мы легко отвлекаемся, наше чуткость
колеблется. Чтобы чуткость к какому-либо
предмету поддерживалось, его сознание
должно быть динамическим процессом. Предмет
внимания должен развиваться, обнаруживать
перед нами свое новое содержание. Если
чуткость при всех условиях было неустойчивым,
эффективная умственная работа была бы
невозможна. Само включение умственной
деятельности, раскрывающей в предмете
новые стороны и связи изменяет закономерности
этого процесса и создает условия для
устойчивости внимания. Устойчивость
внимания зависит от целого ряда условий.
К числу относятся: особенности материала,
степень его трудности, знакомства с ним,
отношения к нему со стороны субъекта,
а также от индивидуальных особенностей
личности.
Концентрация внимания - это степень
или интенсивность сосредоточенности,
т. е. Основной показатель его выраженности,
тот фокус, в котором собрана психическая
или сознательная дело. А. А. Ухтомский
полагал, что концентрация внимания связана
с особенностями функционирования доминантного
очага возбуждения в коре головного мозга.
В частности, концентрация является следствием
возбуждения в доминантном очаге при одновременном
торможении остальных зон коры головного
мозга.
Под распределением
внимания понимают субъективно переживаемую
способность человека удерживать в центре
внимания определенное число разнородных
объектов одновременно. Именно эта способность
позволяет совершать сразу несколько
действий, сохраняя их в поле внимания.
Вспомним феноменальные способности Юлия
Цезаря, который мог работать одновременно
семь не связанных между собой дел. Однако,
как показывает практика, человек способен
реализовать только один вид сознательной
психической деятельности, а субъективное
ощущение одновременности выполнения
нескольких обязано быстрому последовательному
переключению с одной на другую. Еще Вундтом
было доказано, что человек не может сосредотачиваться
на двух одновременно предъявляемых раздражителях.
Однако иногда человек реально способен
выполнять два вида деятельности. На самом
деле, в таких случаях один из видов выполняемой
деятельности должен быть полностью автоматизирован
и не требовать внимания, если же это условие
не соблюдается, совмещение деятельности
невозможно.
Распределение внимания,
по-существу, является обратной стороной
его переключаемости. Переключение внимания
определяется скрытно, переходя от одного
вида деятельности к другому. Переключение
означает сознательное и осмысленное
перемещение внимания с одного объекта
на иной. В целом переключаемость внимания
означат способность быстро ориентироваться
в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость
переключения внимания у разных людей
различна и зависит от целого ряда условий.
Это прежде всего соотношение между предшествующей
и последующей деятельностью и отношение
субъекта к каждой из них. Чем интереснее
дело, тем легче на нее переключиться,
и наоборот. Переключаемость внимания
принадлежит к числу хорошо тренируемых
качеств.
Объем внимания. Известно, что человек
не может одновременно мыслить о разных
вещах и осуществлять разнообразные работы.
Это ограничение вынуждает дробить поступающую
извне информацию на части, не превышающие
возможности обрабатывающей системы.
Таким же образом человек обладает весьма
ограниченными возможностями одновременно
понимать несколько независимых друг
от друга объектов - это и есть объем внимания.
Важной и определяющей его особенностью
является то, что он практически не поддается
регулированию при обучении и тренировке.
Понятие "объем внимания"
близко к понятию "объем восприятия".
Понятия - "поле ясного внимания"
и "поле неясного о внимания" очень
близки к понятиям центра и периферии
зрительного восприятия. Однако количество
находящихся в поле нашего внимания связанных
между собой элементов, объединенных в
осмысленное целое, может быть много больше.
Объем внимания поэтому является изменчивой
величиной, зависящей от того, насколько
связано между собой содержание, на котором
сосредотачивается чуткость, и от умения
осмысленно связывать и структуировать
материал.
7.
Отвлекаемость внимания.
Отвлекаемость внимания - это непроизвольное
перемещение внимания с одного объекта
на иной. Оно возникает при действии посторонних
раздражителей на человека, занятого в
тот самый момент какой-либо деятельностью.
Отвлекаемость может быть внешней и внутренней.
Внешняя отвлекаемость возникает под
влиянием внешних раздражителей; при этом
произвольное внимание становится непроизвольным.
Наиболее отвлекают предметы или явления,
которые появляются вдруг и действуют
с меняющейся силой и частотой. В ответ
на эти раздражители у человека появляется
трудно угасаемый ориентировочный рефлекс.
Внутренняя отвлекаемость внимания
возникает под влиянием сильных переживаний,
посторонних эмоций, из-за отсутствия
интереса и чувства ответственности за
дело, которым в в данный момент занят
человек.
Физиологической основой внешней
отвлекаемости внимания является отрицательная
индукция процессов возбуждения и торможения,
вызванная действием внешних раздражителей,
не имеющих отношения к выполняемой деятельности.
При внутренней отвлекаемости внимания,
обусловленной сильными чувствами и желаниями,
в коре головного мозга появляется мощный
очаг возбуждения; с ним не может конкурировать
более слабый очаг, соответствующий объекту
внимания, по закону отрицательной индукции
в нем возникает торможение. В случаях
внутренней отвлекаемости, обусловленной
отсутствием интереса, она объясняется
запредельным торможением, развивающемся
под влиянием утомления нервных клеток
скучной монотонной работой.
8. Рассеянность.
Рассеяностью называется неспособность
человека сосредоточиться на чем либо
определенном в течении длительного времени.
Встречается два типа рассеянности: мнимая
и подлинная.
Мнимая рассеянность - это невнимание
человека к непосредственно окружающим
предметам и явлениям, вызванная крайней
сосредоточенностью его внимания на каком-либо
предмете. Мнимая рассеянность - результат
большой сосредоточенности и узости внимания.
Иногда ее называют "профессорской",
так как она нередко встречается у людей
этой категории. Внимание ученого может
быть настолько сконцентрировано на занимающей
его проблеме, что он не слышит обращенных
к нему вопросов, не узнает знакомых, отвечает
невпопад. Физиологической основой мнимой
рассеянности является мощный очаг оптимального
возбуждения в коре головного мозга, вызывающего
торможение в окружающих его участках
по закону отрицательной индукции. Неясность
отражения различного рода внешних воздействий
при рассеянном внимании объясняется
тем, что оно происходит на участках коры
головного мозга, находящихся в состоянии
торможения.
Рассеянность как следствие внутренней
сосредоточенности не причиняет большого
вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию
человека в окружающем мире. Хуже подлинная
рассеянность. Человек , страдающий рассеянностью
этого рода, с трудом устанавливает и удерживает
произвольное чуткость на каком- либо
объекте или действии. Для этого ему требуется
существенно больше волевых усилий, чем
человеку не рассеянному. Произвольное
внимание рассеянного человека неустойчиво,
легко отвлекаемое. Физиологически подлинная
рассеянность объясняется недостаточной
силой внутреннего торможения. Возбуждение,
возникающее под действием речевых сигналов,
легко иррадиирует, но с трудом концентрируется.
В результате этого в коре головного мозга
рассеянного человека создаются неустойчивые
очаги оптимальной возбудимости.
Причины подлинной рассеянности внимания
разнообразны, их знание необходимо, чтобы
не укреплять рассеянность, а бороться
с ней. Причиной подлинной рассеянности
может быть общее расстройство нервной
системы (неврастения), малокровие, болезни
носоглотки, затрудняющие вентиляцию
легких и, следовательно, обедняющие кислородное
питание мозговых клеток. Иногда рассеянность
появляется в результате физического
и умственного утомления и переутомления,
тяжелых переживаний. Одной из причин
подлинной рассеянности является перегрузка
мозга большим количеством впечатлений.
Разбросанность интересов также может
привести к подлинной рассеянности, неупорядоченность
увлечений укрепляет рассеянность. Еще
одной причиной подлинной рассеянности
может быть и неправильное воспитание
ребенка в семье: отсутствие режима в занятиях,
развлечениях и отдыхе ребенка, выполнение
всех его прихотей, освобождение от трудовых
обязанностей. Скучное преподавание, которое
не будит мысль, не затрагивает чувств,
не требует напряжения воли - один из источников
рассеянности внимания учащихся.
Заключение.
Можно ли научиться быть внимательным,
научиться искусству сосредоточения ?
наиболее важны для работы памяти параметры
концентрации и устойчивости. Рассмотрим
эти и другие параметры в условиях произвольного
внимания и переходу к после произвольному
при выполнении типичных видов умственной
работы, связанных с запоминанием (чтение,
слушание и других). При постараемся узнать,
быть может ли тренировать эти параметры
?
"Необходимости концентрированного
внимания вечно сопутствует непреодолимое
охота отвлечься",- Артур Блох. Закон
Мерфи. Трудно сочетать любой вид умственной
деятельности с постоянными усилиями
по поддержанию внимания. Поэтому работа
в условиях произвольного внимания оказывается
далеко не вечно эффективной. Наиболее
глубокая концентрация, сосредоточенность
возможна лишь при послепроизвольном
внимании. Чтобы перейти от произвольного
к послепроизвольному вниманию, необходимо
активизировать саму работу. Это можно
сделать, используя работу памяти - закон
осмыслении и интереса. Тем не менее, работая,
мы все-таки нередко отвлекаемся. Можно
ли отделаться от ненужных отвлечений,
научиться работать сосредоточенно ? Для
этого надобно быть в курсе некоторые
правила сосредоточенной работы.
Во-первых, надобно учитывать, что
не все отвлечения вредны. Глубокая концентрация
внимания сопровождается возбуждением
определенных участков коры головного
мозга. Однако длительное поддержание
возбуждения невозможно - наступает утомление.
Поэтому, в ряде случаев, отвлечения оправданы
- когда они носят характер кратковременного
отдыха, усиливающего дальнейшую сосредоточенность.
5 - 10 минут каждого часа умственной работы
достаточны для такого отдыха (несколько
физических упражнений, небольшой самомассаж,
гимнастика для зрачок и т. д.).
Однако наибольшие неудобства
нам доставляют непреднамеренные отвлечения
в процессе самой работы: не связанные
с ней посторонние мысли, желание разглядывать
посторонние предметы. Поэтому второе
правило - необходимость создания соответствующей
характеру работы обстановки. Некоторые
люди могут сосредоточенно работать при
любых условиях, однако для большинства
очень важны внешние факторы: относительная
тишина, порядок на столе. Хорошее освещение,
удобная поза и т. д. Важна также чисто
психическая возможность работать именно
в этих условиях. Поэтому так легко сосредоточиться,
например, в библиотеке. Полезен и заблаговременный
созданный настрой на работу. Люди с ярким,
образным мышлением могут попробовать
такой прием. Представим, что в нашей голове
пребывает огромный шкаф со множеством
ящиков. Каждому виду работы в этом шкафу
соответствует определенный ящик. Перед
началом серьезной работы, требующей глубокой
сосредоточенности, максимально отчетливо
надобно вообразить, как мы выдвигаем
ящик соответствующего вида работы и проверяем,
что остальные плотно задвинуты. Этот
прием, по свидетельству современников,
любил Наполеон, отличавшийся, как понятно,
огромной работоспособностью.
В-третьих, надобно учитывать, что
сосредоточенность усиливается действием
небольших побочных раздражителей. Не
надобно стремиться работать в полной
тишине: небольшой звуковой фон (тихая
музыка, шум за окном, пение птиц) все-таки
необходимы. Широко известен опыт одной
из библиотек Лондона, в которой были созданы
полностью звукоизолированные места для
читателей. Очень скоро выяснилось, что
в полнейшей тишине сосредоточенная работа
невозможна.
В четвертых, надобно ориентироваться
на наиболее благоприятные для умственной
работы периоды в течение дня. Согласно
многочисленным экспериментам пик нашей
активности приходятся на 5, 11, 16, 20 и 24 часа.
В эти периоды облегчено достижение максимальной
концентрации внимания. Однако в процессе
умственной работы важна не только степень
концентрации внимания, но и вероятность
ее длительного поддержания. Способность
к длительной концентрации внимания можно
тренировать. Целый ряд специальных упражнений
предложен йогой, современными системами
аутотренинга. Эти упражнения основаны
на поддержании длительной концентрации
внимания на каком-либо одном объекте.
Главная проблема при этом - обеспечение
полного отсутствия всех посторонних
мыслей, которые не относятся к рассматриваемому
предмету. Попробуем смотреть на кончик
своего пальца с полной концентрацией
на нем в течение 3 - 4 минут подряд. Это
вдали не так просто, как кажется, но нужно
выполнять подобные упражнения каждый
день. Некоторые психологи рекомендуют
широко известное упражнение "созерцание
зеленой точки". Оно содержится в следующем:
из книги вырезается страница, в центре
ее ставится зеленая точка диаметром 1-
2 мм. Ежедневно по 10 мин., лучше перед самым
сном в течение 2 - 3 месяцев надобно смотреть
в зеленую точку. Главная проблема та же
- борьба с посторонними мыслями. Смотреть
лучше за столом, пора контролировать
по лежащим рядом часам. По истечении 10
мин прикрыть глаза и сразу лечь спать.
Стараться, чтобы страница с зеленой точкой
была последним зрительным впечатлением
дня. Для тренировки слухового внимания
надобно выделять ежедневно 10 мин. для
максимального "вслушивания". Обычно
во пора слушания мы выполняем ещё какую-нибудь
работу. Нужно постараться максимально
внимательно вслушаться в речь диктора
радио, оратора на собрании и т. д. Выполняя
подобные упражнения, мы заметим, насколько
трудно сосредоточиться на неподвижных,
несложных предметах и явлениях. Это происходит
потому, что важнейшим условием длительного
устойчивого сосредоточения является
изменчивость, подвижность, сложность
объекта внимания, требующая активного
восприятия. Любая однообразность утомляет.
Для тренировки устойчивого внимания
полезно читать заведомо неинтересную
книгу, ставя при этом перед собой специальную
задачу найти в ней что-либо интересное.
Поэтому условия длительной устойчивости
внимания - те же, что и для обеспечения
его концентрации. Главное из них - активность
выполняемой работы.
Следующий параметр внимания -
его объем. Этот же параметр является основной
характеристикой краткосрочной памяти.
Замечено, что при кратковременном предъявлении
человеку под силу воспринять и запомнить
5 - 7, максимум 9 предметов. Это так называемое
"правило Миллера 7 (2), сформулированное
американским психологом Миллером в 1945
г. Он показал, что объем внимания человека
зависит не от количества информации,
а от числа блоков, или кусков информации,
число которых постоянно и равно 7 ( 2). Поэтому
правилу одинаково запоминаются при одновременном
восприятии и 7 букв, и 7 цифр, и 7 слов, и
7 идей. Поэтому самый продуктивный, емкий
- код идей, мыслей, образов. Объем внимания
можно тренировать. Бросить взгляд на
какой-либо предмет (дом, лицо, интерьер),
а потом попытаться воспроизвести его
в воображении с максимум деталей. Сравнить
свои представления с реальным предметом.
Везде, где быть может, надобно тренироваться
в таком мгновенном схватывании информации
и воспроизведении ее по памяти (витрины,
плакаты, группы людей). Для увеличения
объема внимания и облегчения восприятия
надобно научиться рационально группировать
предметы по различным признакам.
Когда говорят об объеме, обычно
подразумевают работу внимания, направленного
на зрительное восприятие. Однако если
чуткость проявляется одновременно в
различных формах, направлено на различные
виды деятельности, то говорят о распределении
внимания. Нас не удивляют возможности
наших бабушек одновременно смотреть
телевизор и вязать или способности машинисток
печатать т разговаривать. Такое быть
может, когда хотя бы один из видов деятельности
представляет собой хорошо знакомую привычную
работу, а другая не требует полной сосредоточенности.
Большинство видов умственной деятельности,
связанных с интенсивной работой памяти,
требуют почти 100% концентрации внимания.
Известно, что сильно задумавшийся человек
нередко имеет неосмысленное выражение
лица, поскольку у него не остается "резервов"
внимания для поддержания у себя выражения
задумчивости. На тот самый факт обращал
чуткость ещё Эйнштейн. Поэтому вряд ли
можно верить рассказам об одновременном
чтении и письме или слушания и переводе
с иностранного языка. Загрузка внимания
при других видах работы меньше. При мытье
полов, например, - 9%, при забивании гвоздей
- 40%, при вождении автомобиля - 60%, подсчете
финансов - 80%. Соответственно, в это пора
быть может выполнение и другой работы.
Параметр распределения внимания тоже
поддается тренировке. Попробуем одновременно
писать разными руками разные слова, например,
левой рукой - свое имя, правой - фамилию.
Или: считать вслух от 1 до 20. Одновременно
писать "20, 19, 18(1". Затем наоборот:
говорить: "20, 19, 18(1", а писать в порядке
возрастания. Это труднее. Рисовать на
бумаге или описывать одной рукой в воздухе
круг, иной - треугольник. Подобные упражнения
не являются пустой забавой. Упражнения
для тренировки параметра распределения
внимания способствуют подъему наших
способностей приспособления к смене
ритма деятельности. Кроме того, они могут
использоваться для облегчения перехода
от сна к бодрствованию, сняти эмоциональных
перегрузок.
Тренируя распределение внимания,
мы замечаем, что чуткость "скачет"
с одного объекта на иной. Здесь имеется
иной параметр внимания - его переключение.
Важность умения быстро переключаться
с одной работы на другую несомненна. Говоря
о переключении, следует учитывать, что
оно тесно связано с особенностями предстоящей
предыдущей деятельности. Чем глубже концентрация
внимания на предыдущей работе, чем более
сложной и интересной она была, тем труднее
переключить чуткость на новый вид деятельности,
тем в большей степени сказывается результат
торможения. Разные люди по-разному переходят
от одного вида деятельности к другому.
Это обусловлено особенностями подвижности
нервных процессов у каждого человека.
Однако а параметр переключения внимания
можно тренировать. Попробуем читать попеременно
две или три разные книги - 15 секунд на
каждую книгу. Или: страница из одной книги,
страница из иной. Возьмем книги близкие
по содержанию. После такого попеременного
чтения надобно составить планы прочитанного
в разных книгах. Параметр переключения
можно использовать для определения состояния
нашего внимания. Попробуем в течение
нескольких дней каждое утро быстро рисовать
ряд из таких, например, значков: Z Z Z
и т. д. Сравним показатель (количество
значков до первой ошибки) за несколько
дней - это и будет нашей нормой. Пусть
это будет 12.
Попробуем сделать то же самое вечером
или после интенсивной умственной работы
- показатель будет не более 6 – 7.
Таким образом, готовясь к серьезной работе,
можно загодя с помощью параметра переключения
узнать, готово ли наше чуткость к этой
работе.
Наше чуткость также требует
к себе внимания. От умения организовать
его работу зависит эффективность многих
видов деятельности, связанных с запоминанием.
Уделим своему вниманию 5 - 10 минут в день,
и результаты не замедлят сказаться.
Список
литературы:
1. Иванов М. М. Техника эффективного
запоминания.
2. Леонтьев А.Н. Хрестоматия по вниманию.
3. Немов Р.С. Психология.
4. Петровский А.В. Введение в психологию.
5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология
человека.