Внимание

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:51, реферат

Описание работы

Мы внимательны, когда мы не только слышим, но и слушаем или даже прислушиваемся, не только видим, но и смотрим или даже всматриваемся, т.е. когда подчеркнута или повышена активность нашей познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности. Внимание – это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Актуальность исследования заключается в том, что внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

Работа содержит 1 файл

Внимание внутренние факторы несения боевого дежурства личным составом пожарной охраны 30034 Наукоград ПА 1.9.08..doc

— 88.50 Кб (Скачать)

     Распределение внимания, по-существу,  является обратной стороной его переключаемости.

       Переключение внимания определяется  скрытно, переходя от одного  вида деятельности к другому.  Переключение означает сознательное  и осмысленное перемещение внимания  с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означат способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий. Это прежде всего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

     Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов - это и есть объем внимания. Важной и определяющей его особенностью является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке.

     Понятие “объем внимания” близко к понятию  “объем восприятия“. Понятия - ”поле ясного внимания” и “поле неясного о внимания” очень близки к понятиям центра и периферии зрительного восприятия. Однако количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов, объединенных в осмысленное целое, может быть много больше. Объем внимания поэтому является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредотачивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структуировать материал.

     Отвлекаемость внимания - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. В ответ на эти раздражители у человека появляется трудно угасаемый ориентировочный рефлекс3.

     Физиологической основой внешней отвлекаемости  внимания является отрицательная индукция процессов возбуждения и торможения, вызванная действием внешних  раздражителей, не имеющих отношения  к выполняемой деятельности. При внутренней отвлекаемости внимания, обусловленной сильными чувствами и желаниями, в коре головного мозга появляется мощный очаг возбуждения; с ним не может конкурировать более слабый очаг, соответствующий объекту внимания, по закону отрицательной индукции в нем возникает торможение. В случаях внутренней отвлекаемости, обусловленной отсутствием интереса, она объясняется запредельным торможением, развивающемся под влиянием утомления нервных клеток скучной монотонной работой.

     Рассеяностью  называется неспособность человека сосредоточиться на чем либо определенном в течении длительного времени. Встречается два типа рассеянности: мнимая и подлинная.

     Мнимая  рассеянность - это невнимание человека  к непосредственно окружающим предметам  и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на каком-либо предмете. Мнимая рассеянность - результат большой сосредоточенности и узости внимания. Иногда ее называют “профессорской”, так как она нередко встречается у людей этой категории.

     Рассеянность как следствие внутренней сосредоточенности не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Хуже подлинная рассеянность. Человек , страдающий рассеянностью этого рода, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется значительно больше волевых усилий, чем человеку не рассеянному. Произвольное внимание рассеянного человека неустойчиво, легко отвлекаемое. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой  внутреннего торможения.

3. Внутренние факторы  несения боевого  дежурства личным  составом пожарной  охраны

 

     Основная  боевая задача пожарного – достижение локализации и ликвидации пожара в сроки и в размерах, определяемых возможностями привлеченных к его тушению сил и средств пожарной охраны.

     Пожарный  несет боевое дежурство в составе  расчета на пожарном автомобиле, выделяемом на время полетов самолетов (вертолетов). Он подчиняется командиру пожарного  автомобиля и выполняет его приказы и распоряжения.

     Боевое  дежурство осуществляется в три  смены, продолжительностью каждого  дежурства 24 часа. После суточного  дежурства пожарным предоставляется  двое суток отдыха.

     Деловые контакты с членами боевого расчета  частые и осуществляются непосредственно.

     Пожарный  обязан: знать порядок несения  службы в составе пожарного наряда и свои обязанности по табелю боевого  расчета, требования правил пожарной безопасности в воинской части и инструкции для обслуживаемых зданий, хранилищ и сооружений; тщательно проверять закрепленное пожарно-техническое вооружение при заступлении на боевое дежурство; проводить проверку и техническое обслуживание закрепленного пожарного оборудования и изолирующих противогазов, содержать их в чистоте и постоянной готовности к действию; быстро и четко выполнять обязанности, предусмотренные табелем боевого расчета и приказаниями начальников; совершенствовать свою профессиональную подготовку и навыки работы с пожарно-техническим вооружением.

     Пожарный  при ликвидации пожара осуществляет разведку в целях сбора информации о пожаре, боевое развертывание пожарных средств к выполнению задач по тушению пожара; проводит работы по спасанию людей, оказывает, при необходимости, первую доврачебную помощь пострадавшим; принимает меры по тушению пожара и защите имущества.

     Тушение пожаров и участие в ликвидации аварий пожарными осуществляется в  сложных условиях, часто при работе в средствах защиты органов дыхания  и кожных покровов. Особенность труда  личного состава пожарного наряда характеризуется тем, что пожарные работают в экстремальных условиях (условиях риска), ведущими элементами которых являются:

     значительное  нервно-психическое напряжение (во время боевой работы пожарный должен помнить о постоянно меняющейся обстановке, распределить внимание так, чтобы держать в поле зрения все важные элементы ситуации с целью предупреждения травм и предотвращения гибели);

     большие физические нагрузки (значительные уровни физических нагрузок, вызваны высоким  темпом работы при эвакуации пострадавших, разборке конструкций и оборудования, прокладывании рукавных линий, работе с пожарно-техническим вооружением, эвакуации материальных ценностей и т.д.; в этих условиях пожарные работают в специальном снаряжении, вес которого достигает 45 кг; в таком снаряжении личный состав работает в непривычных позах (лежа, ползком) в условиях ограниченного пространства; применение изолирующих противогазов (вес до 15 кг) в непригодной для дыхания среде ограничивает подвижность, обзорность и сопряжено с риском азотисто-углекислого отравления);

     сильное задымление (в зоне пожара наблюдается  высокая плотность дыма, ограничивающая видимость и действия личного  состава. Загрязнение атмосферы  в зоне пожара токсичными аэрозолями может привести к нарушению у  пожарных функций дыхания);

     высокие температура и влажность (напряженная физическая работа в этих условиях вызывает нарушение водно-солевого баланса, терморегуляции организма, ухудшение самочувствия, головные боли, нежелание двигаться, заторможенность реакций);

     снижение  концентрации кислорода и наличие токсичных продуктов горения (ядовитые газы, выделяемые при горении химическими веществами и материалами, оказывают отравляющее действие на организм человека).

     Кроме того, пожарные всегда на дежурстве  находятся в режиме ожидания боевой тревоги. Такое состояние приводит к быстрому утомлению. У некоторых пожарных волнение, вызванное ожиданием пожара, сопровождается реакцией, которая превосходит реакцию, возникающую в период боевых действий.

     У пожарных экстремальные условия  труда, высокий уровень риска  потерять здоровье, собственную жизнь или получить травму.

     Основными орудиями труда пожарного являются пожарно-технические средства тушения  огня и штатный инструмент.

     Для эффективного выполнения своих обязанностей пожарный должен обладать следующими профессионально важными качествами:

     высоким чувством долга, коллективизмом, исполнительностью, энергичностью, инициативностью, склонностью  к разумному риску, смелостью, способностью одновременного выполнения нескольких видов деятельности или нескольких действий в процессе одной деятельности, умением предвидеть возможные изменения обстановки и ожидаемые результаты деятельности, умением принять решение в очень короткие сроки, выносливостью к длительным физическим нагрузкам, умением сохранить работоспособность в условиях аварийной ситуации, дефицита времени, при действии сильных раздражителей и в напряженных ситуациях, высокой эмоциональной устойчивостью.

 

Заключение

 

     По  мере того как у человека из практической деятельности выделяется и приобретает  относительную самостоятельность деятельность теоретическая, внимание принимает новые формы: оно выражается в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления. Если выражением внимания, направленного на подвижный внешний объект, связанным с действием, является устремленный во вне взгляд, зорко следящий за объектом и перемещающийся вслед за ним, то при внимании, связанном с внутренней деятельностью, внешним выражением внимания служит неподвижный, устремленный в одну точку, не замечающий ничего постороннего взор человека. Но и за этой внешней неподвижностью при внимании скрывается не покой, а деятельность, только не внешняя, а внутренняя. Внимание – это внутренняя деятельность под покровом внешнего покоя.

     Внимание  к объекту, будучи предпосылкой для  направленности на него действия, является вместе с тем и результатом  какой-то деятельности. Лишь совершая мысленно какую-нибудь деятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на нем своего внимания. Внимание – это связь сознания с объектом, более или менее тесная, цепкая; в действии, в деятельности она и крепится.

     Говорить  о внимании, его наличии или  отсутствии можно только применительно  к какой-нибудь деятельности – практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления таким образом совпадают.

 

Библиографический список

 
     
  1. Величковский  Б.М. Современная когнитивная психология. М.: 1982.
  2. Выгодский Л. С. Собрание сочинений в 6т. Т.III. M.: 1983.
  3. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: 1972.
  4. Ермолаев О.К)., Марютина Т.М., Мешкова Т. А. Внимание школьника. М.: 1987.
  5. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: 1997.
  6. Лурия А.Р. Внимание и память. М.: 1975.
  7. Найссер У. Познание и реальность. М.: 1981.
  8. Немов Р.С. Психология в Зт. Т I M.: 1999.
  9. Романов В.Я., Дормашев Ю.Б. Психология внимания. М.: 1995
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М.: 1989.
  11. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: 1998.
  12. Хрестоматия по вниманию. М.: 1976.

Информация о работе Внимание