Внимание. Виды внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:20, реферат

Описание работы

Внимание – это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.
Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других – несущественных, побочных, конкурирующих воздействий.

Работа содержит 1 файл

Юридическая психология.docx

— 36.62 Кб (Скачать)

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: 1) ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий  эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память – обеспечивает сохранение информации в течение  нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного  сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Мышление как высшая форма познавательной деятельности

Мышление  — это неразрывно связанный с  речью процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

В отличие  от восприятия и ощущения, которые  получают знание о мире с помощью чувств, мышление является рациональной формой познания реальности. Источником мыслительной деятельности является чувственное познание, но в процессе мышления, используя данные ощущений, восприятия и представлений, человек выходит за пределы чувственного познания. С помощью мышления человек познает такие явления внешнего мира, которые непосредственно вовсе не даны в восприятии: их нельзя видеть — о них можно только мыслить. Например, физики изучают свойства элементарных частиц, которые невозможно увидеть даже с помощью микроскопа. Таким образом, мышление начинается там, где оказывается недостаточным или бессильным чувственное познание. Для описания свойств мышления обратимся к свойствам его основной единицы — понятия.

1.    Всякое понятие есть обобщение того или иного класса объектов.

2.    Для порождения понятия необходимы определенные средства: средства развитого мышления выходят за пределы восприятия и являются логическими формами адекватного рассуждения.

3.    В содержании понятия отражаются не детально-конкретные, но существенные, абстрактные свойства предметов и явлений, недоступные прямому чувственному наблюдению.

Понятие как элемент логической формы  мышления тесно связано с другими  двумя формами: суждением и умозаключением.

Суждение  — это отражение связей между  предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, когда мы рассуждаем, что металлы расширяются при нафевании, мы тем самым устанавливаем связь между изменениями температуры и объемом металлов.

Умозаключение — это такая связь между  мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. В умозаключающей и рассуждающей работе мышления наиболее отчетливо проявляется его опосредованный характер. Формальная логика исследует готовые, уже возникшие мысли — понятия, суждения и т. д. — и устанавливает связи между ними.

Однако  существует еще одна, не менее существенная сторона мышления, которая не исчерпывается  логикой. Процесс мышления включает в себя также анализ, синтез и обобщение, которые являются основными внутренними специфическими закономерностями мышления.

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Человек может мысленно представить  себе то, что в прошлом не воспринимал  или не совершал, у него могут  возникать образы предметов и  явлений, с которыми о" раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойствен  только человеку и является необходимым  условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет  это делать, Таким образом, он уже  заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться  в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс  создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от "деятельности" животных, иногда очень искусной.

Виды воображения

Можно выделить несколько видов  воображения, среди которых основные – пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее... Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать...

В условиях депривации усиливаются разные виды воображения, поэтому, видимо, необходимо привести их характеристики.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и "беспочвенной" фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д.

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Этимологически слово "предвидеть" тесно связано и происходит из одного корня со словом "видеть", что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий.

Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются ("кристаллизуются") в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека..

Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.

В ходе процессов пассивного воображения  происходив нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Этим пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.

Материалами пассивного воображения, так же как и активного, являются образы, представления, элементы понятий  и другая информация, почерпнутая  с помощью опыта.

Дефицит исходной информации требует от следователя эвристических решений (от греческого «heuriska» – нахожу).  
 
Эвристические задачи возникают в случаях, когда зона поиска слишком обширна, а исходные данные ограничены. Эвристический поиск – выбор оптимального направления в сужении зоны поиска, выбор минимальных средств для достижения максимального познавательного результата.  
 
Эвристические стратегии – способы деятельности человека в ситуации с многовероятностными исходами, общие правила действий, оптимизирующие процесс решения задач определенного класса.  
 

Существует ряд правил эвристики:  

- в ситуации, для которой первоначально известен лишь один вариант решения, никогда не следует принимать его сразу – возможны и другие варианты; 

- только сравнение вариантов решений позволяет избрать наилучший; 

- чем специфичнее событие, тем больше его информативная значимость; 

 
- вся информация о событии должна быть интегрирована; 

 
- вся исходная и оперативно поступающая информация должна подвергаться классификации и оценке. (Нередко люди одинаково реагируют как на очень ценную, так и на малоценную информацию.) 

 
Следственные задачи – задачи динамические. В динамических задачах имеются  источники генерации новых данных. Но дополнительные данные имеют тенденцию к «подавлению» исходной информации. Отсюда эвристическое правило – держи в поле зрения всю значимую исходную информацию.  
 
Следователь обычно решает поисковые задачи с плохой структурой – исходные элементы задач нечетки, многозначны и изменяются в ходе решения самой задачи.  
 
В связи с этим рекомендуются следующие эвристические методы поиска:  

  •  
    временное упрощение ситуации, 
  •  
    анализ общего положения на отдельных примерах, 
  •  
    рассмотрение «крайних случаев», 
  •  
    переформулировка требований задачи, 
  •  
    решение «от конца», 
  •  
    временное блокирование некоторых составляющих в анализируемой среде, 
  •  
    выбор наиболее правдоподобных ходов, 
  •  
    использование аналогий, решение наводящих задач, 
  •  
    совершение «скачков» через информационные разрывы. 

Информация о работе Внимание. Виды внимания