Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 14:50, курсовая работа
Цель работы: изучение внимания и деятельности с позиции теоретического подхода.
Задачи работы:
1. Рассмотреть внимание как основной компонент любой деятельности и психического процесса;
2. Рассмотреть вопрос организации деятельности человека;
3. Определить особенности внимания;
4. Определить виды и формы внимания;
Введение……………………………………………………………………..3
I. Проблема изучения внимания как избирательной направленности
на объект……………………………………………………………………..4
1.1 История изучения……………………………………………………….4
1.2 Определение, виды и функции внимания и деятельности…………..14
1.3 Методы изучения внимания и деятельности…………………………24
Выводы……………………………………………………………………...27
Заключение………………………………………………………………….28
Библиография……………………………………………………………….30
И. П. Павлов высоко ценил эти идеи Декарта и отмечал их материалистический характер. [8]
Однако Декарт эти материалистические принципы распространял на человека не полностью, а только на область «непроизвольных» движений, общих человеку и животным. Характерные же для человека «произвольные» движения относились им к действию «высшего разума», который он понимал как не зависимую от материи духовную субстанцию. В решении вопроса о взаимоотношении «духа и материи» Декарт стоял на позициях дуализма. [3]
Естественнонаучная разработка и обоснование отражательной, рефлекторной природы всех видов психической деятельности является заслугой русской физиологии, и прежде всего ее двух великих представителей И. М. Сетченова (1829-1905) и Й. П. Павлова (1849-1936). [8]
В своем знаменитом труде «Рефлексы головного мозга» (1863) Сеченов распространил рефлекторный принцип на всю деятельность головного мозга и тем самым на всю психическую деятельность человека. Он показал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхождения суть рефлексы». Это была первая попытка вступить на далеко идущий плодотворный путь рефлекторного понимания психики, имеющий важнейшее значение для развития научной психологии. Павлов писал об этом труде Сеченова как о «гениальном взмахе русской научной мысли».
Подробно анализируя рефлексы головного мозга человека, Сеченов выделяет в них три главных звена: начальное звено -- внешнее раздражение и превращение его органами чувств в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг; среднее звено центральные процессы в мозгу (процессы возбуждения и торможения) и возникновение на этой основе психических состояний (ощущений, мыслей, чувств и т. п.); конечное звено -- внешние движения. При этом Сеченов подчеркивал, что среднее звено рефлекса с его психическим элементом не может быть обособлено от двух остальных звеньев (внешнего раздражения и ответного действия), которые являются его естественным началом и концом. Поэтому все психические явления - это неотделимая часть всего рефлекторного процесса.
Положение Сеченова о неразрывной связи всех звеньев рефлекса имеет важнейшее значение для научного понимания психической деятельности. Психическая деятельность не может рассматриваться изолированно ни от внешних воздействий, ни от внешних действий человека. Она не может быть только субъективным переживанием. Если бы это было так, психические явления не имели бы никакого реального жизненного значения, тогда как в действительности они, будучи неразрывно связаны с средним звеном рефлекса и вызываясь внешними воздействиями, кладущими начало рефлекса, повсюду имеют значение регулятора движения -- этого конечного звена рефлекса.
Последовательно анализируя психические явления, Сеченов показал, что все они включены в целостный рефлекторный акт, в целостный ответ организма на воздействие окружающей среды, регулируемый головным мозгом человека.
Рефлекторный
принцип психической
Свое высшее развитие и глубокое экспериментальное обоснование рефлекторный принцип деятельности головного мозга получил в трудах И. П. Павлова и его школы. Павлов экспериментально доказал правильность понимания Сеченовым психической деятельности как рефлекторной деятельности мозга, раскрыл ее основные физиологические законы и создал новую область науки - физиологию высшей нервной деятельности, учение об условных рефлексах, временных нервных связях организма с окружающей средой.
Образование временных связей есть важнейшая функция коры головного мозга. Павлов характеризовал временную связь как «универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас самих». Вместе с тем он считал ее и психическим явлением, отождествляя с тем, что в психологии получило название ассоциации (или связи) психических процессов, возникающей в результате совместного воздействия на мозг предметов и явлений действительности. Для любого вида психической деятельности как деятельности мозга временная нервная связь является основным физиологическим механизмом.
Так как всякая временная связь образуется в результате воздействия на мозг тех или иных раздражителей, основную массу которых составляют раздражители, воздействующие извне, то началом любого психического процесса в конечном итоге являются внешние воздействия на мозг. Конечный же результат любых психических процессов, как и любой временной связи, есть вовне выявленное действие как ответ на это внешнее воздействие. Психическая деятельность есть, следовательно, отражательная, рефлекторная деятельность мозга, вызываемая воздействием предметов и явлений действительности и представляющая собой отражение их, образ того, что воздействует на мозг. [7]
Любой
психический процесс не может возникнуть
сам по себе, без действия на мозг тех или
иных раздражителей. Он всегда детерминирован,
причинно обусловлен их воздействием
на мозг. Принцип детерминизма, причинной
обусловленности психической деятельности
воздействующими на мозг раздражителями
(предметами и явлениями объективной действительности)
есть важнейший принцип рефлекторного
понимания психики. Он является необходимым
условием научного объяснения психической
деятельности.
Нетрудно видеть, что все эти положения целиком подтверждают понимание психики как отражения объективной реальности. Учение о высшей нервной деятельности является естественнонаучным фундаментом материалистического понимания психических явлений.
Исходя из указанных выше строго научных положений, создатели рефлекторной теории Сеченов и Павлов всегда резко критиковали тех психологов и физиологов, которые отрывали психическую деятельность от рефлекторной деятельности мозга, и называли их взгляды пережитками дуализма и анимизма. С этой точки зрения они критиковали и всю старую, субъективистскую, идеалистическую психологию, которая оказалась не в состоянии дать правильное, подлинно научное понимание психических явлений.
Признание
важнейшего значения временных нервных
связей как физиологического механизма
всякой психической деятельности не означает,
однако, отождествления психических явлений
с физиологическими. Психическая деятельность
характеризуется не только ее физиологическим
механизмом, но и ее содержанием, т. е. тем,
что именно отражается мозгом в реальной
действительности. Содержание же отражения
действительности определяется тем, что
человек является не только природным,
но и общественным существом. Сущность
человека есть «совокупность всех общественных
отношений» (Маркс). Человек живет в обществе,
находится в постоянном общении с другими
и действует совместно с ними, подвергается
непрерывному воздействию со стороны
общества - и это не может не определять
собой всей его психической деятельности.
Условия жизни человека играющие определяющую
роль в его развитии, - это не только внешняя
среда, которая его окружает. Это прежде
всего вся система общественных отношений,
в которые он вступает с окружающими людьми,
с обществом, в котором живет. [6]
Несомненно, что 5 людей разных исторических эпох, социальных групп, разного уровня общественного и культурного развития разных профессий и т. д. физиологические механизмы психической деятельности одни и те же. Однако содержание того, что отражается людьми, может быть очень различным, и оно определяется общественно-историческими условиями их жизни и деятельности.
Человек отражает действительность в процессе деятельности, исходя из общественных потребностей и задач, общественных взглядов и отношений, регулирующих также и личные потребности и отношения человека. «В головах людей, - пишет Энгельс, непременно отражается все то, что побуждает их к деятельности, но как отражается это зависит от обстоятельств». [5]
Таким
образом, учитывая всё вышесказанное,
психическая деятельность человека
по своему содержанию есть отражение объективной
действительности, обусловленное обстоятельствами
его жизни и деятельности и прежде всего
обстоятельствами жизни общества, к которому
он принадлежит.
1.2 Определение, виды и функции внимания и деятельности
Сосредоточенность (или концентрация) внимания - это выделение ограниченного круга объектов, на которые оно направлено. Чем уже круг объектов внимания, тем оно сосредоточеннее (концентрирование).
Физиологически сосредоточенность внимания это резко выраженная ограниченность очага оптимальной возбудимости в коре мозга.
Количество объектов, на которые внимание распространяется при одновременном их восприятии, составляет объем внимания.
Интенсивность (или напряженность) внимания характеризуется степенью направленности его на данные объекты и одновременным отвлечением от всего остального. Это наиболее яркое выражение того, что вообще характеризует внимание. При интенсивном внимании человек целиком поглощен тем, на что направлено внимание, не видит, не слышит, помимо этого, ничего, что происходит вокруг него.
Высокая интенсивность внимания достигается тогда, когда в максимальной мере налицо то, что характеризует собой условия внимания (действие сильных, резко выступающих на общем фоне раздражителей, сильный интерес к предмету или явлению, важное значение их для решения стоящей перед человеком задачи и т. п.).
Физиологической
основой интенсивного внимания является
наличие резко выраженного
Обе указанные особенности внимания его сосредоточенность и интенсивность тесно связаны между собой. Чем уже круг объектов, на которые направлено внимание, тем больше возможность усиленного внимания к ним. И, наоборот, чем больше предметов охвачено вниманием, тем труднее достичь его высокого уровня. Когда требуется напряженное внимание к чему-либо, круг объектов, на которые оно направлено, суживается.
Распределение внимания - это то состояние его, которое бывает при одновременном выполнении двух или нескольких действий. Иллюстрацией распределения внимания могут служить: восприятие водителе» того, что встречается на пути автомашины при одновременном регулировании поворотов и скорости движения; изложение нового материала учителем при одновременном наблюдении за тем, как ведут себя учащиеся в классе, и т. п.
Физиологически распределение внимания возможно потому, что при наличии в коре мозга господствующего очага возбуждения в некоторых других участках коры имеется лишь частичное торможение, вследствие чего эти участки могут управлять одновременно выполняемыми действиями. «Разве это не обычная вещь, писал И. П. Павлов, что мы, занятые главным образом одним делом, одной мыслью, можем одновременно исполнять другое дело, очень привычное для нас, т. е. работать теми частями полушарий, которые находятся в известной степени торможения по механизму внешнего торможения. Компликационный аппарат, торможения, так как пункт полушария, связанный с нашим главным делом, конечно, является тогда сильно возбужденным?»
Возможность
выполнения действий при частичной
заторможенности
Существенно также то отношение, в котором находятся друг к другу одновременно выполняемые действия. Если они не связаны между собой, одновременное выполнение их затрудняется. Наоборот, если они в силу своего содержания или частого повторения в предшествующем опыте уже образовали некоторую систему действий, одновременное выполнение их удается легче.