Внешний и внутренний мир педагога-психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 07:10, реферат

Описание работы

На пороге нового тысячелетия российское общество испытывает потребность в активном участии психологов во всех сферах жизнедеятельности человека. Особого внимания заслуживает деятельность психологов в системе образования.
Помимо высоких профессиональных требований, требования предъявляются к личности.

Содержание

Введение
1. Личность педагога-психолога: внешние и внутренние требования.
Профессиональная этика педагога-психолога.
2.Личность педагога
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

реферат2.docx

— 42.31 Кб (Скачать)

Размещено на http://www.allbest.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Тема: «Внешний и внутренний мир педагога-психолога»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Таганрог 2011

 

Содержание

 

Введение

1. Личность педагога-психолога: внешние и внутренние требования.

   Профессиональная этика педагога-психолога.

2.Личность педагога

Заключение

Литература

 

 

ВВЕДЕНИЕ

          На пороге нового тысячелетия российское общество испытывает потребность в активном участии психологов во всех сферах жизнедеятельности человека. Особого внимания заслуживает деятельность психологов в системе образования.

 Помимо высоких профессиональных требований, требования предъявляются к личности.

Быть  личностью – это значит постоянно  строить самого себя и других, владеть  арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением, подчинить  его своей власти. Быть личностью – это, значит, обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя.

Несмотря  на то, что каждый человек – неповторимая, яркая индивидуальность, у всех представителей профессии «педагог»:педагог или педагог-психолог, также должны быть общие, специфические черты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА:  ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

Что представляет собой педагог-психолог? Какие требования предъявляются к нему как к личности и профессионалу?

Прежде всего, педагог-психолог это личность. Под словом "личность" люди понимают целостного, зрелого человека, достигшего высокого уровня развития, в котором неразрывно сплетены биологические и социальные качества. Для педагога-психолога существуют особые требования к его личности, общению, умениям взаимодействовать с другими людьми.

К внутренним ресурсам, необходимым для профессиональной работы педагога-психолога можно отнести следующее.

Социальная чувствительность. Социальная чувствительность - особая, имеющая эмоциональную природу  чувствительность к психическим  проявлениям других людей. Она заключается  в умении заметить настроение и особенности  поведения другого человека, понять их и принять. Педагог-психолог должен уметь построить свое взаимодействие с собеседником.

Социальная чувствительность включает в себя:

а) чувствительность в наблюдении - способность видеть и запоминать поступки и высказывания людей;

б) теоретическую чувствительность - умение использовать теоретические знания для того, чтобы делать заключения об учениках;

в) номотетическую чувствительность - способность применять по отношению к конкретному человеку знания об особенностях поведения представителей той группы, к которой он принадлежит;

г) идиографическую чувствительность - способность узнавать конкретного человека в ходе продолжительного взаимодействия с ним и повышать качество дальнейших действий.

Способность управлять собой. В управлении собой наиболее важны  четыре направления: поддержание физического  здоровья; рациональное распределение  сил; преодоление трудностей; правильное распределение времени.

Развитые навыки воздействия  на других людей - еще одна особенность  личности хорошего педагога-психолога. Традиционно в общении, в том  числе и педагогическом, выделяют четыре основных способа воздействия: заражение, подражание, внушение и убеждение.

     Заражение - это особый способ воздействия, связанный с передачей эмоционального состояния от одного человека другому. Когда говорят, что человек подвержен процессу заражения, то имеют в виду, что он бессознательно, невольно поддается определенным психическим (эмоциональным) состояниям. В этом случае он начинает действовать не так, как подсказывает разум, а под действием происходящего в нем гормонального обмена. Он теряет способность управлять своими поступками, предсказывать ситуацию, контролировать себя и окружающих

      Подражание - один из механизмов освоения ребенком различных форм поведения, действий, норм отношений в обществе, особенностей национальной культуры, профессии. Когда ребенок кому-то или чему-то подражает, то он перенимает внешние черты (поведения, состояния) и воспроизводит их в своем поведении

      Внушение - целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Особенностью внушения является то, что человек не оценивает поступающие к нему сведения или факты, не сравнивает с другой информацией, а воспринимает их «на веру». Таким образом, некритическое восприятие информации адресатом - основная отличительная черта внушения

     Основным отличием метода убеждения от остальных методов воздействия в общении является наличие логики. Именно при помощи логики и риторики при убеждении происходит отбор, упорядочение фактов и выводов с целью достижения определенной задачи. При использовании этого метода следует строго придерживаться темы разговора. Важно следить за тем, чтобы все доказательства; факты, цифры, примеры -были уместны, верны и служили основанием для убедительных выводов. Так же важно соблюдать принцип отсутствия противоречия: заключения и выводы не могут противоречить друг другу, должны идти в определенной последовательности, один за другим, а не один возле другого

     основой успешного профессионального становления педагога-психолога является высокий уровень развития личности специалиста, являющийся условием, обеспечивающим возможности системного видения профессиональной деятельности, построения концепции своей профессиональной деятельности и ее развития.   Для успешной профессиональной деятельности психологу требуются достаточно устойчивая и адекватно высокая самооценка, позитивный взгляд на мир, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе.

В основных требованиях к личности  психолога  можно выделить следующие  характеристики:  

1.     Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, вдумчивым аналитиком, экспериментатором.  

2.     Психолог социабелен, любит работать с людьми, радуется социальному признанию (одобрению), великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении.  

3.     Он любит совместные  действия, подчиняет интересы личности  групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы.  

4.     Психолог эмоционально  устойчив, выдержан, спокоен, реально  взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.  

  Обратными характеристиками, несовместимыми  с качествами психолога, Р.В.  Овчаровой названы: низкая сила "эго", низкий интеллект, отсутствие эмпатии, неумение решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление стрессу, потребность в опеке, высокая тревожность.

 

Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психологов можно выделить следующие личностные черты, желательные для психолога: концентрация на ребенке, желание и способность ему помочь; открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпение; эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта; способность предъявлять подлинные эмоции и переживания; энтузиазм и оптимизм, вера в способности ребенка к изменению и развитию; уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции; уверенность в себе; адекватная самооценка, осознавание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов; богатое воображение, интуиция; высокий уровень интеллекта.

Кроме этого педагогу-психологу необходимо умение активно слушать, умение понятно говорить, профессионализм, понимать последствия своего влияния, здравый смысл, самообразование, личная ответственность, заинтересованность в общении, тактичность, внимательность, увлеченность профессией, интеллектуальность, самоуважение, доброжелательность, не давать нравственных оценок, владение теорией, стрессоустойчивость, внимание к деталям, позитивный настрой.

Профессиональная  этика педагога-психолога

Этическими принципами педагога-психолога  являются эмоциональные переживания (гордость, гнев, любовь, сочувствие), волевые  качества, отношение к себе и другим (вежливость, взаимопомощь, доверие, дружба, сочувствие, требовательность), социальные качества (жизненная позиция, принципиальность, сознательность, чувство нового), активность, культура поведения, трудовая этика, понятия  общественного сознания, ценностей  и др.

 

2.ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

В позиции педагога проявляется  его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

Социальная позиция педагога вырастает  из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя.

Л. Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве:

информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть честным);

друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;

диктатора, если он насильственно  внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;

советчика, если использует осторожное уговаривание;

просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, "как надо", опускаясь порой до самоунижения, лести;

вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами.

Каждая из этих позиций может  давать положительный и отрицательный  эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т.п.

Ученые (Э.Ф. Зеер, В.А. Сластенин) в личности педагога выделяют социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.

Составляющими социально-нравственной направленности выступают социальные потребности, чувство общественного долга, моральные и ценностные ориентации, гражданская ответственность, идейная убежденность, профессиональная позиция, социальная активность, надежность.

К социальным потребностям (согласно типологии  потребностей А. Маслоу) относят потребности в общении, привязанности, любви, дружбе и т.пВ основе социальной активности педагога лежит идейная убежденность, которая считается наиболее глубокой фундаментальной характеристикой личности педагога.

``Влияние личности воспитателя  на молодую душу составляет  ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений'', - подчеркивал К. Д. Ушинский.

Учитель, прежде всего, сам оценивает свою деятельность и ее результаты, поэтому очень важно, чтобы эта оценка была беспристрастной, объективной. По словам Я. А. Коменского, ``учителями должны быть люди...честные, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны прививать другим''.

Из всех нравственных качеств существенней всего для учителя - любовь к детям. Это требование к личности учителя можно найти в трудах каждого выдающегося педагога, однако, лучше всего об этом сказал педагог В. А. Сухомлинский: ``Что значит хороший учитель? Это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком''.

Одна  любовь к детям еще не определяет успешности педагогической деятельности. Нужны определенные качества личности.

Среди таких качеств - педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель  всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали.

Высшим проявлением педагогического  долга является самоотверженность учителя. Именно в ней находит выражение его мотивационно-ценностное отношение к труду.

 

Комплекс педагогических способностей (в трактовке Н. В. Кузьминой)

Гностические 

способности

Учитель должен уметь учиться сам, систематизировать изученное, быть способным к познанию индивидуальных особенностей детей (темперамента, характера, способностей, склонностей и др.), своих собственных индивидуальных особенностей.

Проектировочные способности

Учитель должен уметь проектировать  личность ученика, возможности его  развития, свою деятельность.

Конструктивные способности

Проявляются в умении делать сложное доступным, учитывать возрастные и индивидуальные способности учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Коммуникативные способности

Связаны с умениями устанавливать  и поддерживать контакты с детьми, другими учителями, родителями учащихся, строить правильные взаимоотношения с ними, выбирать в нужный момент целесообразные меры воздействия.

Организаторские способности

Учитель должен уметь организовывать детей, вести их за собой, включать в  разнообразные виды деятельности, побуждать к самовоспитанию.

Информация о работе Внешний и внутренний мир педагога-психолога