Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:03, доклад
Эффективность телевизионного воздействия построена на взаимодействии механизмов информационного (содержательного) влияния .
Содержательная сторона телетрансляции представляет собой верхний уровень телевизионного воздействия, на котором осуществляется непосредственное влияние на установки и мировоззрение человека.
Эффективность
телевизионного воздействия построена
на взаимодействии механизмов информационного
(содержательного) влияния .
Содержательная сторона телетрансляции представляет собой верхний уровень телевизионного воздействия, на котором осуществляется непосредственное влияние на установки и мировоззрение человека.
Значительная часть потока информации, идущей с экрана телевизора, пронизана откровенными попытками массового убеждения, что тонко подмечает Э.Аронсон: «Всякий раз, когда мы включаем … телеприемник, … кто-то все время пытается нас поучать, убедить купить какой-то продукт или проголосовать за кандидата, или подписаться на новейшую версию того, что правильно, верно или прекрасно».
В
некоторых случаях
Большинство обывателей судит о влиянии телевидения, опираясь исключительно на содержательную сторону телепередач.
Однако содержанием передающейся информации воздействие телевидения не исчерпывается. Существует также множество механизмов, действующих на человека на бессознательном уровне. Именно о них телезрители зачастую не осведомлены. По выражению Р. Пацлафа, подобная необразованность неизбежно приведет к тому, что «не мы будем хозяевами телевизора, а телевизор – нашим хозяином».
Многие исследователи не случайно начали сравнивать состояние, возникающее при телепросмотре, с гипнотическим трансом либо наркотическим опьянением (Р. Пацлаф, С.А. Зелинский, Т. Маккенна, М. Винн, К. Янг).
Подобно наркотику, телевидение вызывает зависимость и создает иллюзию контроля над происходящим. Сама «природа» телесигнала изначально направлена на то, чтобы спровоцировать у человека проявления базовых инстинктов либо психопатологии, а затем снять их, благодаря чему и провоцируется стойкая зависимость. Телезритель достаточно смутно осознает свое пристрастие и переоценивает владение ситуацией во время просмотра телепередачи. В конечном счете это может привести к достаточно неприятным последствиям. На данный момент известно немало случаев так называемой телемании, при которой люди в силу личной потребности – иначе говоря, неспособности оторваться от просмотра – проводят у телевизора огромное количество времени, зачастую игнорируя другие свои нужды.
Гипногенное свойство телепередач очень точно охарактеризовал американский психолог Р. Арнхейм: «Совершенно неважно, что показывается. Это может быть программа на иностранном языке или еще что-нибудь, не представляющее никакого интереса. И раздражитель, на который вы практически не реагируете, усыпляет вас. Это напоминает убаюкивание. … не раздражает вас, не вынуждает реагировать, а просто освобождает от необходимости проявлять хоть какую-нибудь умственную активность. Ваш мозг работает в ни к чему не обязывающем направлении. Ваши чувства, которые в противном случае заставляли бы вас предпринимать какие-либо активные действия, полностью отвлечены».
Спад
уровня активности человека при просмотре
телевизора доказан рядом
Одна из причин подобного действия телепередач состоит в том, что восприятие их материалов приводит к большому расходу энергии. Человеку кажется, что он физически отдыхает, однако сменяющиеся с огромной скоростью на экране кадры непрерывно активируют в его долговременной памяти множество образов из его индивидуального опыта. Сам по себе зрительный ряд телеэкрана требует непрерывного осознания визуального материала; порождаемые им ассоциативные образы вынуждают к предпринятию определенных интеллектуальных и эмоциональных усилий по их оценке и затормаживанию. Нервная система (особенно у детей), не выдерживая такой интенсивный процесс осознавания, уже спустя 15-20 минут формирует защитную тормозную реакцию в виде гипноидного состояния, которое резко ограничивает возможности восприятия и переработки информации, но усиливает процессы ее запечатления и программирования поведения. Не последнюю роль в этом играет свойство телевидения, заключающееся в возможности передавать информацию одновременно посредством визуальных и аудиальных каналов. Благодаря их объединению создается иллюзия реальности и резко увеличивается эффективность внедрения в сознание какой-либо информации.
Однако воздействие телесигнала нуждается в серьезной поддержке, поскольку, снижая уровень активности организма, он приводит сознание в «сумеречное состояние», близкое ко сну. Этот эффект частично устраняется благодаря включению в процесс телетрансляции содержательной и формальной сторон.
За формальную сторону телетрансляции отвечает широкий круг специалистов. В первую очередь это монтеры, операторы, режиссеры. В их компетенцию входит задействование таких приемов, как масштабирование, панорамирование, развороты камер, резкие переходы, неожиданная смена перспектив, монтаж кадров, частая и быстрая смена сцен. Благодаря этим и другим подобным маневрам обеспечивается устойчивое внимание к просмотру, а передача информации осуществляется с особой правдоподобностью. Крупным экспериментом Би-би-си был доказан тот факт, что объектив камеры не просто отражает реальность, а меняет, искажает ее, позволяя менять акценты и значимость тех или иных событий.
С другой стороны, на телевидении постоянно используются различные психологические приемы, направленные как на привлечение внимания, так и на оказание воздействия.
В сфере создания установок посредством телевидения неплохо работают психотехники НЛП – «трансформация смысла», «присоединение к будущему», и методы утверждения и повторения.
Метод утверждения базируется
на подаче информации в виде
готовых шаблонов, отвечающих подсознательным
стереотипам. Это упрощает
Высокой результативностью в области телевизионного влияния обладает прием обращения к чувствам и эмоциям человека. Проведенные в этой области исследования (Г. Штурм, 1972 г.) показали следующие результаты: информация, полученная реципиентами в результате просмотра телепередачи, была забыта в соответствии с кривыми забывания, в то время как вызванные ею эмоциональные переживания не подверглись ни малейшим изменениям. Это позволяет сделать вывод о том, что эмоционально окрашенные образы, полученные посредством телевидения, способствуют надежному закреплению в памяти вызванных ими чувств.
Информация о работе Влияние телевидения на формирование и развитие личности