Влияние телевидения на формирование и развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:03, доклад

Описание работы

Эффективность телевизионного воздействия построена на взаимодействии механизмов информационного (содержательного) влияния .
Содержательная сторона телетрансляции представляет собой верхний уровень телевизионного воздействия, на котором осуществляется непосредственное влияние на установки и мировоззрение человека.

Работа содержит 1 файл

ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ.docx

— 17.29 Кб (Скачать)

ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

     Эффективность телевизионного воздействия построена  на взаимодействии механизмов информационного (содержательного) влияния . 

     Содержательная  сторона телетрансляции представляет собой верхний уровень телевизионного воздействия, на котором осуществляется непосредственное влияние на установки и мировоззрение человека.

     Значительная  часть потока информации, идущей с  экрана телевизора, пронизана откровенными попытками массового убеждения, что тонко подмечает Э.Аронсон: «Всякий раз, когда мы включаем …  телеприемник, … кто-то все время  пытается нас поучать, убедить купить какой-то продукт или проголосовать  за кандидата, или подписаться на новейшую версию того, что правильно, верно или прекрасно».

     В некоторых случаях информационное воздействие  носит непреднамеренный характер. Суть подобного воздействия  состоит в том, что информация, не имеющая явной убеждающей направленности, так или иначе влияет на мнения, взгляды, представления человек. 

     Большинство обывателей судит о влиянии телевидения, опираясь исключительно на содержательную сторону телепередач.

     Однако  содержанием передающейся информации воздействие телевидения не исчерпывается. Существует также множество механизмов, действующих на человека на бессознательном  уровне. Именно о них телезрители  зачастую не осведомлены. По выражению  Р. Пацлафа, подобная необразованность неизбежно приведет к тому, что «не мы будем хозяевами телевизора, а телевизор – нашим хозяином». 

     Многие  исследователи не случайно начали сравнивать состояние, возникающее при телепросмотре, с гипнотическим трансом либо наркотическим опьянением (Р. Пацлаф, С.А. Зелинский, Т. Маккенна, М. Винн, К. Янг).

     Подобно наркотику, телевидение вызывает зависимость  и создает иллюзию контроля над  происходящим. Сама «природа» телесигнала изначально направлена на то, чтобы спровоцировать у человека проявления базовых инстинктов либо психопатологии, а затем снять их, благодаря чему и провоцируется стойкая зависимость. Телезритель достаточно смутно осознает свое пристрастие и переоценивает владение ситуацией во время просмотра телепередачи. В конечном счете это может привести к достаточно неприятным последствиям. На данный момент известно немало случаев так называемой телемании, при которой люди в силу личной потребности – иначе говоря, неспособности оторваться от просмотра – проводят у телевизора огромное количество времени, зачастую игнорируя другие свои нужды.

     Гипногенное свойство телепередач очень точно охарактеризовал американский психолог Р. Арнхейм: «Совершенно неважно, что показывается. Это может быть программа на иностранном языке или еще что-нибудь, не представляющее никакого интереса. И раздражитель, на который вы практически не реагируете, усыпляет вас. Это напоминает убаюкивание. … не раздражает вас, не вынуждает реагировать, а просто освобождает от необходимости проявлять хоть какую-нибудь умственную активность. Ваш мозг работает в ни к чему не обязывающем направлении. Ваши чувства, которые в противном случае заставляли бы вас предпринимать какие-либо активные действия, полностью отвлечены».

     Спад  уровня активности человека при просмотре  телевизора доказан рядом экспериментальных  исследований. Так, Г. Е. Кругменом (1970) было обнаружено, что под действием телесигнала возникает стойкое доминирование α-частот, расцениваемое как признак снижения визуального внимания. Другие наблюдения показали, что при телепросмотре постепенно исчезают аккомодационные движения, а активность глаз снижается на 90%.

     Одна  из причин подобного действия телепередач  состоит в том, что восприятие их материалов приводит к большому расходу энергии. Человеку кажется, что он физически отдыхает, однако сменяющиеся с огромной скоростью  на экране кадры непрерывно активируют в его долговременной памяти множество  образов из его индивидуального  опыта. Сам по себе зрительный ряд  телеэкрана требует непрерывного осознания  визуального материала; порождаемые  им ассоциативные образы вынуждают  к предпринятию определенных интеллектуальных и эмоциональных усилий по их оценке и затормаживанию. Нервная система (особенно у детей), не выдерживая такой интенсивный процесс осознавания, уже спустя 15-20 минут формирует защитную тормозную реакцию в виде гипноидного состояния, которое резко ограничивает возможности восприятия и переработки информации, но усиливает процессы ее запечатления и программирования поведения. Не последнюю роль в этом играет свойство телевидения, заключающееся в возможности передавать информацию одновременно посредством визуальных и аудиальных каналов. Благодаря их объединению создается иллюзия реальности и резко увеличивается эффективность внедрения в сознание какой-либо информации.

     Однако  воздействие телесигнала нуждается в серьезной поддержке, поскольку, снижая уровень активности организма, он приводит  сознание в «сумеречное состояние», близкое ко сну. Этот эффект частично устраняется благодаря включению в процесс телетрансляции  содержательной и формальной сторон.

     За  формальную сторону телетрансляции отвечает широкий круг специалистов. В первую очередь это монтеры, операторы, режиссеры. В их компетенцию входит задействование таких приемов, как масштабирование, панорамирование, развороты камер, резкие переходы, неожиданная смена перспектив, монтаж кадров, частая и быстрая смена сцен. Благодаря этим и другим подобным маневрам обеспечивается устойчивое внимание к просмотру, а передача информации осуществляется с особой правдоподобностью. Крупным экспериментом Би-би-си был доказан тот факт, что объектив камеры не просто отражает реальность, а меняет, искажает ее, позволяя менять акценты и значимость тех или иных событий.

     С другой стороны, на телевидении постоянно  используются различные психологические  приемы, направленные как на привлечение  внимания, так и на оказание воздействия.

     В сфере создания установок посредством  телевидения неплохо работают психотехники НЛП – «трансформация смысла», «присоединение к будущему», и методы утверждения и повторения.

       Метод утверждения базируется  на подаче информации в виде  готовых шаблонов, отвечающих подсознательным  стереотипам. Это упрощает восприятие  и опускает необходимость и  возможность применения интеллектуальных  усилий со стороны индивида. По  словам С.Московичи, «утверждение  в любой речи означает отказ  от обсуждения, поскольку власть…идеи,  которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие.  Это означает также просьбу  к аудитории…принять идею без  обсуждения такой, какой она  есть…не раздумывая». Многократное  же повторение заставляет любую  информацию откладываться в подсознании.  Как писал С.Г. Кара-Мурза, «повторение  – один из тех «психологических  трюков», которые притупляют рассудок  и воздействуют на бессознательные  механизмы. При злоупотреблении  этим приемом стереотипы усиливаются  до устойчивых предрассудков,  человек тупеет».

     Высокой результативностью в области  телевизионного влияния  обладает прием  обращения к чувствам и эмоциям  человека. Проведенные в этой области  исследования (Г. Штурм, 1972 г.) показали следующие результаты: информация, полученная реципиентами в результате просмотра телепередачи, была забыта в соответствии с кривыми забывания, в то время как вызванные ею эмоциональные переживания не подверглись  ни малейшим изменениям. Это позволяет  сделать вывод о том, что эмоционально окрашенные образы, полученные посредством  телевидения,  способствуют надежному  закреплению в памяти вызванных  ими чувств.

Информация о работе Влияние телевидения на формирование и развитие личности