Влияние стиля детско-родительских отношений на особенности страхов у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 22:50, доклад

Описание работы

Постановка проблемы. За последнее время увеличился поток негативной информации, экономический кризис актуализирует проблему страха. Кризис семьи, который возник на основе кризиса экономического, приводит к тому, что дети меньше получают внимания со стороны взрослых, меньше посещают школьные учреждения, чувствуют нестабильность семьи и это приводит к кризису и ошибкам воспитания, которые связанны с увеличением количества факторов страха.

Работа содержит 1 файл

Доброжанская Т.docx

— 23.12 Кб (Скачать)

      УДК 37.018.26

      Доброжанская Т.О..

      студентка 4 курса, группа ПП-07

      РВУЗ  «Крымский инженерно-педагогический университет»

Научный руководитель: к.п.н., доцент В. П. Каленская 

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 

     Постановка  проблемы. За последнее время увеличился поток негативной информации, экономический кризис актуализирует проблему страха. Кризис семьи, который возник на основе кризиса экономического, приводит к тому, что дети меньше получают внимания со стороны взрослых, меньше посещают школьные учреждения, чувствуют нестабильность семьи и это приводит к кризису и ошибкам воспитания, которые связанны с увеличением количества факторов страха.

     В отечественной и зарубежной психологии известны исследования по проблеме страха таких ученых, как А. И. Захарова, А.С. Спиваковской, Л.Г. Подоляк, Л. С. Выготского, В. М. Блейхера, А. Фрейд, З. Фрейда, Г. Эберлейна. Следует отметить, что родительские отношения являются одним из факторов появления тревожности у детей. К теме детско-родительских отношений обращались такие авторы, как А.Я. Варга, В.В. Столин, А.В. Петровский, Т.В. Андреева, П.Ф. Лесгафт, К. Монпард и другие.

     Проблема  влияния детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей в психолого-педагогической литературе изучена не достаточно, что и определило необходимость изучения страхов у детей в новых социально-экономических и политических условиях жизни

     За  основу в определении понятия  «страх» нами принято определение  А.С. Спиваковской: «страх — это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации». [4,186].

     Л.Г. Подоляк в зависимости от содержания психологических компонентов выделяет несколько блоков страхов. Первый блок – это страхи, вызванные аффективным компонентом из-за полученного опыта переживания страха как чувства, а именно: испуг, переживание неудачи. Второй блок – это страхи, вызванные гностическим компонентом, из-за отсутствия знаний об окружающих предметах, страх перед неизвестностью. Третий блок – это страхи, вызванные психомоторным компонентом, а именно: опытом неудачных действий, неправильного движения. Четвертый блок – это страхи, вызванные витальным компонентом на основе защитного рефлекса «Что такое?».

     Так же дифференцируют детерминанты страха по уровню социализации ребенка. Детерминанты страхов у детей на первом уровне социализации – в семье (микросреда): традиция  преобладания упреков  на адрес ребенка над похвалой; высмеивание недостатков и насмешки родителей; эмоциональное несогласие в семье; физические наказания. Детерминанты страхов у детей на втором уровне социализации (первая макросреда – детский сад): мысли лишь о своих недостатках; высмеивание недостатков и насмешки одногодок. Детерминанты страхов у детей на третьем уровне социализации (мезосреда): негативный опыт общения с лицами противоположного пола; просмотр телепередач с запугивающим смыслом (3).

     Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил сформулировать более  полное определение страха. Страх  – это острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, которая  зависит от содержания психологических  компонентов и уровней социализации, основанная на инстинкте самосохранения, имеющая защитный характер и проявляющаяся  в опасной ситуации.

     Мы  полагаем, что причина возникновения  детских страхов может лежать в неправильно выбранном стиле  «родительских отношений». По мнению А.Я. Варги и В.В. Столина, «родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков» [2,179]. Т.В. Андреева выявила полную классификацию стилей родительского поведения: авторитетный  (демократический) стиль родительского отношения характеризуется твердым контролем за детьми; авторитарный стиль родительского поведения характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми; либеральный стиль (низкий уровень контроля, теплые отношения); индифферентный стиль родительского отношения отличается низким контролем за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними [1].

       На наш взгляд, очень высокая  вероятность зарождения страхов  у ребенка при таких типах  общения как авторитарный и  либеральный. Так как, авторитарному  стилю свойственно угнетение  инициативы и подчинение ребенка  воли родителей, что вызывает  неуверенность в своих силах  и зарождение страхов. Либеральному  стилю характерно окружение ребенка  заботой, терпением и вниманием.  В будущем детям сложно жить  в обществе, руководствуясь общепринятыми  стандартами, сложно адаптироваться в детском коллективе. Такие дети испытывают недостаток социального опыта на основе чего и возникают страхи.

     Экспериментальное исследование проводилось в три  этапа. Целью первого этапа стала  постановка проблемы влияния стиля  детско-родительских отношений на особенности  страхов у младших школьников, что потребовало от нас анализ психолого-педагогической литературы. Констатирующий эксперимент был  проведен на втором этапе исследования, в котором приняли участие 28 человек  учащиеся 3-х классов Общеобразовательной  школы № 37 г. Симферополя АР Крым, средний возраст составил 8-9 лет. Исследование проводилось на основе следующих методик: методика А.И. Захарова, М. А. Панфиловой «Страхи в домиках» (6), методика «Нарисуй свой страх» [5, 122], методика «Моя семья» [5, 14], методика «Анализ семейных взаимоотношений» (6), методика «Стратегии семейного воспитания» (6),  методика «Детский вариант шкалы явной тревожности» (6).

     В процессе констатирующего эксперимента нами были получены следующие данные. 25 % детей (7 человек) воспитываются в  семье, где установлен авторитарный стиль воспитания, 18 % (5 человек), где  установлен либеральный стиль воспитания и большая часть детей 57 % (16 человек) воспитываются в благоприятной  семейной среде и имеют демократический  стиль воспитания.

     В результате исследования уровня тревожности  нами было выявлено, что нормальный уровень тревожности присущ лишь 14 % (4 человека) детей, несколько повышенный уровень тревожности имеют 50 % (14 человек) детей, явно повышенный уровень  тревожности – 36 % (10 человек) детей. В процессе выявления страхов  мы обнаружили, что страхи присущи всем детям не зависимо от того, в какой семье они воспитываются, но есть определенные особенности типов страхов, которые в каждом стиле воспитания различны. Так, страх смерти присущ всем детям, не зависимо от стиля воспитания.

     У детей, которые воспитываются в  авторитарной семье доминируют следующие  группы страхов: медицинские страхи (боль, уколы, врачи, болезни), страхи, связанные  с причинением физического ущерба (транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии), пространственные страхи (высоты, глубины, замкнутых пространств). У детей с либеральным стилем воспитания в семье доминируют такие страхи, как страхи, связанные с причинением физического ущерба (транспорт, неожиданные звуки, пожар), страх темноты и кошмарных снов, социально-опосредованные страхи (людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества). У детей из семьи с демократическим стилем воспитания доминируют медицинские страхи (боль, уколы, врачи, болезни), страхи, связанные с причинением физического ущерба (транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии).

     В результате проведения методики «Нарисуй свой страх» мы установили, что в  авторитарной семье ребенку присуще  сильная враждебность, низкая самооценка, желание оградить себя от опасности, тревога, пассивность, агрессия, пугливость, импульсивность, эмоциональная напряженность, стрессовые состояния, негативизм, неуверенность в себе, потребность в заботе. В семье с либеральным стилем воспитания дети чувствуют враждебность, эмоциональную напряженность, тревогу, импульсивность, напряженное отношение к окружающим,  им присуща низкая самооценка, низкая эмоциональность, замкнутость. В семье с демократическим стилем воспитания детям присуще чувствительность, тревога, агрессия, стремление контролировать свою тревогу, импульсивность, желание оградить себя от опасности, демонстративность.

     В результате проведения проективной  методики «Моя семья» было выявлено, что  дети, которые воспитываются в авторитарной семье   чувствуют  эмоциональную напряженность, повышенную возбудимость, беспокойство, давление родителей, тревогу, подавленность,  им присуще чувство собственной неполноценности, желание сплотить семью. Детям не хватает тепла, в семье снижено самоуважение, отсутствует общность. Дети, которые воспитываются в семье, где установлен либеральный стиль воспитания чувствуют эмоциональную неустойчивость, замкнутость, отрицательные эмоции,  чувство собственной неполноценности, тревогу,  беспокойство, не чувствует заботы со стороны родителей, не чувствуют общность в семье. Для детей, которые воспитываются в демократической семье, оказалось характерно чувство скрытой агрессии, чувство страха, тревоги, повышенной возбудимости, эмоциональной напряженности.

     В результате анализа семейных взаимоотношений  мы выделили следующие типы негармоничного воспитания. Так, в семье с авторитарным стилем воспитания имеет место доминирующая гиперпротекция. Ребенок в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако, в то же время, лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. В семье с либеральным типом воспитания - потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. 14 % (4 человека) родителей, которые воспитывают ребенка в демократическом стиле,  выделяют некоторые аспекты негармоничного воспитания: недостаточное стремление к удовлетворению потребностей ребенка, завышенные требования к ребенку, характерна приверженность к применению строгих наказаний. Выявленные результаты исследования имеют несколько противоречивый характер разрешение, которого нам предстоит осуществить в дальнейшем.

     Таким образом, мы пришли к выводу, что  проблема влияния стиля детско-родительских отношений на особенности страхов  у младших школьников действительно  существует. При неправильно выбранном  стиле воспитания в семье ребенок  вырастает с чувством тревоги, вины, страха, эмоциональной напряженности, не уверенности в себе, ребенку  тяжело адаптироваться в социуме,   что мешает для его дальнейшего  гармоничного развития. Наше дальнейшее исследование будет направленно  на поиски эффективных путей решения  проблемы исследования.

Литература:

  1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 459 с.
  2. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. – СПб.: Питер, 2001. – 326 с.
  3. Подоляк Л.Г. Дитячi страхи. Навчальний посiбник. – К.: Главник, 2006. – 112 с. – (серiя «Психол. iнструментарiй»).
  4. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М., 1988. – 452 с.
  5. Шевченко М.О. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых. – Екатеринбург: У - Фактория; М.: АСТ Москва, 2009. – 128 с.
  6. http://testoteka.narod.ru/dro/1/07.html.

Информация о работе Влияние стиля детско-родительских отношений на особенности страхов у младших школьников