Влияние СМИ на формирование гендерной идентичности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 16:31, доклад

Описание работы

На протяжении веков основополагающими гендерными технологиями выступали язык, религия, образование и воспитание. В современных условиях к ним добавляются кино, телевидение, мода, СМИ, реклама.
Это объясняется тем, что в условиях постоянно обновляющихся технологий, наше общество ориентируется больше на восприятие аудиовизуальной информации. Поэтому на смену базовым гендерным технологиям приходят более зрелищные и более эффективные с этой точки зрения гендерные технологии, которые можно обобщить термином "социальный дизайн".

Работа содержит 1 файл

сми.docx

— 17.74 Кб (Скачать)

    Санкт-Петербургский филиал

федерального государственного образовательного бюджетного

учреждения высшего профессионального  образования

«Государственный Университет  Министерства Финансов

Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

Доклад по предмету:

«Социальная психология»

На тему: «Влияние СМИ  на формирование гендерной идентичности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

301 группы

А. А. Кустова

Проверил преподаватель:

И.А. Карева

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 

2012 г

   На протяжении веков основополагающими гендерными технологиями выступали язык,  религия,  образование и воспитание.  В современных условиях к ним добавляются кино,  телевидение,  мода,  СМИ,  реклама.

   Это объясняется тем,  что в условиях постоянно обновляющихся технологий,  наше общество ориентируется больше на восприятие аудиовизуальной информации.  Поэтому на смену базовым гендерным технологиям    приходят более зрелищные и более эффективные с этой точки зрения гендерные технологии, которые можно обобщить термином "социальный дизайн".  Это,  прежде всего экранные технологии -  кино, телевидение с его утверждающей клиповой культурой,  мода,  весь имиджевый поток массовой культуры,  реклама. 

   Человек,  сознание которого сформировано восприятием зрительной информации,  теряет способность мыслить,  рефлексировать по поводу увиденного.  Соответственно таким сознанием легче манипулировать,  внушать ему все,  что угодно манипуляторам.

   Современные СМИ и реклама выступают значимыми социализирующим фактором для молодежной аудитории в современном обществе,  влияющие на формирование ценностных ориентаций,  социальных представлений и гендерной идентичности,  поскольку,  как показывают исследования в молодежной среде,  одной из доступных,  а потому и любимых форм проведения досуга независимо от региона,  социального положения семьи и модели поселения  (деревня-город)  в настоящее время является телевидение.          

    Механизмами влияния, через которые СМИ и реклама внедряют образцы и модели поведения настоящего мужчины и настоящей женщины являются гендерные стереотипы, которые при многократном повторении становятся привычными. 

 
   Огромная роль в поддержании и изменении гендерных стереотипов в обществе принадлежит средствам массовой информации. Социологами БГУ в 1997 г. было проведено исследование женских изданий. Было показано, что среди этих изданий только немногие направлены на развитие и саморазвитие женщины как личности, творца и гражданина. Большинство других остаются в традиционных рамках патриархальных стандартов «дети, кухня, церковь» или маскультовой модели женских интересов – «секс, сплетни, скандалы» . 
 
   Традиционные гендерные стереотипы, транслируемые через СМИ, ограничивают не только женщин, но и мужчин. Феминность мужчины порицается прессой. Те люди, которые следуют стереотипам, часто вынуждены ломать себя. Другие, которые не хотят им подчиняться, часто подвергаются общественному осуждению. В целом, тиражирование в СМИ гендерных стереотипов может играть достаточно негативную роль.  
 
   Но роль СМИ может быть неоценимо велика и в изменении гендерных стереотипов в обществе. Ведь СМИ являются значительным культурным орудием воздействия на массовое сознание и поведение, а население является чувствительным к ним. Когда СМИ будут давать объективную информацию гендерного толка, когда анализ взаимоотношений женщин и мужчин будет даваться на основании приложения к живым людям застывших стереотипов, тогда можно рассчитывать на то, что женщины будут занимать в обществе более достойное место, и весь процесс демократизации общества пойдет быстре. 
 
     Как уже было сказано, роль названных факторов опосредуется влиянием гендерных стереотипов. К ним относятся усвоенные идеи о психологических, социальных и поведенческих различиях между мужчинами и женщинами, принятых в данном обществе.  
 
Выделяют несколько групп гендерных стереотипов:  
 
1) Стереотипы маскулинности-фемининности. Это нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Маскулинная роль включает те типы поведения, которые обычно ожидаются от мужчин. К типично мужским чертам относят независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, уверенность в себе, самостоятельность и др. К типично женским чертам традиционно относят уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, эмпатию и т.д.  
 
2) Представления о распределении семейных и профессиональных ролей между мужчиной и женщиной. Для женщины наиболее значимой ролью считается роль домохозяйки, матери, на нее возлагается ответственность за взаимоотношения в семье. Мужчине предписывается включенность в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи; 
 
3) Стереотипы, определяющиеся спецификой содержания труда. Предполагается, что женский труд должен носить исполнительный, обслуживающий характер, быть частью экспрессивной сферы деятельности. Женщины чаще работают в сфере торговли, здравоохранения, образования. Для мужчины возможна творческая и руководящая работа.  
 
   Воспитание в рамках стереотипов способствует развитию у девочек эмпатии и способности глубоко понимать чувства людей, а у мальчиков – способности скрывать и подавлять свои чувства. Мужчина не должен демонстрировать страх, тревогу, грусть, сочувствие. Он должен занимать активную социальную позицию, стремиться к достижениям, что при неудаче развивает тревожность, снижение самоуважения и удовлетворенности жизнью. Ограниченная эмоциональная жизнь, сложность в установлении близких отношений с другими людьми, страх потерять контроль над собой, перенапряжение на работе становятся причинами высокого уровня агрессии, алкоголизации, наркомании, самоубийств среди мужчин. 
 
   У девочек же поощряют стремление к общению, привязанности, партнерскому стилю в общении. Женская роль предполагает самореализацию, прежде всего, в кругу семьи и близких. Поэтому женщины редко проявляют агрессивность, фрустрированность и невротичность даже при низком уровне личного влияния. Воспитание девочек в соответствии со стереотипами ведет к формированию уступчивости, пассивности, зависимости, страха успеха, ориентации на поощрение, направленность на сохранение отношений даже в случае провала дела. 
 
   Таким образом, полоролевая социализация в ее современном виде приводит к парадоксальным результатам. Независимо от пола всем необходимо получить образование и работать, семья для женщины выступает лишь как «дополнительная» сфера реализации. В то же время в обществе очень влиятельными остаются традиционные взгляды, традиционные стереотипы, которые постоянно напоминают о преимуществах мужчин. Подобная ситуация стимулирует развитие у женщин маскулинных качеств: конкурентности, стремления к доминированию, сверхактивности. Получается, что мальчиков как бы толкают на пассивность или внесоциальную активность, девочек же, напротив, - на гиперактивность и доминантность. В то же время им предстоит жить в обществе, во многом ориентированном на традиционные полоролевые стандарты.


Информация о работе Влияние СМИ на формирование гендерной идентичности