Влияние семьи на становление личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи этой работы понять все тонкости семейных отношений, узнать, как можно предотвратить семейный конфликт или развод, для того что бы наша семья влияла на нас самым лучшим способом для нас и нашей семьи, ведь личность дело тонкое.

Содержание

1. Введение
2. Понятие о личности
2.1. Что такое личность
2.2. Этапы формирования личности
3. Влияние семьи на становление личности.
3.1. Факторы, влияющие на становление личности
3.2. Система взаимоотношений в семье и стили родительского поведения
3.3. Влияние неполной семьи на становление личности
4. Заключение
5. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсачччч.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

Одна из центральных задач развития в преклонном возрасте связана с  тем, что к концу жизни люди должны отказаться от старых связей и  уступить место другим.

Старики также испытывают потребность  проводить много времени в размышлениях о том, как прошла их жизнь, и в попытках оценить то, что они оставят после себя людям.

Старение может по-разному сказываться  на мужчинах и женщинах. Мужчины  обычно становятся более пассивными и позволяют себе проявлять черты  характера, более свойственные женщинам, в то время как пожилые женщины становятся более агрессивными, практичными и властными. Но индивидуальная реакция на старение может определять как степень последующего приспособления к нему, так и особенности развития личности в преклонном возрасте.

Реакция на уход в отставку или  на пенсию зависит от таких факторов, как желание оставить работу, здоровье, финансовое положение и отношение  коллег. Приспособление к выходу на пенсию часто проходит легче, если человек  планировал свой уход. Изменения статуса также на семейных и личных отношениях, когда старики привыкают к прекращению воспитательной деятельности в семье, к ролям дедушек (бабушек), прадедушек (прабабушек), к осуществлению ухода за больным супругом (супругой). Такие события, как потеря супруга (супруги) и близких людей в старости могут вызвать сильный стресс. Многие пожилые люди, оставшись в одиночестве, страдают от этого одиночества и навязанной им судьбой независимости.

Смерть — последнее критическое  событие в жизни человека. На физиологическом уровне смерть представляет собой необратимое прекращение всех жизненных функций. На психологическом уровне она имеет личную значимость и личное значение для самого умирающего и для его родных и близких. Умереть — значит, прекратить чувствовать, покинуть любимых людей, оставить неоконченные дела и уйти в неведомое. Согласно психоаналитическим исследованиям, для людей нормально бояться смерти. В целом смерти меньше всего боятся старики и люди, имеющие цель в жизни. Доживших до преклонных лет страшит не столько смерть, сколько возможность длительного и мучительного умирания.

3. Влияние семьи в становлении личности.

3.1. Факторы, влияющие на развитие личности.

Термин “развитие” указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении или поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействию окружающей среды. Все живые организмы развиваются в соответствии с их генетическим кодом, или

планом. Психологи, говоря о процессе развития в связи с генетическим планом, пользуются термином “созревание”. Процесс созревания состоит из последовательности запрограммированных изменений, не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функции.

Неправильное питание или болезнь могут замедлить созревание, но это не означает, что правильное питание, хорошее здоровье и даже специально предпринимаемая стимуляция и обучение должны его ускорить. Созревание органов тела и моторных способностей идет с разной скоростью. Каждый орган или способность обычно имеет свою точку оптимальной зрелости. Термин “рост”, как правило, означает увеличение размера, функциональных возможностей или сложностей до такой точки. Термин “старение” относится к биологическим изменениям, происходящим после прохождения точки оптимальной зрелости. При этом процессы старения не обязательно предполагают спад активности или изнашивание организма. Так же, как старение повышает качество некоторых вин, оно может повышать человеческую рассудительность и проницательность. Кроме того, следует заметить, что старение некоторых тканей организма начинается уже в отрочестве и даже в детстве.

Каждое мгновение мы подвергаемся воздействию окружающей среды. Свет, звук, тепло, пища и многое другое может  служить удовлетворению основных биологических и психологических потребностей, причинять серьезный вред, привлекать внимание или становиться компонентами научения. Некоторые воздействия среды носят временный характер. Однако многие другие средовые влияния могут быть постоянными. Средовые влияния могут задерживать или

стимулировать рост организма, порождать  устойчивую тревогу или способствовать формированию сложных навыков.

Социализация — это всеобщий процесс, благодаря которому человек  становится членом социальной группы: семьи, общины, рода. Социализация включает усвоение всех установок, мнений, обычаев, жизненных ценностей, ролей и ожиданий конкретной социальной группы. Этот процесс длится всю жизнь, помогая людям обрести душевный комфорт и чувствовать себя полноправными членами общества или какой-то культурной группы внутри этого общества.

3.2. Семья как основной фактор, влияющий на становление личности.

Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья — главный институт воспитания.

То, что человек приобретает  в семье, он сохраняет в течение  всей последующей жизни. Важность семьи  обусловлена тем, что в ней  человек находится в течение  значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.

В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.

В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. Чаще всего это происходит у родителей бессознательно, но в последнее время стали встречаться молодые родители, сознательно воспитывающие также и себя. К сожалению, эта позиция родителей не стала популярной, несмотря на то, что она заслуживает самого пристального внимания.

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную  роль. Они дают ребенку новые образцы  поведения, с их помощью он познает  окружающий мир,

им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

Семья влияет на личность взрослых не только в связи с воспитанием  детей. Большую роль играют в семье  взаимоотношения между представителями  разных поколений, а также в пределах одного и того же поколения (супругами, братьями, сестрами, дедушками, бабушками). Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей ее членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи. Все этапы развития требуют от человека адаптации к новым социальным условиям, помогающим индивиду обогащаться новым опытом, становиться социально более зрелым. Многие этапы развития семьи можно предвидеть и даже подготовиться к ним. Однако в жизни бывают такие ситуации, которые не поддаются предвидению, т.к. возникают мгновенно, как бы стихийно, например, тяжелая болезнь кого-то из членов семьи, рождение больного ребенка, смерть близкого человека, неприятности на работе и т.п. Подобные явления также требуют от членов семьи адаптации, т.к. им приходится изыскивать новые методы взаимоотношений.

Преодоление кризисной ситуации чаще всего усиливает сплоченность людей.

Однако бывает, что такая ситуация становится поворотным пунктом в  жизни семьи, приводит к ее распаду, дезорганизует ее жизнь.

Семья имеет огромное значение для  развития личности. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, многое теряют. Особенно это заметно у маленьких детей, живущих вне семьи — в детдомах и других учреждениях этого типа. Развитие личности этих детей нередко протекает иным путем, чем у детей, воспитывающихся в семье. Умственное и социальное развитие этих детей порой запаздывает, а эмоциональное — затормаживается. То же самое может происходить со взрослым человеком, т.к. недостаток постоянных личных контактов является сутью одиночества, становится источником многих отрицательных явлений и служит причиной серьезных личностных нарушений.

Известно, что на поведение многих людей влияет присутствие других лиц. Многие индивиды ведут себя в  присутствии других людей иначе, чем тогда, когда остаются одни. Причем если человек ощущает благожелательное, доброе отношение присутствующих, то у него чаще всего появляется определенный стимул к таким действиям, которые вызовут одобрение окружающих его людей и помогут ему предстать в лучшем свете. Если же человек ощущает недоброжелательное отношение, то у него появляется сопротивление, проявляющееся самыми разными способами. Хорошо воспитанный человек преодолевает этот протест осознанным усилием.

В малой группе, где царят дружеские взаимоотношения, коллектив оказывает весьма сильное влияние на индивида. Это особенно проявляется в формировании духовных ценностей, норм и образцов поведения, стиля взаимоотношений между людьми. Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных потребностей, которые, помогая человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его

безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку  другим людям.

Семья имеет свою структуру, определенную социальными ролями ее членов: мужа и жены, отца и матери, сына и дочери, сестры и брата, дедушки и бабушки. На основе этих ролей складываются межличностные отношения в семье. Степень участия человека в жизни семьи может быть самой разнообразной, и в зависимости от этого семья может оказывать на человека большее или меньшее влияние.

Семья играет колоссальную роль в  жизни и деятельности общества. Функции  семьи можно рассматривать как  с позиции реализации целей общества, так и с позиции выполнения своих обязанностей по отношению к обществу. Семья как микроструктура удовлетворяет важные социальные потребности и выполняет важные социальные функции.

Благодаря своей репродуктивной функции  семья является источником продолжения  человеческой жизни. Это та социальная группа, которая изначально формирует личность человека. Семья способствует увеличению созидательных и производительных сил общества. Семья вводит в общество его новых членов, передавая им язык, нравы и обычаи, основные образцы поведения, обязательные в данном обществе, вводит человека в мир духовных ценностей общества, контролирует поведение своих членов. Социальные функции семьи проявляются не только в отношении детей, но и в отношении супругов, т.к. жизнь в браке является процессом, играющим большую роль в жизни общества. Одна из главнейших функций семьи — создание условий для развития личности всех своих членов. Семья удовлетворяет различные потребности человека. В супружестве муж и жена находят счастье интимного общения. Рождение детей вызывает радость не только от сознания продолжения своего рода, но и дает возможность увереннее смотреть в будущее. В семье люди заботятся друг о друге. Также в семье удовлетворяются разнообразные потребности человека. В супружеской жизни человека наиболее ярко проявляется чувство любви и взаимопонимания, признание, уважение, чувство безопасности. Однако удовлетворение своих потребностей связано с выполнением определенных функций семьи.

К сожалению, семьи не всегда выполняют  свои функции. В таких случаях возникает проблема асоциальной роли семьи. Не выполняют своих функций семьи, которые не в состоянии обеспечить своим членам безопасность, необходимые условия быта и взаимопомощь, если в семье неправильно преподнесены некоторые ценности. Кроме того, когда семья воспитывает эмоционально незрелых людей с ослабленым чувством опасности, с человеческими качествами, далекими от общественных норм, она наносит вред своему народу.

Рассматривая роль семьи в жизни  каждого человека, необходимо также  отметить ее психологическую функцию, т.к. именно в семье формируются все те качества личности, которые представляют ценность для общества.

Каждый человек на протяжении своей  жизни, как правило, является членом двух семей: родительской, из которой  он происходит, и семьи, которую он создает сам. На жизнь в семье родителей приходятся периоды приблизительно до юношеского возраста. В период возмужания человек постепенно обретает самостоятельность. Чем дальше, тем больше жизненного, профессионального и социального опыта накапливает человек, и все большую роль для него начинает играть семья.

Для развития семьи очень важным этапом является вступление мужчины  и женщины в супружеский союз. Рождение первенца открывает родительский этап, а после обретения детьми самостоятельности можно говорить о фазе вторичной супружеской жизни. Отдельным периодам в жизни семьи соответствуют разные отрезки времени и разные потребности. Определение продолжительности отдельных периодов жизни семьи затрудняется из-за различных сроков вступления партнеров в брак. В связи с этим бывает весьма сложно увязать развитие семьи с периодами развития личности, однако согласование семенного и жизненного циклов необходимо.

Информация о работе Влияние семьи на становление личности