Влияние семейной системы на любовные отношения

Автор: j************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 20:15, статья

Описание работы

В жизни каждого человека важную роль играют межличностные отношения со значимыми Другими (матерью, отцом, некоторыми членами семьи, любимым человеком и т.д.). В детстве ребенок получает максимум тепла из родительской семьи. Затем в процессе роста и развития, начиная с подросткового возраста, более значимыми становятся любовные отношения.

Работа содержит 1 файл

Влияние семейной системы на любовные отношения.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

     В группе с позитивной семейной ситуацией  около половины испытуемых (42%) оценивают  свои отношения с партнером как  положительные и близкие, а с  точки зрения позиции превосходства – на равных. Для группы с отрицательными семейными взаимоотношениями характерна та же тенденция (50%).

     Близкие отношения на равных, но, вместе с  тем нейтральные  свойственны  примерно трети испытуемых из группы с позитивной атмосферой в родительской семье (32,2%) и четверти испытуемых из группы с негативной семейной ситуацией (25%).

     13% испытуемых с высокой степенью  близости в родительской семье,  и 8,3% испытуемых с негативной  семейной ситуацией, отношения  с партнером оценивают как  положительные, на равных, но отстраненные.

     6,5% женщин из группы с отрицательной  атмосферой в семейной системе  говорят о том, что их любовные  отношения являются нейтральными, отдаленными и на равных. Подобным  образом свои партнерские отношения  характеризуют и женщины с позитивной семейной атмосферой  (4,1%).

     Наименьшее  число испытуемых из группы с тесными  взаимоотношениями в родительской семье (3,2%) оценивают отношения с  партнером как положительные  и близкие, а также, отмечают свое доминирование в них. Такое же количество женщин, наоборот, считают доминирующим своего партнера, кроме того, они указывают на нейтральность и отстраненность в отношениях (3,2%). В группе с негативной семейной ситуацией никто из испытуемых не оценивает подобным образом свои любовные отношения. Для них свойственна тенденция устанавливать близкие, положительные отношения, но с признанием превосходства партнера над собой (8,3%).

     Анализируя  факторы семейной системы, можно  отметить, что большое количество испытуемых, характеризующих свои партнерские отношения как отрицательные и неустойчивые, указывают на наличие разводов в их родительской или прародительской системе (48,3%), тогда как у испытуемых с позитивными любовными отношениями, напротив, число разводов небольшое (26,9%). Количество абортов как в семье женщин с близкими партнерскими отношениями, так и в семье женщин с отдаленными партнерскими отношениями примерно одинаково (38,5% и 34,5% соответственно).

     В родительских семьях испытуемых с позитивными  любовными отношениями не было таких  психотравмирующих моментов как ранние смерти или смерть одного из родителей. В отличие от них, в семейной системе испытуемых, характеризующих партнерские отношения как отдаленные и холодные, были ранние смерти (10,3%) и смерть одного из родителей (13,8%).

     Число первых браков, связей родителей, бабушек или дедушек примерно одинаково как для испытуемых с негативными, так и для испытуемых с позитивными партнерскими отношениями (27,6% и 20,9% соответственно). То же самое касается и особенностей отношений с родителями. Отрицательные отношения с отцом имеют 34,6% женщин с положительными и 34,5% с негативными любовными отношениями. Взаимоотношения с матерью, характеризуют как холодные 11,5% испытуемых с близкими и 10,3% с отдаленными любовными отношениями. Конфликтные отношения с обоими родителями имеют 7,7% женщин, оценивающих свои партнерские отношения позитивно, и 10,3% - негативно.

     Итак, мы видим, что как в группе с  отрицательными взаимоотношениями и неблагоприятной ситуацией в семейной системе, так и в группе с положительными взаимоотношениями и благоприятной ситуацией в семейной системе, прослеживаются сходные тенденции в построении любовных отношений. Исключение составляют лишь несколько различий (количество разводов, ранних смертей кого-либо из членов семьи, смерть одного из родителей).

     Отсутствие  явных различий между группами, можно  объяснить следующим образом. В  случае тесных отношений в родительской семье с партнером устанавливается такая же мера близости, т.е. формируется паттерн отношений, который переносится в любовные взаимоотношения. В случае же негативной атмосферы и отношений в семейной системе, возникает потребность в компенсации, т.е. стремление восполнить или дополучить то, что не было получено от родителей, и, следовательно, построить близкие, устойчивые отношения с партнером.

     Выводы. Результаты исследования проблемы влияния семейной системы на любовные отношения позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Среди  опрошенных женщин выявлены примерно  равные доли тех, кто характеризуют  свои отношения и атмосферу в семейной системе положительно и тех, кто указывает на наличие ряда негативных факторов. Иначе говоря, практически каждая вторая женщина имеет опыт отрицательных семейных отношений и ощущает его влияние.

2. Действительно,  в родительских семьях испытуемых, оценивающих свои партнерские отношения негативно, выявлен больший процент таких травмирующих событий как разводы, ранние смерти кого-либо из членов семьи и смерть одного из родителей.

3. Тем не менее, результаты исследования показывают, что стремление к установлению близких, положительных любовных отношений проявляется как в случае наличия подобных отношений в семейной системе, благоприятной семейной ситуации и незначительном числе травмирующих событий, так и в обратном случае, когда отношения с родителями и атмосфера в семье характеризуются отстраненностью, отсутствием любви и тепла, большим количеством травмирующих событий. Следовательно, как мы и предполагали, в первом случае паттерн позитивных отношений из семейной системы переносится в любовные отношения, тогда как во втором - происходит компенсация, благодаря которой можно восполнить недостаток любви и тепла в родительской семье. 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Волкан В. Смерть в семье: как скорбят родители и дети / В. Волкан, Э. Зинтл // Журнал практической психологии и психоанализа [Электронный ресурс]. – Электрон. журн.- 2003. - №4 – Режим доступа: http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20030407
  2. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: учебное пособие / А.Н. Елизаров. – М.: Ось-89, 2003. – 336 с.
  3. Кроник А.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: психология значимых отношений. / А.А. Кроник, Е.А. Кроник. – М.: Мысль, 1989. – 175 с.
  4. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2006. – 784 с.
  5. Справочник психолога-практика. Психодиагностика. / под общ. Редакцией С.Т. Посоховой. – М.: АСТ, СПб.: Сова, 2005. – 671[1] с., ил.
  6. Фейдимен Д. Личность и личностный рост. / Д. Фейдимен, Р. Фрейгер; пер. с англ. – М.: Изд. Российского открытого университета, 1991. – 116 с.
  7. Фолк Д., Вагнер А., Мосман К.-П. Влияние семьи родителей на семейную жизнь их детей на примере пар из Бразилии / Д. Фолк, А. Вагнер, К.-П.  Мосман; пер. с англ. И. Чамбелейн // Журнал семейной психотерапии [Электронный ресурс]. – Электрон. журн.- 2008. - №19 (2) – Режим доступа: http://www.supporter.ru/docs/1240748900/chambel_04.doc.
  8. Фромм Э. Искусство любить. / Э. Фромм; пер. с англ., под общ. ред. Д.А. Леонтьева. – СПб.: Азбука-классика, 2008. – 224 с.
  9. Хамитова И.Ю. Теория семейных систем М. Боуэна / И.Ю. Хамитова // Журнал практической психологии и психоанализа [Электронный ресурс]. – Электрон. журн.- 2001. - №3 - Режим доступа: http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20010312
  10. Хеллингер Б. Источнику не нужно спрашивать пути. / Б. Хеллингер. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2005. – 308 с.
  11. Хеллингер Б. Счастье, которое остается. Куда нас ведут семейные расстановки. / Б. Хеллингер. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2009. – 151 с.

Информация о работе Влияние семейной системы на любовные отношения