Влияние различной музыки на внутреутробное развитие ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 07:48, автореферат

Описание работы

Влияние музыки на плод доказано группой профессора Джеймса из Королевского медицинского центра при Ноттингемском университете. Ребёнок начинает слышать и реагировать на музыку уже на девятнадцатой неделе. На самых первых этапах это звуки частотой 100–3000 Гц. Также учеными было доказано, что уже на двадцатой недели плод реагирует непосредственно на музыку (при предъявлении нескольких звуков с перерывами около 2 сек, плод начинал проявлять активность).

Работа содержит 1 файл

Влияние различной музыки на внутреутробное развитие ребенка.docx

— 31.12 Кб (Скачать)

Идеи философов  подтверждаются последними исследованиями психологов и медиков. Французский  психоаналитик Ф. Дольто обнаруживает ранние истоки детских неврозов и болезней: “Оказалось, что события, которые произошли в семье человека, пускай даже до его рождения, когда он был зародышем в материнской утробе, - если его мать страдала от них и у нее не было никого с кем она могла об этом поговорить, - эти события способны вызвать у этого неродившегося младенца невроз. Этот ребенок своим телом будет выговаривать страдание, которое убила в себе его мать”.

Интересны наблюдения детского психотерапевта А.И. Захарова: “...большинство детей, которых “не  ждали” в дальнейшем заболевают неврозом страха” или “ Дети, пренатальное развитие которых усложнилось угрозой выкидыша, впоследствии чаще заболевают неврозом страха”(10, с.18). Многими исследователями подчеркивается неблагоприятное влияние эмоционального стресса матери на внутриутробное развитие ребенка, протекание беременности и роды.

Существуют данные о случаях развития неврозов у  детей в результате антенатальных  психогенных факторов. Причем подчеркивается, что у девочек стресс матери распространяется на большее число антенатальных  и перенатальных отклонений, чем у мальчиков. Другими словами организм у девочек более разнообразно отвечает на стресс матери. В то же время у мальчиков чаще встречаются отклонения в развитии вследствие стресса матери.

Рассмотрев конкретно  патологические влияния стресса  матери, можно обнаружить следующее:

- переживания из-за  отношений с супругом, обусловленные  конфликтными межличностными отношениями  приводят к эмоциональной неудовлетворенности,  отсутствию рефлекторного крика  новорожденного (без наличия асфиксии), что расценивается как проявление  психогенной заторможенности у  мальчиков. У девочек подобные  переживания матери часто способствуют  угрозе выкидыша;

- волнения в начале  беременности отражаются на пролонгированном  течении родов у мальчиков  и преждевременных родах у  девочек;

- состояния эмоциональной  неудовлетворенности образуют стрессовый  комплекс в виде повышенной  раздражительности, нарушении сна,  подверженности испугам и семейным  переживаниям;

- перегрузки в  учебе или на работе способствуют  быстрым и стремительным родам  и отсутствию крика при рождении  девочек;

- нарушение сна  при беременности для мальчиков  чреваты обвитием пуповины вокруг  шеи при рождении, а для девочек  - быстрыми, стремительными родами.

Т.о. А.И. Захаров доказывает, что эмоциональный стресс при  беременности отрицательным образом  сказывается не только на последующем  здоровье ребенка, но и на самом течении  родов, порождая различные трудности, как со стороны матери, так и  со стороны ребенка. В этом смысле не менее патологичным оказывается и фактор нежеланности ребенка. “ У матерей нежеланных детей роды чаще всего бывают преждевременными, по принципу “ с глаз долой из сердца вон”, и масса тела новорожденных как правило ниже нормы...

При нежеланной беременности дети уже с самого начала физически  слабые с плохим аппетитом , часто и подолгу болеют. Нежеланные дети легко расстраиваются, повышенно обидчивы и капризны, беспокойно спят, много плачут и долго не могут успокоится”.. Наука только начинает постигать тонкости пренатального и родового процессов. Хотя знание об их влиянии на всю последующую жизнь существовало в интуиции человечества всегда. Это подтверждает древний эпос, мифология, в которых существовала традиция почтительного отношения к беременности, родам, пренатальному периоду.

Современные исследователи  психологии беременности ставят перед  собой задачу изучения факторов, оказывающих  влияние на развитие ребенка и  благополучие диады мать - дитя, эмоциональное  состояние беременных женщин, их изменения  в восприятии окружающего мира, отношение  к будущему ребенку, влияние взаимоотношений  с людьми на течение беременности.

Чувства матери влияли на развитие дочери поэтапно в процессе их взаимодействия начиная с беременности матери и кончая пубертатным возрастом дочери.

1. Если мать не  получала удовлетворения от своего  тела, а беременность доставляла  ей лишь дискомфорт и страдание,  ей хотелось скорейшего освобождения  от плода, то у дочери может  проявиться не только депрессия  и повышенная тревожность, но  и физиологические осложнения  беременности (токсикозы, угрозы  выкидышей и другое)

2. На этапе младенчества  решающее значение для развития  девочки имеет отношение матери  ко всем телесным проявлениям  младенца. Если мать осуществляла  полный контроль за ними в плане насильственного установления режима питания, сна, дефекации, не получала удовлетворения от телесного контакта с дочерью и не давала почувствовать его ребенку, то у дочери в последующем складывается весьма сложное отношение к собственному телу. Оно не воспринимается как свое, его проявления вызывают тревогу и недоверие, так как есть полная убежденность в невозможности самоконтроля ( « я не хозяйка своего тела, все , что с ним происходит , происходит помимо меня» ) Возникает острая потребность в контроле и оценивании извне . В данном случае беременная озабочена отслеживанием различных медицинских параметров, не уверена в нормальности своего состояния, на вопрос о самочувствии не может дать ясного ответа, так как оценки врача вызывают большее доверие, чем собственное самоощущение.

3. В пубертатный  период необходимым условием  дальнейшего развития становится  отделение ребенка от матери  и индивидуализация. Тому способствуют  телесные изменения: тело девочки  превращается в сексуально отзывчивое  тело взрослой женщины. Но на  процесс нормального отделения  и создания прочного образа  собственного Я влияют отношения  с матерью . Если мать не довольна собой как женщина, не способна принять свое взрослое тело и своего сексуального партнера, она не может сама отделить себя от ребенка и позволить это отделение дочери . Старается сохранить симбиотическое единство с целью прожить в ребенке свою жизнь заново, наверстать все упущенное . Именно поэтому такая мать продолжает контролировать все телесные проявления дочери, особенно сексуальные, подавляя и наказывая каждый всплеск индивидуальности и самостоятельности. При таком развитии внутренний образ наказывающей матери способствует актуализации у беременной чувства вины за сексуальные отношения с партнером, приведшие к зачатию и , как следствие , к непринятию ребенка как в период внутриутробного развития , так и в дальнейшем .Наступление первой беременности способствует появлению чувства глубокой биологической идентификации со своей матерью и в то же время позволяет закончить отделение от матери и индивидуализацию. Состоится ли это зависит от всех предыдущих этапов отношений, их нормального или патологического характера. В этот момент решается - станет ли беременность шагом к взрослому аутентичному Я , будет ли способствовать самоактуализации и личностному росту или же подтолкнет к патологичному пути развития - повторному проживанию чужих чувств , фиксаций , переносов .

Можно выделить следующие  уровни, на которых происходят значительные изменения во время столь сложного процесса как беременность: физиологический, эмоциональный, когнитивный, социальный, экзистенциальный.

Беременность по нашему определению является, прежде всего, экзистенциальной ситуацией, затрагивающей  все жизненные основания женщины, обуславливающей глубокие изменения  самосознания, отношения к себе, другим, миру. В самом деле, какой  еще момент в жизни человека приводит к столь глобальным одновременным  изменениям?

Меняется внешний  облик женщины, ощущения поступаемые от тела, ритмы его функционирования.

Изменяется социальная позиция женщины как в макро - так и в микро-сообществе; она уже не активный член социума, но кто же тогда - пациент? Уже не ребенок своих родителей, но еще и не мать, в ее отношениях с отцом ребенка требуются новые формы и роли, ей предписываются новые виды отношений с врачами и работниками социальных служб.

Ее захлестывают сильные эмоциональные переживания  иногда болезненные и пугающие, осложняющие  как отношения с другими, так  и процесс вынашивания ребенка (различные патологии беременности), течение родов и последующие  детско-родительские отношения, делая  их патологичными и деструктивными.

Изменяется и позиция  в мире; женщина чувствует себя причастной к акту творения, выходит  на уровень надличностных переживаний, становится Матерью (безусловно, данный уровень переживаний не всегда осознается, как таковой, однако он находит свое выражение в ощущении значительности собственной миссии и требовании признания этого факта от окружающих).

Все эти разнородные  процессы, по нашему мнению, находят  свое единое выражение в изменении  структуры и содержания значимых отношений женщины. Именно данный психологический  конструкт изменяется наиболее и  динамично. В качестве значимых нами выделены следующие отношения: отношение к себе (и в частности как очень важный аспект самоотношения отношение к собственному телу), к отцу ребенка, к вынашиваемому ребенку. Мы считаем, что эти три типа отношений более всего влияют на протекание беременности, родов, эмоциональное состояние женщины и благополучие ребенка. У женщин на протяжении всей беременности, которых сохраняется позитивное отношение к выделенным субъектам и высокая их оценка беременность и роды протекают без осложнений, не наблюдается послеродовой депрессии, в послеродовой период эти женщины довольно легко принимают на себя роль заботливой, любящей, понимающей матери.

В тех случаях, когда  наблюдается отрицательная динамика этих видов отношений (н-р собственное тело оценивается как становящееся все более безобразным, больным) течение беременности и родов осложняется, в послеродовой период наблюдаются трудности в установлении контакта с ребенком и низкая мотивация самой заботиться о нем.

Предварительное пилотажное исследование, проведенное с 50-ю  беременными женщинами в возрасте от 20 до 25 лет состоящими в браке  не менее двух лет и 50 -ю небеременными женщинами той же возрастной группы и так же состоящими в браке не менее двух лет показало, что у первой группы за семь месяцев, прошедших с момента первого опроса наблюдается значительная динамика выделенных типов отношений у второй же динамика или отсутствует или незначительная. Становится понятным, что время беременности является, с одной стороны, наиболее продуктивным для личностного роста и развития сложившихся отношений, с другой стороны, наиболее опасным для развертывания негативных жизненных сценариев и деструктивных отношений, как у матери, так и у ребенка.

Понятие “ отношение  “ используется нами в определении, данным Столиным (16) , как наиболее интегральный личностный смысл, осмысление объекта отношения в аспекте наиболее значимых деятельностей. Наиболее значимой деятельностью в данный момент является вынашивание ребенка и подготовка к его рождению. Таким образом, нас интересует как в процессе беременности изменяются оценки женщиной выделенных объектов отношений в плане их успешности в данной деятельности, каким образом влияет динамика отношений на протекание беременности , родов и ранних взаимоотношений с ребенком, что могут прояснить планируемые в дальнейшем исследования. 
 

Информация о работе Влияние различной музыки на внутреутробное развитие ребенка