Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:32, творческая работа
Эксперимент для экспериментальной психологии.Цель эксперимента: определить влияние потребления кофеина на показатели объема кратковременной памяти человека.
Гипотеза: потребление кофеина будет способствовать улучшению показателя объема кратковременной памяти.
Независимая переменная: потребление кофеина, а именно 150 мл кофе.
Зависимая переменная: объем кратковременной памяти.
Побочные переменные: время суток, время года.
Дополнительные переменные: физиологическое состояние испытуемых – усталость, самочувствие людей, а также пол, возраст, индивидуальные особенности испытуемых.
Формы контроля внешних переменных: константность условий, балансировка, контрбалансировка, рандомизация. Полную элиминацию в данном эксперименте произвести невозможно.
Введение
Цель эксперимента: определить влияние потребления кофеина на показатели объема кратковременной памяти человека.
Гипотеза: потребление кофеина будет способствовать улучшению показателя объема кратковременной памяти.
Независимая переменная: потребление кофеина, а именно 150 мл кофе.
Зависимая переменная: объем кратковременной памяти.
Побочные переменные: время суток, время года.
Дополнительные переменные: физиологическое состояние испытуемых – усталость, самочувствие людей, а также пол, возраст, индивидуальные особенности испытуемых.
Формы контроля внешних переменных: константность условий, балансировка, контрбалансировка, рандомизация. Полную элиминацию в данном эксперименте произвести невозможно.
Эксперимент был задуман и проведен для того чтобы выявить влияние потребления кофе на показатели объема кратковременной памяти и подтвердить различные исследования других ученых на данную тему.
В Лондонском центре проблем наркомании обследовали более 9 тысяч взрослых людей. Те, кто пил кофе показали лучшие результаты тестирования на ориентацию в пространстве, словесную память и скорость реакции, чем те кто кофе не употреблял.
В Голландии, ученые также пришли к выводу, что кофеин обостряет память. В Лимбургском университете группе испытуемых давали препарат оказывающих подавляющее воздействие на долгосрочную и краткосрочную память. У людей, регулярно потребляющих кофеин, память восстановилась практически полностью. Часть испытуемых выпивавшая 2-3 чашки кофе легко вспоминали информацию из долгосрочной и краткосрочной памяти, скорость чтения и ориентация в пространстве почти не отличалась от той части группы, которой препарат не давали.
Как считают ученые обострение памяти под влиянием кофеина связано с ростом активности ацетилхолина — медиатора памяти, что в свою очередь вызвано тем, что кофеин блокирует аденозин.
Итальянские ученые пришли к тем же выводам. В их опытах, кофеин обострял память подопытных животных, помогая им быстрее и лучше запоминать путь из лабиринта. Но итальянские ученые считают, что механизм улучшения памяти не связан с блокированием кофеином аденозина.
В свою очередь ученые из
американского университета Южной
Флориды выяснили, что ежедневное
употребление двух чашек кофе помогает
сохранять твердую память, а также
предупреждает заболевание
В кофейном зерне объединены самые различные органические вещества: кофеин, тригонеллин, белок, хлорогеновая кислота, минеральные соли. Эти вещества составляют примерно 25% массы сырого зерна, остальное — это клетчатка, кофейное масло и вода.
1. Кофеин — растительный алкалоид, содержится в зёрнах кофейного дерева, а также в чае, мате, гуаране, коле и др. Действие кофеина на центральную нервную систему было изучено академиком Павловым и его сотрудниками, доказавшими, что кофеин усиливает и регулирует процессы возбуждения в коре головного мозга. В соответствующих дозах он усиливает положительные условные рефлексы, повышает двигательную активность, умственную и физическую работоспособность, ослабляет усталость, сонливость. В больших дозах вызывает истощение и со временем зависимость — кофеинизм. В очень же больших дозах (среднесмертельная доза — 10 грамм) вызывает смерть. Его широко используют во многих легких напитках, таких как кока-кола, пепси-кола, и лекарственных препаратах для повышения аппетита и бодрости, при простудных заболеваниях, бронхиальной астме и т.д.
2. Тригонеллин — вещество, благодаря которому кофе обладает неповторимым ароматом. Тригонеллин при обжаривании разлагается с образованием большого количества никотиновой кислоты (витамин PP), дефицит которого приводит к заболеванию пеллагрой. Благодаря кофе в беднейших районах Южной Америки, где население страдает от постоянного недоедания, пеллагра практически не встречается.
3. Хлорогеновая кислота встречается только в кофейных зёрнах. Содержание её (от 4% до 8%) зависит от сорта кофе. При обжаривании хлорогеновая кислота распадается, образуя другие органические продукты, которые придают кофе специфический, немного вяжущий привкус. Наличие в кофе других различных кислот, таких как лимонная, яблочная, уксусная и кофейная положительно влияет на деятельность желудка и улучшает пищеварение — это заметили ещё древние врачеватели.
4. Танины — сложные органические вещества, которые придают кофе привкус горечи. Молоко или сливки, добавленные в кофе, снижают его горечь, так как имеют свойство связывать танины.
5. Витамин Р укрепляет стенки сосудов. Одна чашка кофе содержит до 20% дневной нормы этого витамина. Кроме этого, в кофе обнаружены кальций, калий, фосфор и железо.
Методика
Испытуемые
Случайным образом были набраны две группы испытуемых, каждая по 15 человек, в возрасте от 22 до 30 лет, всего – 13 женщин и 17 мужчин, группы были рандомизированы. Была проведена балансировка, одна группа – экспериментальная, на неё производилось воздействие, вторая – контрольная, на неё воздействие не производилось.
Материал
Крепкий кофе, приготовленное из кофейных зерен, чашки.
Оборудование
Для оценки объема кратковременной памяти используется методика Джекбсона, подробнее в приложении. Ручки, листики бумаги для фиксации ответов испытуемым. Исследование проводилось в тихом помещении, где не было посторонних звуков, отвлекающих предметов, таких как телевизор, картины и пр., освещение в помещении было дневное, для обеих групп были созданы константные условия, которые оставались неизменными на протяжении всего эксперимента, это находилось под строгим контролем экспериментатора. Испытуемые не знали, что принимают участие в эксперименте, им было предложено просто проверить их память.
Процедура
Экспериментальную группу пригласили в помещение, предложили присесть, познакомится и выпить чашечку кофе(150 мл.). После того как испытуемые выпили кофе прошло 10 минут и экспериментатор предложил им проверить объем памяти. Была дана инструкция «Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде «Пишите!», запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!» Далее, произвели исследование объема кратковременной памяти с помощью методики Джекобсона.
На следующий день контрольную группу пригласили в помещение, предложили присесть, познакомится. Экспериментатор предложил им проверить объем памяти. Была дана инструкция «Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде «Пишите!», запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!» Далее, произвели исследование объема кратковременной памяти с помощью методики Джекобсона.
Таким образом, на экспериментальную группу производилось воздействие, а на контрольную – нет.
Экспериментатор следовал классическому плану эксперимента, предложенный Кэмпбеллом.
1. Экспериментальная группа |
R Х О1 |
2. Контрольная группа |
R О2 |
Здесь R— рандомизация, Х— воздействие, О1 — тестирование первой группы, О2 — тестирование второй группы.
Результаты
Сырые результаты по группам испытуемых представлены в таблице 1.
Таблица 1 «Сырые результаты по исследованию объема кратковременной памяти»
Экспериментальная группа |
Результат |
Контрольная группа |
Результат |
Андрей Д. |
5 |
Елена С. |
3 |
Владимир Г. |
5 |
Александр Т. |
3 |
Татьяна Л. |
5 |
Ирина П. |
4 |
Екатерина М. |
6 |
Максим Л. |
4 |
Инна Н. |
6 |
Наталья Д. |
4 |
Михаил М. |
7 |
Настя Я. |
5 |
Игорь И. |
7 |
Надя Л. |
5 |
Валерия П. |
7 |
Любовь В. |
5 |
Виктория Н. |
8 |
Евгений П. |
6 |
Карина Ч. |
8 |
Екатерина П. |
6 |
Ольга П. |
8 |
Александр М. |
6 |
Ольга Ш. |
9 |
Вероника Г. |
7 |
Юлия К. |
9 |
Мария Д. |
8 |
Яна З. |
9 |
Кристина П. |
8 |
Кирилл В. |
10 |
Анна М. |
9 |
Графически отобразив результаты групп, можно проследить тенденцию увеличения показателя объема кратковременной памяти у экспериментальной группы (рисунок 1). Следует обратить внимание, что показатели объема кратковременной памяти у экспериментальной группы выше, чем к контрольной.
Рисунок 1 «Графическое отображение уровней кратковременной памяти у групп испытуемых»
Так же на рисунке 2, если сравнивать средние значения объема кратковременной памяти обеих групп, то мы видим, что средние значения у экспериментальной группы выше, чем средние значения у контрольной группы.
Рисунок 2 «Средние значения объемов кратковременной памяти у групп испытуемых»
Вывод: Можно сделать вывод о том, что потребление кофеина влияет на объем кратковременной памяти, и употребляя кофеин в небольших количествах мозг человека имеет большую способность запоминать и воспроизводить информацию.
Используемые источники информации
Экспериментальная психология.
Условия проведения эксперимента с
сайта http://www.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Цель исследования: определить объем кратковременного запоминания по методике Джекобсона.
Материал и оборудование: бланк с четырьмя наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер.
Процедура исследования
Исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой из 8 – 16 человек. Оно состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов следующих цифровых рядов.
Первый набор |
Второй набор |
|
|
Элементы ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2–3 с по команде «Пишите!» испытуемые на листе для записей воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6–7 мин.
Инструкция испытуемому: «Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде «Пишите!», запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!»
Обработка результатов
В процессе обработки результатов исследования необходимо установить:
Пк – обозначение объема кратковременной памяти,
А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;
С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А;
n – число серий опыта, в данном случае – 4.
Анализ результатов
Для анализа результатов пользуются следующей оценкой уровней объема кратковременного запоминания:
Шкала оценки уровня кратковременного запоминания | |
Коэффициент объема памяти (Пк) |
Уровень кратковременного запоминания |
10 |
очень высокий |
8–9 |
высокий |
7 |
средний |
6–5 |
низкий |
3–4 |
очень низкий |
Анализируя результаты исследования,
важно обратить внимание на крайние
варианты получаемых уровней запоминания.
Запоминание, равное 10, как правило,
является следствием использования
испытуемым логических средств или
специальных приемов
Информация о работе Влияние потребления кофеина на показатели объема кратковременной памяти человека