Влияние особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:47, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить влияние темперамента на поведение человека в конфликтной ситуации и на выбор стратегии поведения в конфликте. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать литературные источники по данным проблемам;
подобрать методики для исследования;
выявить тип темперамента, поведенческие особенности (такие, как агрессивность и коммуникативный контроль), стили поведения в конфликте;
установить влияние темперамента на агрессивность, коммуникативный контроль и выбор стратегий поведения в конфликте.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы личностных детерминант конфликтного поведения 7
1.1 Современное состояние изучения психологии конфликта. 7
1.2 Стили поведения личности в конфликтной ситуации. 18
1.3 Психологические теории темперамента 27
Вывод по 1-ой главе 37
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации 40
2.1 Методический инструментарий и ход исследования. 40
2.2 Анализ полученных результатов 46
Вывод по 2-ой главе 52
Заключение 54
Список литературы 57
Приложения 59

Работа содержит 1 файл

Влияние особенностей темперамента.doc

— 338.00 Кб (Скачать)

        Компромисс  часто является удачным отступлением или даже последней возможностью прийти к какому-то решению. Мы можем  выбрать этот подход с самого начала, если мы не обладаем достаточной властью  для того, чтобы добиться желаемого, если сотрудничество не возможно, и если никто не хочет односторонних уступок.

        Таким образом, конфликт – это сложное, но необходимое социальное явление. Каждый конфликт по-своему уникален, неповторим по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и  последствиям. У всякого конфликта есть некая стандартная схема развития. Эффективное решение проблемы, приведшей к конфликтной ситуации, требует от каждого субъекта ясного представления об общей природе и специфике данного типа конфликта, осмысленного стиля поведения, выбранного с учетом стилей, используемых другими сторонами.

    1.3 Психологические  теории темперамента

 

       ТЕМПЕРАМЕНТ (лат.  Temperamentum - надлежащее соотношение черт от  tempero - смешиваю в надлежащем состоянии) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. [23].

       Темперамент- качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе  генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент относится к биологически  обусловленным подструктурам личности.

       Когда говорят  о темпераменте, то имеют  в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

       Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическим особенностями человека [26].

       Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и  во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

       К свойствам темперамента относятся  индивидуальные особенности, которые

  1. регулируют динамику психической деятельности в целом;
  2. характеризуют особенности динамики  отдельных психических процессов;
  3. имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;
  4. находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;
  5. однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

       Пользуясь определенными признаками, можно с достаточной определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности [21].

       Создателем  учения о темпераментах считается  древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных “соков” жизни, - крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, - входящих в его состав. Исходя из его учения, врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате “De temperamentum”. Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые в наше время пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. sanguis - “кровь”), флегматика (от греч. - phlegma - “флегма”), холерика (от греч. chole - ”желчь”), и меланхолика (от греч. melan chole - “черная желчь”). Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий [26].

       Оригинальная  концепция о связи между физиологическими и психическими процессами разрабатывается последователями И.П.Павлова в школе П.К.Анохина. Основу которого составляет утверждение, что между физиологическими процессами, с одной стороны, и психическими процессами с другой, "вклиниваются" еще " процессы организации физиологических процессов", или " системных информационных процессов" или психики [21]. Систематизируя типы нервной системы в 1935г., И.П.Павлов выделил некоторые фундаментальные  свойства нервных процессов - возбуждения и торможения. К этим свойствам относятся сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.

       Сила  возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения.

       Сила  торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.

       Уравновешенность - равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит  силу другого.

       Подвижность - нервных процессов- проявляется в быстроте  перехода одного нервного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является  быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот.

       Инертность- противоположность подвижности. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.

       Выделенные  И.П.Павловым типы нервной системы  не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют 4 классическим типам темперамента [21]:

  1. сильный, уравновешенный, подвижный - сангвиник;
  2. сильный, уравновешенный, инертный - флегматик;
  3. сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения - холерик;
  4. слабый тип- меланхолик.

         Павловская типология  получила дальнейшее развитие в работах  ряда советских исследователей (А. Г. Иванова - Смоленская, В. К. Федоров, В. К. Красуский и др.).

          Многолетнее экспериментальные  исследования, проведенные в школе Б. М. Теплова - В. Д. Небылицына, показали, что проявления каждого из основных свойств нервной системы образует некий синдром, т.е. совокупность коррелирующих друг с другом показателей.

          Впервые мысль о  существовании общих и частных  свойств нервной системы у человека была высказана Б.М.Тепловым еще в 1956г. Он писал, что "у человека менее всего можно ожидать полного совпадения типологических параметров в разных анализаторах, а также в первой и второй сигнальных системах " [29].

         В настоящее время  не существует единого мнения относительно структуры психодинамических свойств  человека.

         Темперамент является центральным образованием психодинамической организации человека. Л.С.Выготский [21] к темпераменту относил особенности склада всех прирожденных и наследственных реакций, наследственностью конституцию человека. Согласно его представлениям, темперамент - это та сфера личности, которая обнаруживается в инстинктивных, эмоциональных и рефлекторных реакциях человека. Л.С.Выготский выделил две основные характеристики темперамента: 1)телесную выразительность; 2)характер и темп движения.

         Б.Г.Ананьев относил  к темпераменту те "индивидуальные особенности организма", которые определяются деятельностью "двигательных органов, органов чувств и всего нервно-мозгового аппарата" [21]. Он рассматривал темперамент как "совокупность физиологических и психических особенностей человека" . В качестве ведущих характеристик им были выделены сила, скорость и устойчивость психических процессов. Другими важнейшими показателями темперамента он считал чувствительность и впечатлительность человека, особенности переживания человеком собственных поступков и действий.

         В последние годы весьма продуктивные исследования проблемы темперамента проводятся в школе В.С.Мерлина. Автор отмечает, что "свойства темперамента представляют собой определенную динамическую систему" и далее: "свойства темперамента можно определить также как энергетическую характеристику психических свойств" [20]. Основными показателями темперамента, по Мерлину, являются: эмоциональная возбудимость, возбудимость внимания, сила эмоций, тревожность, реактивность непроизвольных движений (импульсивность), активность волевой целенаправленной деятельности, пластичность - ригидность, резистентность и субъективация. В связи с этим, по мнению В.С.Мерлина, нельзя изучать отдельные его свойства, не соотнося их с определенными свойствами.

         Каждый тип темперамента представляет собой специфическое  и постоянное отношение между свойствами, т.к. составляющие его свойства могут быть у разных людей одного и того же типа не вполне одинаковыми .

         Итак, каждое отдельное  свойство темперамента обеспечивает приспособление определенного индивидуума к специфическому широкому кругу условий и требований деятельности, соотношение свойств необходимо для успешного приспособления любого человека, независимо от его индивидуальности.

       В.М.Русаловым  темперамент рассматривается как  система формальных поведенческих  изменений, отражающих различные блоки функциональной системы в понимании П.К. Анохина [21]. Число измерений и их содержание соответствует 4-х блоковой структуре функциональной системы:

       1. афферентный синтез соответствует  эргичности;

       2. блок программирования — пластичности;

       3. блок исполнения — темпу;

       4. обратная связь — эмоциональной  чувствительности.

       Каждое  измерение состоит из двух подызмерений:

       1. объективно ориентированного;

       2. субъективно ориентированного (или  коммуникативного).

       Они связанны с двумя главными сферами взаимодействия человека со средой: с предметным миром и обществом. Соответственно, выделяются следующие 8 параметров темперамента (в авторской терминологии):

       1. Предметная эргичность характеризуется уровнем потребности в освоении предметного мира, жаждой деятельности, стремлением к умственному и физическому труду, стремлением вовлеченности в трудовую деятельность.

       2. Социальная эргичность — уровень потребности в социальных контактах, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, вовлеченность в социальную деятельность.

       3. Пластичность — степень легкости переключения с одного предмета деятельности на другой, быстрота перехода с одних способов мышления на другие, в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.

       4. Социальная пластичность — степень легкости переключения в процессе общения с одного человека на другого, склонность к разнообразию коммуникативных программ, разнообразию количества готовых (неосознаваемых, импульсивных) форм социального

     контакта.

       6. Темп — скорость выполнения отдельных операций, быстрота предметно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

       7. Социальный темп — скоростные характеристики двигательных актов в процессе общения (скорость речи при общении и т.д.)

Информация о работе Влияние особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации