Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:43, курсовая работа
Музыка присутствует в жизни каждого человека. С ней могут быть связаны как негативные, так и позитивные воспоминания. Различные музыкальные композиции влияют на эмоциональное состояние человека Данная проблема мало изучена на территории нашей страны и поэтому она является актуальной.
В процессе исторического развития общества восприятие музыки, являющееся одним из компонентов музыкальной культуры, не могло оставаться неизменным. Очевидно, что в прошлом люди слушали и слышали музыку иначе, чем сейчас. На протяжении всей своей многовековой истории человечество стремилось проникнуть в тайны звуков окружающего мира и использовать их в собственных интересах .
Введение
Глава 1.Психофизеологические аспекты восприятия звука...……………...5
1.1.Слуховая система человека…………………………….……….….......….5
1.2.Психология восприятия музыки……………………….………………....11
Глава 2.Эмоции. Влияние музыки на эмоциональную сферу личности. Экспериментальное исследование………………….…..……..……………...16
2.1.Влияние музыки на эмоции……………………….………………………16
2.2.Эксперементальное исследование влияния музыки на эмоциональное состояние личности……………………………………….…………………....26
Заключение…………………………………………………………………..….28
Список литературы…………………………………………………………..…29
Приложение
Путь электрических импульсов от периферического чувствующего рецептора к слуховой коре больших полушарий головного мозга содержит 3-5 уровней переключения (переключательных станций) и не менее трёх перекрестов.
После переключения на клетках кохлеарных ядер электрические импульсы поступают к следующему клеточному скоплению, так называемым ядрам верхней оливы.
Первый перекрёст слуховых путей: меньшая часть волокон остаётся в пределах полушария, на стороне которого расположен периферический слуховой рецептор, а большая часть идёт в противоположное полушарие головного мозга. В области основания мозга, где располагается данный перекрёст, имеется ещё одна группа ядер – ядра трапециевидного тела, где также осуществляется частичное переключение волокон клеток кохлеарных ядер. Небольшая часть этих волокон направляется, не переключаясь, в средний мозг, заканчиваясь на клетках нижних холмов. Сюда же приходит значительная часть перекрещенных и не перекрещенных волокон из ядер верхней оливы. Следует отметить, что часть последних дополнительно переключается в группе мелких ядер, расположенной по ходу пучка проводящих волокон, называемых волокнами боковой петли.
Подавляющее большинство волокон от клеток кохлеарных ядер переключается на клетках нижних холмов, после чего волокна следующего порядка либо переходят в противоположное полушарие (второй перекрёст), либо идут непосредственно к ближайшим подкорковым слуховым центрам –медиальным коленчатым телам. Считается, что только очень небольшая часть волокон проходит мимо нижних холмов, не переключаясь в них, и заканчивается прямо в медиальном коленчатом теле.
Практически все волокна, идущие от нижележащих слуховых центров, переключаются в медиальном коленчатом теле, отростки клеток которого идут к слуховым зонам коры данного полушария головного мозга. Следующий, третий перекрёст волокон осуществляется уже на корковом уровне. Здесь часть волокон в составе мозолистого тела, объединяющего полушария мозга, идёт на противоположную сторону, в первичную проекционную зону коры. Помимо описанных выше «прямых» связей, определяются контакты с другими отделами мозга. Установлены достаточно чёткие связи кохлеарных ядер и ядер трапецевидного тела с двигательными ядрами слухового и тройничного нервов. Здесь следует специально подчеркнуть, что от тел клеток этих черепно-мозговых нервов отходят отростки, иннервирующие мышцы среднего уха. Известны связи кохлеарных ядер, верхней оливы и боковой петли с ретикулярной формацией ствола мозга – мощной активирующей системой. Значительная часть волокон идет от среднего мозга в мозжечок и в спинной мозг, а также к различным двигательным ядрам. Среди последних особый интерес представляют ядра, связанные с управлением сложной координированной активностью звукопроизводящего аппарата – мышц гортани, языка, жевательных и мимических мышц. Известны связи с так называемыми эмоциогенными зонами мозга – теми зонами, электрическое раздражение которых вызывает эмоциональные реакции (веселость, страх т.д.) или обуславливает изменение настроения (подавленность, приподнятость и т.д.). В переднем мозге слуховые связи необыкновенно широки. Здесь можно назвать моторную, лобную, ассоциативную и височно-затылочную кору.
Это далеко не полный перечень связей, по которым слуховая информация поступает к различным отделам мозга. Можно без преувеличения сказать, что «слышит» весь мозг.
Другие зоны мозга, куда поступает акустическая информация, изучены мало, и не входят в определение «слуховой системы». Точная локализация и ход идущих к этим зонам мозга «диффузных» слуховых путей неизвестны, функциональная их роль не установлена. Наука не сделала ещё решительного шага за пределы «классических» слуховых путей, и не располагает достаточно обоснованными данными о роли различных зон мозга в процессе анализа и интеграции слуховой информации.
Оценка функций слуховой системы.
Во всяком процессе отражения передача воздействия от отражаемого к отражающему (воспринимающему) объекту происходит в форме сигнала. Передача этого сигнала осуществляется в определенной среде. Следовательно, рассмотрение процесса отражения должно включать в себя в первую очередь анализ взаимодействия трех компонентов: отражаемого, отражающего (воспринимающего) и среды. Именно поэтому наиболее перспективным подходом к оценке функции слуховой системы оказывается тот, в котором учитываются свойства и взаимодействие всех трех компонентов слухового восприятия. Это, во-первых, звук как физическое явление и начальный элемент акустической связи. Это, во-вторых, среда, в которой распространяется данный звук, в свою очередь, состоящая из множества звуков различного происхождения. И, наконец, третий компонент – слух, являющийся результатом совместной деятельности слуховой воспринимающий и мозговой анализирующей и интегрирующей систем.
Рис.1 Основные компоненты системы акустической коммуникации.
Источник Сигнала |
Собственные свойства |
Свойства посторонних источников | |||||||||
Физический Процесс (звук) |
Звуковая среда |
Воспринимающие Структуры | |||||||||
|
рецептор |
центр |
Регуляторные механизмы | ||||||||
|
слух |
||||||||||
Локомо-ция |
Арти- куля- ция |
Ощущение |
Образ |
Слуховая память | |||||||
Движение |
Поведение |
Слух, как конечное звено линии
акустической связи, равно как и
обусловленное им специфическое
поведение и, в частности, звукопродукция
(голос), управляется и координируется
многими сложными механизмами мозга.
Без учета последних не может
рассматриваться понятие о
Согласно теории отражения, полнота отражения предметов и явлений окружающего мира предопределены свойствами и особенностями отражающих (воспринимающих) систем. Очевидно, что каким бы множеством свойств не обладал отражаемый объект, его внутреннее разнообразие не будет представлено в системе, способной воспринимать только одно или несколько его свойств. Из этого следует вывод, что для более адекватного отражения необходима высокоорганизованная сложная система, состоящая из множества элементов, способных воспринимать различные свойства воздействия.
Сигналы, поступающие в мозг от
периферического слухового
Речевой и музыкальный опыт приобретается
человеком на протяжении всей жизни
– это многократно услышанная,
повторенная и закрепленная в
памяти последовательность звуков. Благодаря
использованию накопленных в
памяти моделей человек конструирует
речь. Применяя заученные музыкальные
фразы, он может петь «про себя» и
даже «воссоздавать» те известные ему
части музыкального произведения, которые
по каким-либо отвлекающим обстоятельствам
не были услышаны в определенном музыкальном
контексте. Известно, что концентрация
внимания способствует усвоению и воспроизведению
любого звукового материала. Чем
важнее для человека то, что он слушает
тем эффективнее он выделяет необходимый
ему сигнал на фоне шума. Иногда даже
смысл звукового сообщения в
значительной мере предопределяется тем,
что человек хочет или
Если ощущения представляют собой отражения отдельных свойств предметов при непосредственном контакте с ними, то восприятие отражает все свойства предметов в целом, при этом отдельные ощущения упорядочиваются и объединяются. Слушая музыкальное произведение, мы не воспринимаем отдельно его мелодию, ритм, тембр, гармонию, но воспринимаем музыку целостно, обобщая в образе отдельные средства выражения.
1.2. Психология восприятия музыки.
Музыкально-слуховая деятельность детально исследована в отечественной и зарубежной литературе. Этой проблеме посвящены монографии А.Г.Костюка, Е.В. Назайкинского, В.Д.Остроменского, Г.С.Тарасова, работы В.М.Авдеева, С.Н.Беляевой-Экземплярской, А.Л.Готсдинера, Г.Н.Кечхуашвили, В.Н.Тавхелидзе, В.М.Цеханского. Наиболее полно обзор исследований в этой области приводится в докторской диссертации Е.В.Назайкинского, кандидатской диссертации З.Г.Казанджиевой-Велиновой и др.[17][29]
Как слушатель в деталях и в целом воспринимает музыкальное произведение, развивающееся в виде специфического звукового процесса: каковы психологические предпосылки, обеспечивающие художественное эстетическое переживание, понимание, оценку, адекватность восприятия композиторскому и исполнительскому замыслу; как закономерности восприятия отражаются в музыкальном языке и в строении конкретных произведений; каковы психологические механизмы взаимосвязей музыки и действительности- эти и аналогичные проблемы и составляют основной предмет психологии музыкального восприятия.
Музыкально-слуховая деятельность осуществляется на двух уровнях –перцептивном, связанном с восприятием музыки и на апперцептивном, связанном с её представлением.
Лишь многократное восприятие музыки позволяет человеку сформировать полноценный целостный образ произведения.
Как свидетельствуют данные исследования В.Д.Отроменского , в процессе многократного восприятия музыки происходит постоянное совершенствование слуховых действий, степени их координации.[33]
В течение первоначального восприятия- «ознакомления» содержанием музыкально-слуховой деятельности является ориентировочный охват всего произведения, выделение отдельных фрагментов. В процессе повторного восприятия – «просветления» в структуре деятельности начинают доминировать прогнозирование и предвосхищение на основе ранее сформированных представлений. Слушатель сопоставляет звучащее с ранее воспринятым, с собственными сенсорными эталонами. На этой стадии происходит свертывание ранее освоенных музыкальных структур. Наконец, в процессе последующего восприятия – «озарения» на основе углубленного анализа через синтез происходит рационально – логическое освоение музыкального материала, всестороннее постижение и переживание его эмоционального смысла. Бесспорно, выявленные В.Д.Остроменским интересные закономерности динамики развития восприятия музыки школьниками, не могут служить обобщенной моделью музыкального восприятия в целом. Профессиональные, возрастные, образовательные факторы накладывают существенный отпечаток на динамику развертывания музыкально-слуховой деятельности: профессионалу достаточно однократного прослушивания музыки для того, чтобы составить полное представление о ней, неподготовленному же любителю недостаточным могут показаться и три прослушивания.
Исследования А.Л.Готсдинера, Е.В.Назайкинского, В.М.Теплова, посвящены изучению стадиальности развития музыкального восприятия в раннем возрасте. [30][14][74]
Однако важная в методологическом отношении идея процессуальности, стадиальности восприятия получила в работе В.Д.Остроменского хорошее экспериментальное воплощение. Эта идея поддерживается большинством российских исследователей.
Так, А.Н.Сохор выделяет: 1) стадию возникновения интереса к произведению, которое предстоит услышать, и формирования установки на его восприятие, 2)стадию слушания, 3) стадию понимания и переживания, 4)стадию интерпретации и оценки, подчеркивая, что деление это условно, поскольку последовательность стадий может меняться, одна стадия может сливаться с другой. Понимание, оценка и переживание часто протекают слитно, нерасчлененно.[44]
З.Г.Казанжиева–Велинова выделяет три основные стадии: докоммуникативную, связанную с формированием готовности слушать, коммуникативную, отражающую реальный процесс восприятия музыки, и пост коммуникативную, связанную с осмысливанием произведения после окончания его звучания. [17]
Большое значение всеми исследователями
придаётся первой стадии музыкально
слуховой деятельности, содержанием
которой является формирование установки
– готовности к восприятию. Установка
в значительной степени от слушательских
ожиданий и от ситуации музыкального
восприятия. По-разному люди воспринимают
музыку в условиях концерта и, слушая
её по радио или по телевидению, индивидуально
или испытывая эффект эмоционального
влияния и присутствия других
людей. С различной установкой воспринимают
музыку композитор, исполнитель, музыковед.
Установка определяется отношением
к данной музыке, социально-психологическими
и индивидуально-
Как свидетельствуют данные исследования З.Г.Казанжиевой – Велиновой, решающими в формировании установок оказываются обще музыкальные характеристики, связанные с отношением к музыке в целом, музыкальными интересами, вкусами, предпочтениями, жанровыми ориентациями.[17]
Установка в значительной степени
детерминирована и
Восприятие музыки и музыкальное переживание.
Центральным звеном всего процесса музыкально-слуховой деятельности является переживание музыки.
Информация о работе Влияние музыки на эмоциональное состояние личности