Влияние личных качеств на выбор профессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:15, реферат

Описание работы

В современном обществе актуально и остро встает проблема психологической помощи людям в выборе профессии. Выбор профессии – это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которого зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Он осложняется тем, что в настоящее время насчитывается более 40 тысяч профессий, при этом примерно 500 из них ежегодно исчезают и почти столько же появляется новых. Выбор профессии осложняется ещё и тем, что профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным препятствием развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усреднённого ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларированные методы, без представления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Подходы к проблеме выбора профессии……………………………………4
Личностные характеристики как фактор выбора профессии………………8
Самооценка как ведущий фактор выбора профессии……………………..11
Вывод ……………..…………………………………………………………...…13
Использованная литература…………………………………………………….14

Работа содержит 1 файл

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ.doc

— 74.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: «ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение...................................................................................................................3

    1. Подходы к проблеме выбора профессии……………………………………4
    2. Личностные характеристики как фактор выбора профессии………………8
    3. Самооценка как ведущий фактор выбора профессии……………………..11

Вывод ……………..…………………………………………………………...…13

Использованная литература…………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном обществе актуально и остро встает проблема психологической помощи людям в  выборе профессии. Выбор профессии  – это не одномоментный акт, а  процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которого зависит  от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Он осложняется тем, что в настоящее время насчитывается более 40 тысяч профессий, при этом примерно 500 из них ежегодно исчезают и почти столько же появляется новых. Выбор профессии осложняется ещё и тем, что профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным препятствием развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усреднённого ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларированные методы, без представления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой.

Отрицательные последствия  необоснованного выбора профессии  начинают сказываться уже в период обучения в профессиональных учебных заведениях. В большинстве случаев  мотивами выбора профессии являются:

- 25% учащихся выбирают  профессию по совету друзей;

- 17% по совету родителей;

- 9% руководствуются случайными  факторами (например, территориальной  близостью учебного заведения);

- 10% учащихся выбирают  профессию под влиянием СМИ;

- остальные руководствуются  интересом к содержанию труда.

 

  1. ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

 

Существуют  различные варианты определения  понятия "выбора профессии", однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явлений выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой стороны - то, что выбирают (объект выбора). И субъект и объект обладают огромным выбором характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии. «Жизнь прожить – не поле перейти», - говорит народная мудрость. И это, можно понять, как обычное, «не лишнее» указание на особую сложность и трудность задачи выбора профессии, построение жизненного пути, неполную предсказуемость возможных событий.

В целом по итогам развития ребенка в школе результатом педагогического руководства его профессиональным самоопределением должна быть готовность к выбору профессии, обдумывание, придумыванию, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. Результатом заключительного цикла профессионального самоопределения школьникам (как деятельности его самого) является его личный профессиональный жизненный план (или, что ближе к реальности, план профессионального «старта» и ближайших вслед за ним шагов). Всё это обрамлено юношескими мечтаниями, фантазиями о будущем, что естественно и полезно. Важным и необходимым результатом деятельности самоопределения является и отчетливое сознание того, что «я сам» выбрал профессию (а не так, что «меня заставили»).

Среди этапов профессионального  развития, этап выбора профессии имеет наибольшее значение. Практически все теории профессионального развития имеют своей целью предсказание следующего: направление профессионального выбора, построение карьерных планов и др.

В психологической литературе существуют разнообразные подходы к определению психологических факторов принятия решения о выборе профессии. Ряд исследователей придерживается точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. Профессиональное самоопределение рассматривается при этом как процесс развития субъекта труда. В контексте понимания профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность. Ряд авторов придерживается взгляда на выбор профессии как на частный случай социального самоопределения, т.е. выбор профессии – социально заданное явление, определяемое, прежде всего, социальными характеристиками профессии.

Наиболее продуктивным является подход к выбору профессии как одному из важнейших событий в целостном жизненном определении человека. Выбор профессии связан с прошлым опытом личности, а процесс профессионального самоопределения простирается далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа «Я» человека, определяя течение его жизни. Такой подход построен на учете широкого спектра факторов, влияющих на выбор профессии, позволяя сделать акцент на временном аспекте – на прошлом и будущем человека. Такой подход также акцентирует внимание на активность субъекта в процессе выбора профессии, который и определяет, какие факторы доминируют в этот ответственный период жизни.

Рассматривая выбор  профессии как систему субъективно-объективных  отношений, необходимо остановиться на характеристике как самого объекта  выбора профессии – того, что выбирают и субъекта – выбирающего.

Традиционно общая схема  описания профессии подразумевает 4 аспекта:

- социально-экономический  (краткая история профессии, её  роль в системе народного хозяйства,  сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате, престижности профессии);

- производственно-технический  (данные о технологическом процессе, объекте, орудиях труда, рабочем  месте, формах организации труда);

- санитарно-гигиенический  (информация о климатических условиях, характере освещения и других санитарных факторах, режиме и ритме труда, медицинских противопоказаниях);

- психофизический (требования  профессии к особенностям психических  процессов и свойствам личности).

  Е.А. Климов намечает  восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор:

 1) позиция старших, семьи:

Очень часто родители предоставляют ребёнку полную свободу  выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребёнка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на их помощь при поступлении в какое-либо учебное заведение;

2) позиция  сверстников:

дружеские отношения  старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено. Именно позиции микрогруппы может стать решением в профессиональном самоопределении;

3) позиция школьного  педагогического коллектива (учителя, классного руководителя и т.д.):

Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, всё время анализирует интересы, склонности, помыслы и т.д.;

  4) личные  профессиональные и жизненные планы:

В поведении и жизни человека представления о ближайшем и  отдалённом будущем играют очень  важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека;

5) способности  и их проявления:

способности, таланты  учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учёбе, но и ко всем другим видам общественно  ценной активности;

6) притязание на общественное  признание;

7) информированность о той или иной профессиональной деятельности;

8) склонности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАК ФАКТОР ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

 

В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности); способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определённом виде деятельности); темперамент; характер. 

Эти факторы часто относятся  к субъективным. Следующая группа факторов (их можно назвать объективными) включает в себя: уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья, информированность о мире профессий. Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое место занимают такие факторы, как способности. Часто проблему способностей связывают с одарённостью, но такого уровня развития способностей требует от индивида лишь незначительное число профессий.

 К личностным характеристикам  относятся:

1) способности (общие  и специальные); 2) физическое развитие; 3) волевые качества; 4) интересы; 5) склонности; 6) самооценка, самосознание; 7) характер; 8) темперамент; 9) приспособляемость  и т.д.

Способности – индивидуально  психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, лёгкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками. Но сами способности не сводятся к знаниям и умениям. Исследованиями установлено, что способности – прижизненные образования, что их развитие идет в процессе жизни, что среда, воспитание активно формируют их.

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и её динамическим особенностям определённые требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности, сангвиники - для организаторской деятельности, меланхолики – для творческой деятельности в науке и искусстве, флегматики – для планомерной и плодотворной деятельности. Роль темперамента в выборе профессии заключается в  том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциональными факторами.

Существуют 4 пути приспособления темперамента к требованиям деятельности:

  1. профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности;
  2. 2-ой путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы;
  3. заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов;
  4. основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности – формирование её индивидуального стиля.

Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных, приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм); 3) к делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость); 4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень неустойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Характер человека –  это сплав врожденных свойств  высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными  чертами. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой. К первой группе относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Информация о работе Влияние личных качеств на выбор профессии