Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 09:06, курсовая работа
Проблема лидерства активно изучается уже более 50 лет. В настоящее время для практиков и теоретиков доступны сведения о более чем несколько десятков тысяч независимых исследований только за указанный период. Однако до сих пор не сформулированы единые однозначные критерии, позволяющие выделить эффективных и неэффективных лидеров. Даже имеющая широкое распространение терминология и то нередко подвергается сомнениям и критике по поводу корректности и правомочности ее использования.
Введение..............................................................................................................................3
Раздел 1. Власть
1.1 Понятие и функции власти........................................................................................4-5
1.2 Источники власти.......................................................................................................5-6
1.3 Мотивация власти......................................................................................................
Раздел 2. Лидерство
2.1 Понятие лидерства.....................................................................................................7-8
2.2 Основные теории лидерства......................................................................................8-
2.3 Управление лидерством.............................................................................................
Заключение........................................................................................................................
Список использованной литературы...............................................................................
Содержание
Введение......................
Раздел 1. Власть
1.1 Понятие
и функции власти..............
1.2 Источники
власти........................
1.3 Мотивация
власти........................
Раздел 2. Лидерство
2.1 Понятие
лидерства.....................
2.2 Основные
теории лидерства..............
2.3 Управление
лидерством....................
Заключение....................
Список
использованной литературы....................
Введение
Начиная с античных времен и до настоящего
времени интерес к теме «Власть
и лидерство» не убывает.
Проблема лидерства активно изучается уже более 50 лет. В настоящее время для практиков и теоретиков доступны сведения о более чем несколько десятков тысяч независимых исследований только за указанный период. Однако до сих пор не сформулированы единые однозначные критерии, позволяющие выделить эффективных и неэффективных лидеров. Даже имеющая широкое распространение терминология и то нередко подвергается сомнениям и критике по поводу корректности и правомочности ее использования. Можно даже утверждать, что определений лидерства столько же, сколько и людей, занимавшихся исследованием этого вопроса.
Однако,
понятия лидерства и власти, как
правило, рассматриваются как
Под лидерством чаще всего понимается способность вести за собой людей для достижения конкретных целей. То есть, под лидерством можно понимать характеристики, присущие индивиду, позволяющие ему влиять на поведение других людей для достижения целей.
Термин
"власть" также трактуется очень
широко. Только в современной политологии
существуют следующие концепции и подходы
к рассмотрению власти: биологический,
антропологический, психологический,
социологический и философский. В каждом
из них имеются свои направления исследования,
в которых используются свои определения.
Раздел 1. Власть
Власть — возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению. Суть власти не зависит от её основы. Способность и возможность достигать своих целей может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных , честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т.д.
Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.
Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.
Источники власти можно классифицировать следующим образом.
Власть вознаграждения. Ее сила определяется ожиданием объекта власти того, в какой мере субъект в состоянии удовлетворить один из его (объекта) мотивов, и насколько субъект поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения объекта власти. Власть вознаграждения является одним из самых эффективных в управлении поведением человека.
Власть принуждения. Определяется ожиданием со стороны объекта той меры, в какой субъект способен наказать его за нежелательные для него действия, фрустрацией того или иного мотива и того, насколько субъект сделает неудовлетворение мотива зависящим от нежелательного поведения объекта власти. Принуждение заключается в том, что пространство возможных действий объекта власти в результате угрозы наказания суживается. Это самый часто применяемый источник власти.
Нормативная власть. Субъект власти имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на них. Нахождение в иерархии властных отношений подразумевается должностным положением самого носителя власти и обязательном подчинении установленным правилам и нормам объекта власти.
Власть эталона. Основана на идентификации объекта с субъектом и желанием объекта быть похожим на субъект власти по различным параметрам и характеристикам (основания могут быть различными - личностными и психологическими, профессиональными и моральными и т.д.).
Власть знатока. Ее сила зависит от величины приписываемых субъекту власти со стороны объекта особых знаний, умений, навыков, относящихся к сфере того поведения, о котором идет речь.
Информационная власть. О ее наличии можно говорить в том случае, когда субъект владеет информацией, способной заставить объект власти увидеть последствия своего поведения в новом свете.
Основной
постулат власти - зависимость. Зависимость
увеличивается, когда ресурсы, которые
вы контролируете, являются важными, ограниченными
и незаменимыми.
Для того, чтобы другие зависели от вас,
вы должны располагать ресурсами и возможностями,
которые представляют для них интерес.
Зависимость создает обладание только
теми ресурсами и возможностями, которые
другими воспринимаются как дефицитные.
Чем меньше возможности найти замены имеющимся
у вас ресурсам, и ценностям, тем большую
власть над другими людьми дает обладание
ими.
При этом можно выделить три основных источника получения власти:
Для реализации своих целей люди, обладающие властью используют следующие основные приемы (тактические способы власти):
1.3 Мотивация власти
Мотивация власти — это совокупность стремлений человека получить влияние на индивидуумы или группы людей с помощью средств власти (таких, например, как принуждение и привилегии, позитивное/негативное подкрепление в форме одобрения/наказания). В случае возникновения расхождения между притязаниями на руководство и реальными возможностями власти возникает мотивационное напряжение и человек стремится увеличить уровень контроля и влияния на других. Борьба за высокое положение в административной иерархии представляет собой пример таких действий.
Человек стремится к власти, поскольку власть приносит удовольствие, становится источником наслаждения, предоставляет возможность достигать своих целей. Достаточно распространенным является убеждение, что нет границ удовлетворения мотива власти, что власть, как и любое другое влечение, никогда не оказывается насыщенной. Реализация власти подчиняется тем же законам, что и наркомания. Увеличение власти никогда не дает субъекту полного удовольствия, а наоборот, вызывает еще большее стремление контролировать других и влиять на них. Чем больше власть, тем сильнее стремление к ее расширению.
Мотивация власти (или потребность во власти) — одна из самых главных движущих сил человеческих действий. Считается, что это эгоистическая или даже садистская сила. Помимо таких взглядов, которые изображают власть с негативной стороны, существуют и противоположные взгляды, связанные с культом власти, со стремлением боготворить лидеров и вождей. Но поскольку слишком интенсивное проявление стремления к власти воспринимается в обществе негативно, то люди, осознающие свои властные стремления, пытаются их скрыть или рационализировать. Такая тенденция объясняется тем, что удовлетворение властью выступает как подкрепление, что и побуждает прибегать к действиям, направленным на следующую реализацию мотива власти.
Раздел 2. Лидерство
2.1 Понятие лидерства
Лидерство
- это способность формировать коллектив
и вести его к намеченным целям на основе
личного авторитета. Люди, обладающие
такой способностью, злоупотребляют ею
во имя личных интересов.
В настоящее время существует несколько
направлений в изучении теорий лидерства.
В соответствии с "традиционной
концепцией лидерства" лидерские
качества основываются на личных характеристиках.
Они в соответствии с данной теорией могут
быть либо врожденными, либо воспитанными.
Позднее Френк Фидлер
предложил "ситуационную
теорию лидерства". Данная теория
предполагает, что, для того чтобы человек
проявил себя как лидер, ему прежде всего
необходима ситуация, в которой он сможет
реализоваться соответствующим образом.
Третья концепция, "Новая
концепция лидерства", включила
в себя первых два направления, но в ней
уделяется больше внимания внутреннему
миру лидера и его способностям за счет
своих личностных качеств оказывать влияние
на других людей. Власть лидера обеспечивается
хорошим знанием людей, т. е. настоящий
лидер - это хороший психолог. Он прекрасно
чувствует моральный настрой собеседника,
будь то единомышленник или оппонент,
и умело ведет беседу в официальных и неофициальных
условиях. Всякий лидер - это руководитель,
но не всякий руководитель - лидер. В данном
случае не имеет значения, формальный
это или неформальный уровень, так как
у лидера всегда есть подчиненные (последователи)которые
выполняют его поручения. Для того чтобы
стать лидером, помимо таланта необходимо
уделять много времени своему развитию
- как профессиональному, так и личностному.
Лидерство - это талант, без развития он
угасает, как и все другие способности.
Настоящим лидером человек становится
к 30-35 годам, когда он набирается жизненного
опыта. Специалисты по менеджменту выделяют
две группы лидеров:
Привлекательность
первых основывается только на производимом
ими внешнем впечатлении, за которым
ничего не стоит. У них нет своих
взглядов и убеждений, и они легко
их изменяют в соответствии со сложившейся
обстановкой.
"Игроки" используют свою способность
разбираться и управлять окружающими
людьми исключительно в собственных целях.
За их внешним благородством кроется холодный
расчет в личных интересах. Это актеры,
которые постоянно меняют свои маски и
роли, и более точно им подходит определение
"двуликий Янус". "Игроки" - это
карьеристы, которые ни перед чем не остановятся,
чтобы добиться более высокого положения.
"Открытые" лидеры живут интересами коллектива, некой всеобщей идеей. В своей работе такие лидеры руководствуются обстоятельствами, в остальном они являются полной противоположностью "игрокам".
Эти люди и есть настоящие лидеры, взаимоотношения которых с людьми, в том числе и их последователями, складываются на основе искренних отношений.
"Открытые"
лидеры обладают непререкаемым
авторитетом у окружающих, который
основывается на опыте,
Выделяют следующие основные теории лидерства, объясняющие феномен влияния одних людей на поведение других в современных организациях:
1)Теории личностных качеств лидеров.
Согласно этих теорий, обосновывается перечень наиболее общих черт (качеств), который свойственен эффективному лидеру, и который отличает его от тех, кого он ведет за собой. В качестве примера подобных теорий, приведем теорию Р. Стогдилла, где выделяются следующие качества:
Широко известна типология людей по отношению к власти Б.Рассела, которая также основана на личностных качествах. Согласно этой типологии всех людей можно условно разделить на 4 группы:
2) Поведенческие (бихевиористские) теории лидерства.
Делают акцент на вопросах обучения эффективным формам поведения; и определяют поведение лидера на основе двух основных характеристик:
Поведение, ориентированное на успешное решение производственных задач, при одновременном создании удовлетворенности трудом у подчиненных и их развитии, как правило, сопровождаются более высокими показателями работы, дисциплиной и невысокой текучестью, по сравнению с теми подразделениями, которыми руководят лидеры, игнорирующие эти вопросы.
3) Теории лидерства, основанные на ситуационном подходе.
Здесь прежде всего следует упомянуть работы Ф. Фидлера. Он предлоложил, что эффективность работы группы будет зависеть от следующих факторов: во-первых, от того, насколько выбранный стиль управления учитывает особенности подчиненных и, во-вторых, от того, какими возможностями располагает руководитель, чтобы влиять на их поведение.
Изучив поведение лидера и его эффективность в различных ситуациях, Ф. Фидлер пришел к выводу о том, что эффективный лидер должен попеременно демонстрировать то тот, то другой стиль управления (в зависимости от того, что именно требуется в конкретной ситуации).
Фидлер выделил 3 группы факторов, от которых зависит эффективность работы руководителя и подразделения в целом:
В соответствии
с этим Ф. Фидлер предложил два
основных направления повышения
эффективности руководящей
4) Теории харизматических качеств лидеров.
В последнее время появился целый ряд новых теорий лидерства, среди которых особое распространение получили теории харизматических качеств лидеров. Были сделаны попытки сформулировать те качества лидеров, которые придают им в глазах тех, кого они ведут за собой, ореол особой значимости, исключительности и магнетизма, позволяющий увлекать за собой людей. Назовем некоторые из этих качеств:
Установлено, что те, кто идет за лидерами, обладают харизматическими качествами, отличаются высокой мотивацией, способностью работать с энтузиазмом и достигать исключительно высоких результатов.
5) Теория "партисипативного" управления.
Предполагает партнерские "соучаствующие" отношения руководителей и подчиненных:
Лидерство определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей; или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей.
Лидерство определяют также как конкретные действия лидера по координации и управлению деятельностью группы. Лидерство можно определить и как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность достигается благодаря вертикальному (управление — подчинение) и горизонтальному (например, разделение труда и кооперация) распределению функций и ролей, и, прежде всего, выделению управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности обычно требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер.
Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. В целом лидерские отношения отличает то, что последователи признают лидера составной частью организации только тогда, когда он доказал свою компетентность и ценность.
Неудачи
постигают лидеров по разным причинам,
но успех к лидерам приходит во
многом при наличии у них сходных
способностей и умений. Изучение опыта
работы многих лидеров-практиков
Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские.
Практика показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.
Первостепенная значимость лидерства для эффективности руководства, его позитивное и негативное воздействие на управление персоналом придают задаче влияния на этот феномен особую практическую важность. Сама же задача нередко формулируется как управление лидерством.
Хотя среди специалистов до сих пор и не завершена дискуссия о том, является ли формирование лидерства управляемым или это стихийный в своей основе процесс, имеющиеся теоретические и практические разработки свидетельствуют в пользу концепции управления лидерством.
Заключение
Лидерство и власть невозможно разделить, поскольку власть выражает реальное лидерство. Власть означает способность проявлять свободу действий согласно своим целям и своей воле. Человек стремится к власти, поскольку власть приносит удовольствие, становится источником наслаждения, предоставляет возможность достигать своих целей. В ядре власти — тайна. Властвующий должен видеть все насквозь, но не должен позволять «смотреть в себя». Он должен оставаться закрытым, его настроения и намерения никто не должен знать
В различных сферах жизни люди совершают значительное количество властных поступков — в личной жизни (влияние в семье), в профессиональной сфере (влияние на подчиненных, коллег) и т. п. В организации власть представляет собой ресурс, воплощающийся в наращивании порядка, повышении уровня организованности и регламентации жизни по всем параметрам жизнедеятельности.
Лидерство и власть невозможно разделить, поскольку власть выражает реальное лидерство. Власть означает способность проявлять свободу действий согласно своим целям и своей воле.
Доступность (возможность использования) источников власти приводит к увеличению числа действий, обеспечивающих влияние на других людей. Чем более доступны источники (средства) власти, тем чаще субъект стремится влиять на поведение других.
В
социуме власть есть способ влияния,
подчинения, принуждения в соответствии
с фактическим или
Список использованной литературы