Вклад К. Г. Юнга и А. Адлера в мировую психологию

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 00:54, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение вклада Карла Густава Юнга как основоположника аналитической психологии и Альфреда Адлера как основоположника индивидуальной психологии в мировую психологию.
Почему были выбраны именно эти исследователи? Для меня большой интерес представляет направление психоанализа и те направления, которые были рождены в конфликте с его идеями. Можно долго и аргументировано критиковать творчество З. Фрейда, но нельзя недооценивать его вклад в мировую психологию, особенно идею о роли бессознательного в жизни человека. Ведь каждый человек не единожды в жизни совершал поступки, которые впоследствии не мог объяснить. Я думаю, что многие из нас задавали себе вопрос:

Работа содержит 1 файл

истроия психологии работа.docx

— 22.22 Кб (Скачать)

        Московский Городской Психолого-педагогический  Университет

                           Факультет «Психология образования» 
 
 
 
 
 
 

Экзаменационная работа

по предмету: «История психологии»

на тему: «Вклад К. Г. Юнга  и А. Адлера в мировую психологию». 
 
 

                                       

                                                         Выполнила: студентка II курса 1 группы

                                                          заочной формы обучения Кувшинова В. О.

                                                          Проверил: доц. Степанов С.С. 
 
 

Москва, 2011г.

       Целью данной работы является рассмотрение вклада  Карла Густава Юнга как основоположника аналитической психологии и Альфреда  Адлера как основоположника индивидуальной психологии в мировую психологию.

       Почему  были выбраны именно эти исследователи? Для меня большой интерес представляет направление психоанализа и те направления, которые были рождены в конфликте  с его идеями. Можно долго и  аргументировано критиковать  творчество  З. Фрейда, но нельзя недооценивать его вклад в мировую психологию, особенно идею о роли бессознательного в жизни человека. Ведь каждый человек не единожды в жизни совершал поступки, которые впоследствии не мог объяснить. Я думаю, что многие из нас задавали себе вопрос: «Почему и для чего я это сделал?» В чем же искать корень внутриличностного конфликта? Откуда он происходит? Почему человек совершает неосознанные поступки? Что не дает ему жить в гармонии с собой и окружающими его людьми? И еще тысячу вопросов можно привести в пример, чтобы утвердительно сказать: «Да, несомненно, бессознательное играет решающую роль в жизни каждого человека!» Я не берусь в своей работе критиковать творчество З. Фрейда, слишком много в последнее время критических замечаний звучит в его адрес, как оправданных, так и не оправданных. Но было бы интересно рассмотреть, как его идеи переродились в концептуальных взглядах К. Юнга и А. Адлера.

       Карл  Густав Юнг  - основоположник аналитической психологии. Видел структуру личности как взаимодействие трех структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Где «эго» – центр сферы сознания, включающий в себя мысли, чувства, воспоминания, ощущения, что позволяет личности обрести свою целостность; «личное бессознательное» вмещает в себя конфликты и воспоминания, когда-то осознававшиеся, но теперь подавленные и забытые; «коллективное бессознательное» – глубинный слой, хранилище латентных следов памяти человека. Именно «коллективное бессознательное» отличает структуру личности аналитической психологии  от психоаналитической.

       Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов  – архетипов. Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают  людей воспринимать, переживать и  реагировать на события определённым образом; иначе говоря, это универсальные  модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-то объект или  событие. Среди архетипов, описанных  Юнгом, есть мать, ребёнок, герой, мудрец, плут и т.д. Наиболее важные архетипы – персона (наше публичное лицо), тень (подавленная, тёмная сторона личности), анимус/анима (внутренний образ женщины в мужчине и наоборот, внутренний образ мужчины в женщине), самость (сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы). То, что человек в определенной сфере социальной жизни ведет себя определенным образом и принимает на себя определенную роль,  подтверждает высказывание Вильяма Шекспира: «Весь мир театр, а люди в нем актеры».

       Наиболее  известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные эго-направленности: «экстраверты» -  характеризуются врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром; «интроверты» - характеризуются тенденцией своего либидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства. Любой реальный человек несет в себе обе тенденции, но обычно одна развита несколько больше, нежели другая.

       До  сих пор при определении типа личности, психологии обращаются к  понятиям «экстраверт», «интроверт», как  для решения личностных проблем, так и для решения проблем  профессиональной ориентации и др.

       Экстраверсия  и интроверсия всего лишь две  из многих особенностей человеческого  поведения. В дополнение к ним  Юнг выделял четыре функциональных типа, четыре основные психологические  функции: мышление, чувство, ощущение, интуиция.

       Подводя итог под выше изложенным, можно говорить о значительном вкладе К. Г. Юнга в мировую психологию:

  1. - расширил понимания психики, введя понятие «коллективное бессознательное» и «архетипы», тем самым дифференцируя понятие «бессознательное» (лишая его сексуальной акцентуации);
  2. - выделил психологические типы: экстраверт и интраверт и сопутствующие им типы характера: интуитивный, мыслительный, ощущающий и чувствующий, который впоследствии стали основой типологий личности и тестов на выявление принадлежности личности к тому или иному типу.
  3. -  идея обретения самости в развитии и становлении личности оказала влияние на многие современные психологические концепции (гештальтпсихология, гуманистическая психология и т. п.)

       Альфред Адлер – основоположник индивидуальной  психологии. В противовес психоанализу Адлер утверждал, что на развитие личности наибольшее влияние оказывает социальное окружение от отношений в семье до принадлежности к различным группам или классам. Концепция Адлера строится на ряде следующих принципов:

  1. -Чувство неполноценности - развивается из ощущения собственного психологического или социального бессилия. Люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто стараются компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к развитию выдающегося мастерства или силы. Чувство неполноценности берет свое начало в детстве и связанно с родителями и очерёдностью рождения.
  2. - Стиль жизни - это набор особенностей и привычных способов функционирования индивида в окружающей среде, который вырабатывается индивидуально как компенсация конкретной неполноценности и способ достижения поставленной жизненной цели. Стиль индивидуален и уникален у каждого человека (Прочно закрепляется в возрасте 4-5 лет). Согласно Адлеру, стиль жизни личности проявляется в ее установках и поведении, направленном на решение трех основных задач: работа, дружба и любовь.
  3. - Порядок рождения ребёнка — основа для формирования стиля жизни. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок и ценностей — все это меняется в результате появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни.
  4. - Стремление к превосходству (врожденное, бессознательное)- компенсация переживаемой неполноценности, уравновешивающая ее. Индивидуально у каждого и является движущей силой развития личности, так как, заставляя преодолевать недостаток, формирует стремление стать лучшим.
  5. - Фиктивный финализм  или постановка жизненной цели - все люди ориентируются в жизни посредством самостоятельно созданных мыслительных конструкций (или фикций), которые организуют и систематизируют реальность, детерминируя поведение. Конечная идеальная цель развития человека – достижение своей самости, совершенства.
  6. - Социальный интерес - врожденный бессознательный элемент, определяет направление развития личности, постановку жизненных целей и формирование индивидуального стиля. Понимается как чувство общности с другими людьми, умение сотрудничать с ними и может иметь разную степень развития, что и будет обусловливать особенности адаптации и жизненного стиля.
  7. Творческое «Я» - это энергия, которая помогает личности поставить цель и осуществить свой уникальный жизненный стиль. Человек сам формирует свою жизнь, используя факты наследственности и опыта и придавая им нужную окраску.

       На  мой взгляд, ценность концептуальных взглядов А. Адлера заключается в  том, что он уделил должное внимание социальному аспекту, его значимом влиянии в развитии личности. Нельзя не согласиться с тем, что социальное окружение (как в семье, так и в различных социальных группах) имеет огромное влияние не только на стиль жизни человека, на формирование его привычек, на приобретение некоторых негласных установок, но и на развитие личности в целом.

       Также я поддерживаю сторону Адлера в том, что порядок рождения ребенка  в семье имеет влияние на его  личностное развитие, ведь часто при  одинаковом, казалось бы, воспитании (одними и теми же родителями,  в одной и той же социальной ситуации), мы можем наблюдать колоссальное расхождение детей, как в личностном, так и в социальном становлении.

       Я не считаю, что моих жизненных и  профессиональных наблюдений достаточно для того, чтобы подвергнуть критике  постулат о чувстве неполноценности, но очень не хочется верить, что для каждого человека,  сверхцелью является преодоление чувства неполноценности. Само это утверждение воспринимается мною как некорректное. Думаю, что в теории индивидуальное психологии идеи преодоления неполноценности уделено неоправданно весомое значение, как роли сексуальности в психоанализе.

       Также я не согласна с тем, что творческое «Я» является основным формирующим  аспектом личности человека. Оно, несомненно, играет важную роль в жизни каждого человека, но, на мой взгляд, не решающую. Я считаю, что объективный мир окружающей действительности не может полностью отражать субъективное его восприятие какой-либо человеческой личностью. До сих пор не придумано такого процесса, в результате которого человек смог бы подчинить реальность в угоду своим личностным интересам, потребностям, желаниям.

       Несмотря  на то, что и аналитическое, и индивидуальное направление есть за что покритиковать, до сих пор они остаются актуальны  в работе современных психологов, аналитиков, социальных педагогов и  др. Несомненная заслуга К. Г. Юнга и А. Адлера заключается в том, что их психологические взгляды  дали рождение многим современным направлениям в мировой психологии.

Информация о работе Вклад К. Г. Юнга и А. Адлера в мировую психологию