Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 00:54, реферат
Целью данной работы является рассмотрение вклада Карла Густава Юнга как основоположника аналитической психологии и Альфреда Адлера как основоположника индивидуальной психологии в мировую психологию.
Почему были выбраны именно эти исследователи? Для меня большой интерес представляет направление психоанализа и те направления, которые были рождены в конфликте с его идеями. Можно долго и аргументировано критиковать творчество З. Фрейда, но нельзя недооценивать его вклад в мировую психологию, особенно идею о роли бессознательного в жизни человека. Ведь каждый человек не единожды в жизни совершал поступки, которые впоследствии не мог объяснить. Я думаю, что многие из нас задавали себе вопрос:
Московский Городской
Факультет «Психология
Экзаменационная работа
по предмету: «История психологии»
на тему:
«Вклад К. Г. Юнга
и А. Адлера в мировую
психологию».
Москва, 2011г.
Целью данной работы является рассмотрение вклада Карла Густава Юнга как основоположника аналитической психологии и Альфреда Адлера как основоположника индивидуальной психологии в мировую психологию.
Почему были выбраны именно эти исследователи? Для меня большой интерес представляет направление психоанализа и те направления, которые были рождены в конфликте с его идеями. Можно долго и аргументировано критиковать творчество З. Фрейда, но нельзя недооценивать его вклад в мировую психологию, особенно идею о роли бессознательного в жизни человека. Ведь каждый человек не единожды в жизни совершал поступки, которые впоследствии не мог объяснить. Я думаю, что многие из нас задавали себе вопрос: «Почему и для чего я это сделал?» В чем же искать корень внутриличностного конфликта? Откуда он происходит? Почему человек совершает неосознанные поступки? Что не дает ему жить в гармонии с собой и окружающими его людьми? И еще тысячу вопросов можно привести в пример, чтобы утвердительно сказать: «Да, несомненно, бессознательное играет решающую роль в жизни каждого человека!» Я не берусь в своей работе критиковать творчество З. Фрейда, слишком много в последнее время критических замечаний звучит в его адрес, как оправданных, так и не оправданных. Но было бы интересно рассмотреть, как его идеи переродились в концептуальных взглядах К. Юнга и А. Адлера.
Карл Густав Юнг - основоположник аналитической психологии. Видел структуру личности как взаимодействие трех структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Где «эго» – центр сферы сознания, включающий в себя мысли, чувства, воспоминания, ощущения, что позволяет личности обрести свою целостность; «личное бессознательное» вмещает в себя конфликты и воспоминания, когда-то осознававшиеся, но теперь подавленные и забытые; «коллективное бессознательное» – глубинный слой, хранилище латентных следов памяти человека. Именно «коллективное бессознательное» отличает структуру личности аналитической психологии от психоаналитической.
Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов – архетипов. Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом; иначе говоря, это универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-то объект или событие. Среди архетипов, описанных Юнгом, есть мать, ребёнок, герой, мудрец, плут и т.д. Наиболее важные архетипы – персона (наше публичное лицо), тень (подавленная, тёмная сторона личности), анимус/анима (внутренний образ женщины в мужчине и наоборот, внутренний образ мужчины в женщине), самость (сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы). То, что человек в определенной сфере социальной жизни ведет себя определенным образом и принимает на себя определенную роль, подтверждает высказывание Вильяма Шекспира: «Весь мир театр, а люди в нем актеры».
Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные эго-направленности: «экстраверты» - характеризуются врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром; «интроверты» - характеризуются тенденцией своего либидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства. Любой реальный человек несет в себе обе тенденции, но обычно одна развита несколько больше, нежели другая.
До сих пор при определении типа личности, психологии обращаются к понятиям «экстраверт», «интроверт», как для решения личностных проблем, так и для решения проблем профессиональной ориентации и др.
Экстраверсия и интроверсия всего лишь две из многих особенностей человеческого поведения. В дополнение к ним Юнг выделял четыре функциональных типа, четыре основные психологические функции: мышление, чувство, ощущение, интуиция.
Подводя итог под выше изложенным, можно говорить о значительном вкладе К. Г. Юнга в мировую психологию:
Альфред Адлер – основоположник индивидуальной психологии. В противовес психоанализу Адлер утверждал, что на развитие личности наибольшее влияние оказывает социальное окружение от отношений в семье до принадлежности к различным группам или классам. Концепция Адлера строится на ряде следующих принципов:
На мой взгляд, ценность концептуальных взглядов А. Адлера заключается в том, что он уделил должное внимание социальному аспекту, его значимом влиянии в развитии личности. Нельзя не согласиться с тем, что социальное окружение (как в семье, так и в различных социальных группах) имеет огромное влияние не только на стиль жизни человека, на формирование его привычек, на приобретение некоторых негласных установок, но и на развитие личности в целом.
Также я поддерживаю сторону Адлера в том, что порядок рождения ребенка в семье имеет влияние на его личностное развитие, ведь часто при одинаковом, казалось бы, воспитании (одними и теми же родителями, в одной и той же социальной ситуации), мы можем наблюдать колоссальное расхождение детей, как в личностном, так и в социальном становлении.
Я не считаю, что моих жизненных и профессиональных наблюдений достаточно для того, чтобы подвергнуть критике постулат о чувстве неполноценности, но очень не хочется верить, что для каждого человека, сверхцелью является преодоление чувства неполноценности. Само это утверждение воспринимается мною как некорректное. Думаю, что в теории индивидуальное психологии идеи преодоления неполноценности уделено неоправданно весомое значение, как роли сексуальности в психоанализе.
Также я не согласна с тем, что творческое «Я» является основным формирующим аспектом личности человека. Оно, несомненно, играет важную роль в жизни каждого человека, но, на мой взгляд, не решающую. Я считаю, что объективный мир окружающей действительности не может полностью отражать субъективное его восприятие какой-либо человеческой личностью. До сих пор не придумано такого процесса, в результате которого человек смог бы подчинить реальность в угоду своим личностным интересам, потребностям, желаниям.
Несмотря на то, что и аналитическое, и индивидуальное направление есть за что покритиковать, до сих пор они остаются актуальны в работе современных психологов, аналитиков, социальных педагогов и др. Несомненная заслуга К. Г. Юнга и А. Адлера заключается в том, что их психологические взгляды дали рождение многим современным направлениям в мировой психологии.
Информация о работе Вклад К. Г. Юнга и А. Адлера в мировую психологию