Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 20:51, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена тем, что речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов. Речь является необходимым условием познавательной деятельности человека. Благодаря речи (языку) человек усваивает, приобретает знания и передает их. Речь – средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов. В этой функции речь используется для того, чтобы повлиять на взгляды и убеждения людей, изменить их отношение к определенным фактам и явлениям действительности, склонить их к действиям и поступкам.
Введение…………………………………………………………………..….........3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения видов и особенностей речи в психологии………………………………………………………………………...5
1.1. Основные подходы к определению речи в психологических исследованиях……………………………………………………………………..5
ГЛАВА II. Проблема изучения видов речи и их особенностей ……………...12
2.1. Характеристика видов речевой деятельности и их особенностей ….…...12
2.2. Индивидуальные особенности речи …………………………...………….17
Заключение…………………………………………….…………………………20
Литература……………………………………………………………………….22
Правильное использование интонационных средств выразительности зависит от сформированности речевого слуха, развития слухового внимания, речевого дыхания, от умения правильно пользоваться голосовым и артикуляционным аппаратом. Поэтому задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи; точно, осознанно выражать как свои, так и авторские мысли, чувства и настроения. Все акустические характеристики устной речи постепенно оформляются в процессе речевого онтогенеза и становятся достаточно стабильными и индивидуальными у взрослого человека [1, с. 39].
Таким образом, к индивидуальным особенностям речи относятся: темп, ритм, тембр, плавность, гибкость, эмоциональность, выразительность, четкость, точность, образность, правильность высказывания мыслей. Темп речи — скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). Плавная речь характеризуется комплексом произнесения на одном речевом выдохе. В нормальной речи плавность органически сочетается с паузами, которые являются необходимым компонентом речевого высказывания. Интонация — это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности. Тембр — эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.
Заключение
В данной курсовой работе была сделана попытка теоретического изучения видов речи и их особенностей в психологии. В заключение работы подведены итоги, сформулированы теоретические выводы, обозначены перспективы дальнейшего исследования.
1. Ре́чь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.
2. Различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Устная (говоримая) речь рассчитана на смысловое восприятие создаваемой в момент говорения произносимой речи. Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Внутренняя речь формируется на основе внешней.
3. К индивидуальным особенностям речи относятся: темп, ритм, тембр, плавность, гибкость, эмоциональность, выразительность, четкость, точность, образность, правильность высказывания мыслей. Темп речи — скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). Плавная речь характеризуется комплексом произнесения на одном речевом выдохе. В нормальной речи плавность органически сочетается с паузами, которые являются необходимым компонентом речевого высказывания. Интонация — это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности. Тембр — эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.
Перспективным направлением может стать более углублённое исследование проблемы изучения видов и особенностей речи в психологии и поиск новых направлений исследовательской деятельности в данной области.
Литература
1. Алешина Ю.Е., Петровская Л.А. Психологическая компетентность пропагандиста. В помощь лектору. (Серия «Психология общения»). – М.: Знание, 2000. – 64 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. / Б.Г. Ананьев. – М.: Изд-во Педагогика, 1997. – Т. 1: Избранные психологические труды. – 486 с.
3. Бессонова Л.В., Доценко Е.Л. Обыденные представления о структуре сознания // Вестник московского университета. Серия психология. – 2005. – № 2.
4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Издательство московского университета, 1998. – 200 с.
5. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. – М.: Педагогика, 1996. – 272 с.
6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. - Ростов-на-Дону, 2005. - 576с.
7. Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М.: Директ-Медиа, 2008. - 1104 c
8. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд.- Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 512с.
9. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1989. – 214 с.
10. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2008. - 248с.
11. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Владос, 2009. – Кн. 2: Психология образования. - 608с.
12. Ростопшин П. Психология и педагогика. – М.: «Издательство ПРИОР», 2009. – 96 с.
13. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: «Современное слово», 2011. – 928 с.
14. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. - М.: Просвещение, 2002. – 235с.
15. Тарасов Е.Ф. Речевое общение как воздействие // Актуальные проблемы. Тезисы докладов Всерос. научн. конфер. – Челябинск: Изд. ЮурГУ, 2009. - 98 с.
16. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1997. – 447 с.
- 21 -