Виды потребностей: осознанная потребность, физиологическая, психологическая, статусная потребность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 21:50, контрольная работа

Описание работы

Цель любой деятельности человека - это удовлетворение потребностей. Человек работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. Человек, не имеющий потребностей - мертвый человек.
С давних пор эволюции можно свести к нескольким годам развития человека, и тем самым упростить понимание отличия высших и низших потребностей (вторичных и первичных).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….3

Понятие потребностей …………………………………………………...4

Виды потребностей ………………………………………………………4

Физиологические потребности ………………………………………….6

Осознанные потребности ………………………………………………10

Статусные потребности …………………………………………………10

Психологические потребности ………………………………………….11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..12

Список литературы ……………………………………………………....13

Работа содержит 1 файл

ОЛЯ реферат.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Космонавты  испытывают из-за его отсутствия сильный  дискомфорт, вынуждены заниматься специальными физическими упражнениями, вернувшись на Землю, испытывают трудности с  передвижением. Аналогичным образом  действует механизм осознания других потребностей. Так, потребность в  чистом воздухе стала хорошо заметна  только в индустриальном обществе из-за огромного увеличения выброса вредных  веществ в атмосферу. (В крупных  городах Японии полицейские иногда были вынуждены даже дежурить на улицах в кислородных масках). Сейчас эта  потребность заметно влияет на медицинский, туристический и рекреационный  сервис, а также сервис оборудования для кондиционирования воздуха.

Потребность в пище тоже осознается и удовлетворяется  по-разному. Для многих африканцев она  может  быть удовлетворена только на минимальном  уровне и превращается в вопрос жизни  и смерти, а представители  среднего класса в благополучных  западных странах в настоящее  время ее почти не замечают. В  самом деле, кризисов со снабжением продовольствием там не было много десятилетии, а уровень материальной обеспеченности позволяет людям без труда  приобретать все необходимые  продукты. Закономерное снижение внимания к потребности вследствие ее длительного и полного удовлетворения - важная особенность человеческой психики, которую необходимо иметь в виду при организации сервиса.

Тем не менее, в современном  мире достаточно часто возникает  депривация - т.е. недостаточное удовлетворение физиологических потребностей. Депривация потребностей ведет к фрустрации - сложному психическому состоянию гнетущего напряжения, тревожности, чувства безысходности и отчаяния. Длительная фрустрация насущных потребностей вызывает глубинные изменения в мировоззрении, а затем и в психическом здоровье отдельных людей и целых слоев общества. Поэтому, например, люди, длительное время испытывавшие голод, считают, что главная черта гуманного, справедливого общества будущего - изобилие еды. Это представление было широко распространено, например, в России в эпоху революций 1917 г. Многие люди были уверены, что при гарантированном наличии пищи они до конца жизни будут счастливы и больше ничего нового не пожелают.

Изменение человеческой личности под воздействием длительного голода затрагивает  субъективную, эмоциональную составляющую и поэтому изучается не только объективными научными методами, но и  средствами искусства (художественного  познания). Наиболее подробное описание воздействия голода на личность дали, например, классик норвежской литературы Кнут Гамсун в романе «Голод», А. П. Платонов в романе «Чевенгур», Джек Лондон в  рассказе «Любовь к жизни». Глубоко  осмыслили феномен голода во время  блокады Ленинграда (1941-1944) писатели Даниил Гранин и Олесь Адамович в  «Блокадной книге».

Научное описание изменений  личности в результате длительного  голода дал в 1948 г. русский  врач Л. А. Богданович на материале наблюдений времен Второй мировой войны. На различных  стадиях голодания он обнаружил  специфические болезненные изменения  психики. В результате очень длительного голодания изменения психики, вызванные дефицитом пищи, по-видимому, закрепляются, и происходят стойкие изменения личности. Они проявляются, например, в создании ненужных запасов еды. Многие ленинградцы, пережившие блокаду, утверждали, что не могут выбрасывать остатки пищи. Опыт длительного голодания перестраивает, конечно, не только отношение к еде, но и все поведение личности, манеру общения, систему ценностей и т. д.

Наблюдения  психологов показывают, что решающее значение имеет не только голод, но и отношение человека к нему, умение сохранять самообладание. «Среди людей, обреченных на длительный голод волею судьбы или по воле других людей, дольше живут те, кто не поддается панике, сохраняет спокойствие и положительное отношение к обществу».

Глубокие  изменения  в человеческом поведении  возникают  при депривации не только потребности  в пище, но и других физиологических  потребностей. Так, наш мозг нуждается  в поддержании  необходимого минимума информации, поступающей  из внешнего мира, что обнаруживается при попадании человека в необычную  окружающую среду. Недостаток информации, воспринимаемой через органы чувств, или ее однообразие вызывают не только дискомфорт, но и глубокие физиологические  нарушения в организме. Так, известен случай, когда японская фирма построила офисное здание с идеальной звукоизоляцией - в него вообще не проникали никакие внешние шумы. Однако полная тишина оказалась для служащих настолько тяжелой, что они не смогли работать в этом здании. Проводились также эксперименты по максимальному ограничению внешних раздражителей, воздействующих на органы чувств. В звукоизолированном помещении испытуемых погружали в ванну с температурой воды, равной температуре тела, надевали им светонепроницаемые очки и таким образом практически полностью перекрывали каналы, по которым в мозг идет зрительная, слуховая, осязательная, вкусовая и обонятельная информация. Оказалось, что человек в таких условиях теряет контроль над своими мыслями, ориентировку в строении собственного тела, у него начинаются кошмары и галлюцинации. В конце концов, эксперимент прерывали из-за возникновения у испытуемых чувства панического страха. Даже частичное исключение притока свежих впечатлений приводит к значительным изменениям восприятия. Так, известный спелеолог Сиффр два месяца провел один в пещере в условиях дефицита зрительной информации и после этого целый месяц не мог различать синий и зеленый цвета. Участники антарктических экспедиций, тоже работающие в условиях однородной в зрительном отношении среды, начинали неправильно оценивать размеры предметов, скорости их движения и расстояния до них. Существует предположение, что возникновение галлюцинаций у людей, находящихся в пустыне, - это защитная реакция психики на крайнее однообразие окружающей среды. С помощью извлеченных из памяти представлений организм пытается компенсировать опасную для него недостаточность потока внешней информации.

Помимо  потребности  в оптимальном потоке информации к физиологическим потребностям относится также потребность  в движении, физической активности. Основные направления ее удовлетворения - это физкультура, спорт и туризм.

Подводя итог, следует  отметить, что все виды сервисной  деятельности неизбежно должны принимать во внимание физиологические, в том числе насущные потребности человеческого организма. Конечно, серьезные проблемы с удовлетворением потребностей в продовольствии или проблемы, вызванные сенсорной депривацией, возникают не так часто (например, в экстремальном туризме или при стихийных бедствиях). Однако тонкое и грамотное удовлетворение физиологических потребностей, создание комфортных условий для клиента (в том числе в контактной зоне) всегда является мощны фактором повышения эффективности и конкурентоспособности сервисной деятельности.

 

Осознанные  потребности

 

Осознанная  потребность - это представление  субъекта о  том, что ему необходимо для существования  и развития. Представление может  приближаться к объективной потребности (захотел, есть - понял: надо поесть), а может  быть весьма далеко от нее. Неудовлетворенная  физиологическая потребность проявляется  в ощущениях, которые выступают  стимулом к действиям лишь после  из декодирования. Например, заболел  живот. Что случилось? Человек декодирует свои ощущения, исходя из своих представлений  о медицине, личного опыта, что  тесно связано с уровнем медицинской  культуры данной страны. Поэтому осознанные потребности часто очень далеки от объективных или прямо противоположны им. Многие потребности проявляются  в таких формах, которые требуют  квалификации для их декодировании (например, потребность в витаминах  осознается лишь при наличии определенной медицинской эрудиции).

 

Статусные потребности

 

Статусные потребности - это объективно необходимые  условия  для сохранения и развития статусной позиции. Так, статусная  позиция преподавателя включает такие объективно необходимые условия  ее сохранения (потребности), как существование  университета, его финансирование в  объемах, позволяющих поддерживать учебный процесс и выплачивать  зарплату, и т.д. Статусные потребности  лежат в основе многих направлений  потребительской активности людей. Осознанные статусные потребности  фиксируются в таких суждениях: «В этом костюме туда идти неприлично», «Этот автомобиль не соответствует  моему положению» и т.д.

Работа  человека часто  является одним из мощных факторов формирования статусных  потребностей. Так, многие виды деятельности требуют  переработки большого количества информации, что порождает потребность  в  средствах ее сбора и анализа, среди которых сейчас ключевое место  занимает персональный компьютер. Потребность  в нем порождается не индивидом, а его рабочим местом, для обслуживания которого необходим компьютер. Другим источником статусных потребностей является субкультура среды, к которой  принадлежит индивид. Если в этой среде многие имеют компьютеры, пользуются ими, работая или играя на них, ведут разговоры о них, то обладание  компьютером превращается в более  или менее жесткое условие  принадлежности к ней. Так, если индивид  попал в среду хакеров, компьютерных фанатов, то влиться в нее, не имея компьютера, он не сможет. Здесь статусная потребностьсплетается с психологической потребностью в принадлежности к группе.

Таким образом, рассмотрев взгляд на потребности человека у ряда психологов видно, что до сих  пор нет единой классификации  потребностей и что в основу деления  каждый автор, кладет различные подходы.

 

Психологические потребности

 

Психологические потребности - потребности, не сводимые к телесным, но не дотягивающие до уровня духовных. К психологическим потребностям обычно относят потребность в общении, аффилиации, принятии и многие другие.

Разновидностью жизненно важных потребностей являются психологические  потребности, без удовлетворения которых  маленькие дети не получают полноценного развития. Не умирают, но как бы замирают, в развитии останавливаются и нередко подвержены заболеваниям, обходящих детей в более благополучной обстановке.

Если младенец получает пищу, но растет без общения и  контакта с мамой, его развитие задерживается.

Возможно, тут точнее говорить о некоторых условиях, которые  способствуют развитию ребенка или  препятствуют ему. Связано ли это  как-либо с потребностями и являются ли эти потребности психологическими - вопрос, видимо, отдельный.

Что касается взрослых людей, то к базовым потребностям психологического характера обычно относят потребности  в:

автономии (самостоятельности  и независимости),

компетентности (эффективности),

значимых межличностных  отношениях

быть членом группы и  быть любимым, дополняемая потребностью в обретении чувства собственной значимости и признания другими

Если не удовлетворяются  базовые физиологические потребности, страдает тело (физическое здоровье). Если не удовлетворяются базовые психологические  потребности, страдает душа, тело души (душевное здоровье).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

По данной работе можно  сделать следующие  выводы:

1. Потребность  - это  всегда потребность в  чем-то, в предметах или условиях, необходимых  для поддержания  жизнедеятельности.  Соотнесение  нужды с ее объектом превращает  состояние нужды в потребность,  а ее объект - в предмет этой  потребности и тем самым порождает  активность, направленность как  психическое выражение этой потребности

Понятие потребности  используется в трех значениях: как обозначение

а) объекта  внешней  среды, необходимого для  нормальной жизнедеятельности (потребность-объект);

б) состояния  психики, отражающего нехватку чего-либо (потребность-состояние);

в) фундаментальных  свойств  личности, определяющих ее отношение  к миру (потребность-свойство).

Потребности также можно  разделить на биологические, социальные и идеальные.

Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Многие экономисты предпринимали попытки  «разложить по полочкам» все многообразие потребностей людей. Так, А. Маршалл, ссылаясь на немецкого экономиста Германна, отмечает, что потребности можно  подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие  быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие и др.:

1. Потребности  в  материальных благах, необходимые   для поддержания жизни. 

2. Потребности  всемирного  объединения людей.

3. Сфера сервиса - совокупность отраслей производственной  и непроизводственной сферы, объединенных  общностью выполняемой функции - непосредственного удовлетворения  потребностей населения в услугах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Виханский  О.С.  Менеджмент: человек, стратегия,  организация, процесс. - М., 1996.

 

2. Головин  С. Эволюция  мифа «Как человек  стал  обезьяной». М., 1999.

 

3. Здравомыслов  А.Г.  Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986

 

4. Мотивация  поведения  человека в сфере  труда.  М., 1990

 

5. Кушлин  В.И. Экономическая  теория - М.: Институт  экономики РАН. 2004г.

 

6. Марченко  Т. А.  «Потребность как социальное  явление». Москва, 2000г.

 

7. Соловьев  Б. А.  «Потребности. Рынок. Спрос». Москва, 2002г.

 

8. Харвей  Д. Современные  экономические  теории. Издательский  дом Дашков  и К., 2000г.

 

9. Чепурин  «Основы  экономической теории».  Изд-е  4-е.




Информация о работе Виды потребностей: осознанная потребность, физиологическая, психологическая, статусная потребность