гениальность,
наивысшая степень проявления творческих
сил человека. Термин «Гениальность» употребляется
как для обозначения способности человека
к творчеству, так и для оценки результатов
его деятельности. Предполагая врождённую
способность к продуктивной деятельности
в той или иной области, гений, в отличие
от таланта, представляет собой не просто
высшую степень одарённости, а связан
с созданием качественно новых творений,
открытием ранее неизведанных путей творчества.
Деятельность гения реализуется в определённом
историческом контексте жизни человеческого
общества, из которой гений черпает материал
для своего творчества.
В
психологии творчества Гениальность
изучается под углом зрения
индивидуальных особенностей личности
(её психического склада, способностей
и т.д.), а также разнообразных
факторов, влияющих на творчество. С психологической
точки зрения гений не может рассматриваться
как особый тип личности. Разнообразные
попытки выделить какие-либо общие психологические
или психопатологические черты Гениальность
оказались неудовлетворительными: гениальные
люди обнаруживают значительные индивидуальные
различия с точки зрения одарённости,
характера, культуры, интересов, навыков
и т.д. Сам творческий процесс гения также
принципиально не отличается с психологической
точки зрения от творческого процесса
других одарённых людей. В ряде концепций
Гениальность, особенно начиная с Ч. Ломброзо,
постулировалась связь между Гениальность
и психические расстройством, что, однако,
не находит всеобщего подтверждения: дисгармония
душевной жизни или предрасположенность
к ней, свойственная многим гениальным
людям, не является неизменным спутником
Гениальность
Исторические
воззрения на природу Гениальность
и её оценка связаны с общим
пониманием творческого процесса
(см. Творчество). Так, от античности
идёт взгляд на Гениальность как
род иррационального вдохновения, «божественного
наития» (Платон, неоплатонизм). Начиная
с эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи,
Дж. Вазари, Скалигер) получает распространение
культ гения как творческой индивидуальности,
достигающий своего апогея в период романтизма
(предромантическое течение «Бури и натиска»
в Германии, романтизм и вышедшие из него
учения Т. Карлейля, Ф. Ницше с характерным
для них противопоставлением гения и массы).
В 18 в. складывается понятие гения в современном
смысле этого слова, которое у А. Шефтсбери
становится одним из основных эстетических
понятий (гений творит подобно силе природы;
его создания оригинальны в отличие от
подражающего художника). И. Кант также
подчёркивает оригинальность и естественность
творчества гения: гений — это «¼прирожденные
задатки души¼ через которые природа дает
искусству правило» (Соч., т. 5, М., 1966, с.
323). Ф. Шиллер раскрывает природу Гениальность
через понятие «наивности» как инстинктивного
следования безыскусственной природе
и как способности к непредвзятому постижению
мира.
В
19—20 вв. получают развитие психологические
(в т. ч. психиатрические), социально-психологические,
а также социологические исследования
различных аспектов Гениальность
и творчества.