Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 16:28, реферат
В нашем внешнем поведении проявляется то многое, что у нас происходит и есть внутри. Только эти проявления нужно уметь распознать. За отдельными, едва заметными проявлениями рук, глаз, позы, можно увидеть настроение, желания, помыслы вашего партнера. Как заметил однажды признанный знаток людей, легче изменить свое мировоззрение, чем свой в высшей степени индивидуальный способ подносить ложку ко рту. В общение людей, оказываются закономерно включены ,эмоции общающихся. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует невербальный аспект обмена информацией – невербальную коммуникацию.
Введение………………………………………………………………………...3
1.Виды невербальной коммуникации………………………………………..5
1.2.Мимика……………………………………………………………………..5
1.3.Жесты……………………………………………………………………….8
1.4.Одежда…………………………………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………15
Список использованной литературы……………………………………….16
Приложение…………………………………………………………………..17
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1.Виды невербальной коммуникации………………………………………..5
1.2.Мимика……………………………………………………
1.3.Жесты………………………………………………………
1.4.Одежда……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….16
Приложение……………………………………………………
Введение
В нашем внешнем поведении проявляется
то многое, что у нас происходит и есть
внутри. Только эти проявления нужно уметь
распознать. За отдельными, едва заметными
проявлениями рук, глаз, позы, можно увидеть
настроение, желания, помыслы вашего партнера.
Как заметил однажды признанный знаток
людей, легче изменить свое мировоззрение,
чем свой в высшей степени индивидуальный
способ подносить ложку ко рту. В общение
людей, оказываются закономерно включены
,эмоции общающихся. Это эмоциональное
отношение, сопровождающее речевое высказывание,
образует невербальный аспект обмена
информацией – невербальную коммуникацию.
К средствам невербальной коммуникации
принадлежат жесты, мимика, интонации,
паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые
образуют знаковую систему, дополняющую
и усиливающую, а иногда и заменяющую средства
вербальной коммуникации – слова. Согласно
исследованиям, 55% сообщений воспринимается
через выражение лица, позы и жесты, а 38%
— через интонации и модуляции голоса.
Отсюда следует, что всего 7% остается словам,
воспринимаемым получателем, когда мы
говорим. Это имеет принципиальное значение.
Другими словами, во многих случаях то,
как мы говорим, важнее слов, которые мы
произносим. Большинство невербальных
форм и средств общения у человека являются
врожденными и позволяют ему взаимодействовать,
добиваясь взаимопонимания на эмоциональном
и поведенческом уровнях, не только с себе
подобными, но и с другими живыми существами.
Многим высшим животными, в том числе и
более всего собакам, обезьянам и дельфинам,
дана способность невербального общения
друг с другом и с человеком. Благодаря
невербальному общению человек получает
возможность психологически развиваться
еще до того, как он усвоил и научился пользоваться
речью ( около 2-3 лет). Кроме того, само по
себе невербальное поведение способствует
развитию и совершенствованию коммуникативных
возможностей человека, вследствие чего
он становиться более способным к межличностным
контактам и открывает для себя более
широкие возможности для развития. Средства
невербальной коммуникации как своеобразный
язык чувств являются таким же продуктом
общественного развития, как и язык слов,
и могут не совпадать в разных национальных
культурах. Болгары несогласие с собеседником
выражают кивком головы, который русский
воспринимает как утверждение и согласие,
а отрицательное покачивание головой,
принятое у русских, болгары могут легко
принять за знак согласия. В разных возрастных
группах для осуществления невербальной
коммуникации тоже выбираются различные
средства. Так, дети часто используют плач,
как средство воздействия на взрослых
и способ передачи им своих желаний и настроений.
Коммуникативный характер, который приобретает
у детей плач, хорошо передает их нередко
встречающееся предупреждение «Я не тебе
плачу, а маме!»
Виды невербальной коммуникации.
Различаются три основных вида невербальных средств передачи информации ( или их еще называют паралингвистические средства общения): фонационные, кинетические и графические.
К фонационным
невербальным средствам относятся
тембр голоса, темп и громкость
речи, устойчивые интонации, особенности
произнесения звуков, заполнения пауз
(э, мэ…). К кинетическим компонентам
речи относятся жесты, позы, мимика. Графические
невербальные средства коммуникации выделяются
в письменной речи.1
Мимика.
Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека).
Как установлено еще Дарвином, мимика человека уходит корнями в мир животных. У животных и человека немало общих мимических выражений – мимика страха, испуга, тревожности и т.п. Однако у человека имеются специфические чувства и их мимические выражения – состояние вдохновения, восхищения, сочувствия, энтузиазма и др. Многие выразительные средства человека развились из движений, которые в мире животных имели приспособительное значение. Так, выражение ненависти у человека приподниманием верхней губы филогенетически связано с устрашающим обнажением клыкову животного, готовящегося к борьбе.
Мимика связана с распространением интенсивного возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга – отсюда её непроизвольный характер. При этом происходит и соответствующее возбуждение всей симпатической нервной сиситемы. Выражая недовольство, мы сжимаем губы и вытягиваем их вперед, морщим лицо - все эти движения производятся и в тех случаях, когда срабатывает рефлекс отвержения не пригодной к употреболению пищи. Это свидетельствует о том, что многие наши мимические выражения генетически связаны с органическими ощущениями.
Мимика бывает разная:
Сильно подвижная мимика. Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров.
Малоподвижная мимика. Указывает в принципе на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью. Малоподвижная мимическая игра может при сниженной активности (двигательная сила и темперамент) производить также впечатление созерцательности и уюта.
Монотонность и редкая смена форм. Если такое поведение сопровождается медлительностью и слабой напряженностью, то можно сделать вывод не только о психическом однообразии, но и о слабой импульсивности. Причиной этого могут явиться меланхолические двигательные нарушения, скованность или парализованность. Такое поведение характерно при исключительно монотонных душевных состояниях, скуке, печали, равнодушии, отупении, эмоциональной бедности, меланхолии и вытекающем из утрированно унылого доминирующего чувства депрессивном ступоре (полная скованность).
Сопряженная мимика. Большинство мимических процессов состоят из множества отдельных выражений. Высказывания вроде “он разинул рот и раскрыл глаза”, ”холодные глаза противоречат смеющемуся рту” и другие свидетельствуют о том, что анализ возможен лишь при наблюдении за отдельными выражениями и на основе выводов, полученных при этом.
Также мимические движения подразделяются на:
1) мимику
агрессивно-наступательную –
2) активно-оборонительную – отвращение, презрение, ненависть и др.;
3) пассивно-оборонительную – покорность, приниженность и др.;
4) мимику
ориентировочно-
5) мимику удовольствия-неудовольствия;
6) маскировочные выражения – мимика сокрытия истины, двусмысленности, нечестности и т.п.2
Одним из наиболее важных элементов мимики является взгляд. Взгляд живого существа, и особенно взгляд человека, - один из самых сильных раздражителей, несущий в себе большую информацию. В процессе общения взгляды людей выполняют синхронизирующую функцию – ритмика взглядов образует определенное русло общения. При этом говорящий меньше смотрит на партнера, чем слушающий. Но примерно за секунду до окончания отдельного речевого блока говорящий переводит взгляд на лици слушателя, как бы подавая сигнал о наступлении его очереди говорить и оценивая произведенное им впечатление. Партнер, взявший слово, в свою очередь отводит глаза, углубляясь в свои мысли. Слушающий же подает глазами сигналы своего отношения к содержанию высказываний говорящего – это могут быть одобрение и порицание, согласие и несогласие, радость и печаль, восторг и гнев. Глаза выражают всю гамму человеческих чувств. И не только сами глаза, но и вся окологлазная область.
Впечатление, производимое взглядом, зависит от просвета зрачков, положения век и бровей, конфигурации рта и носа, общего абриса лица. . По мнению антрополога Эдуарда Т. Холла, лидер ООП Ясир Арафат носит темные очки, чтобы люди не могли наблюдать за его реакциями по расширению его зрачков. Ученые недавно установили, что зрачки расширяются, когда вас что-то заинтересовывает. По Холлу, о реакции зрачков в арабском мире знают уже сотни лет. Сочетание этих признаков разнообразно. Положительные эмоции увеличивают количество обменов взглядами, отрицательные – сокращают это количество.
Жесты.
Жесты – это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения и которые могут сопровождать размышление или состояние. Мы различаем:
указательные, подчеркивающие (усиливающие), демонстративные ,касательные жесты.
Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание. Подчеркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки. Демонстративные жесты поясняют положение дел. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний.
Различают также: произвольные, непроизвольные жесты.
Произвольными жестами являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными жестами являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Этим жестам не нужно учиться. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными. Все эти виды жестов могут сопровождать, дополнять или заменять какое-либо высказывание. Сопровождающий высказывание жест является в большинстве случаев подчеркивающим и уточняющим.
Одной из наиболее серьезных ошибок, которую могут допустить новички в деле изучения языка тела, является стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно от других жестов и обстоятельств. Например, почесывание затылка может означать тысячу вещей - перхоть, блохи, выделение пота, неуверенность, забывчивость или произнесение неправды - в зависимости от того, какие другие жесты сопровождают это почесывание, поэтому для правильной интерпретации мы должны учитывать весь комплекс сопровождающих жестов.
Как любой язык, язык тела состоит из слов, предложений и знаков пунктуации. Каждый жест подобен одному слову, а слово может иметь несколько различных значений. Полностью понять значение этого слова вы можете только тогда, когда вставите это слово в предложение наряду с другими словами. Жесты поступают в форме "предложений" и точно говорят о действительном состоянии, настроении и отношении человека. Наблюдательный человек может прочитать эти невербальные предложения и сравнить их со словесными предложениями говорящего.
Также невербальные сигналы могут быть конгруентными, т.е. соответствующими словесному высказыванию, и неконгруентными. Например, вы попросили вашего собеседника выразить мнение по-поводу только что сказанного вами. Он при это находиться в позе, в общем выражающей критически оценочное отношение.
Типичная поза критической оценки
Главным здесь является жест "подпирание щеки указательным пальцем", в то время как другой палец прикрывает рот, а большой палец лежит под подбородком. Следующим подтверждением того, что слушающий относится к вам критически, является то, что ноги его крепко скрещены, а вторая рука лежит поперек тела, как бы защищая его, а голова и подбородок наклонены (враждебно). Это невербальное предложение говорит вам приблизительно следующее: "Мне не нравится, что вы говорите, и я с вами не согласен". Если ваш собеседник ответил бы вам, что он с вами не согласен, то его невербальные сигналы были бы конгруэнтными, т.е. соответствовали бы его словесным высказываниям. Если же он скажет, что ему очень нравится все, что вы говорите, он будет лгать, потому что его слова и жесты будут неконгруэнтными. Исследования доказывают, что невербальные сигналы несут в 5 раз больше информации, чем вербальные, и в случае, если сигналы неконгруэнтны, люди полагаются на невербальную информацию, предпочитая ее словесной. Научные исследования в области лингвистики показали, что существует прямая зависимость между социальным статусом, властью, престижем человека и его словарным запасом. Другими словами, чем выше социальное или профессиональное положение человека, тем лучше его способность общаться на уровне слов и фраз. Исследования в области невербалики выявили зависимость между красноречивостью человека и степенью жестикуляции, используемой человеком для передачи смысла своих сообщений. Это означает, что существует прямая зависимость между социальным положением человека, его престижем и количеством жестов и телодвижений, которыми он пользуется. Человек, находящийся на вершине социальной лестницы или профессиональной карьеры, может пользоваться богатством своего словарного запаса в процессе коммуникации, в тоже время как менее образованный или менее профессиональный человек будет чаще полагаться на жесты, а не на слова в процессе общения.3