Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 11:16, доклад
Гипопротекция. В крайней форме проявляется безнадзорностью, чаще недостатком опеки и контроля, а главное, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. А. Е. Личко, описывая виды неправильного воспитания в 1970—1980-е годы, замечал, что «обычно в наши дни всеобщего материального достатка гипопротекция не сказывается на удовлетворении насущных нужд подростка, а проявляет-» ся только недостатком внимания, заботы, руководства» (Личко А. Е., с. 86). В последнее десятилетие гипопротекция простирается до безнадзорности и заброшенности детей.
Виды неправильного
воспитания
А. Е. Личко было подчеркнуто
значение следующих видов неправильного
воспитания.
Гипопротекция. В крайней
форме проявляется безнадзорностью, чаще
недостатком опеки и контроля, а главное,
истинного интереса к делам, волнениям
и увлечениям подростка. А. Е. Личко, описывая
виды неправильного воспитания в 1970—1980-е
годы, замечал, что «обычно в наши дни всеобщего
материального достатка гипопротекция
не сказывается на удовлетворении насущных
нужд подростка, а проявляет-» ся только
недостатком внимания, заботы, руководства»
(Личко А. Е., с. 86). В последнее десятилетие
гипопротекция простирается до безнадзорности
и заброшенности детей.
Скрытая гипопротекция
наблюдается тогда, когда контроль за
поведением отличается крайним формализмом.
Подросток обычно чувствует, что старшим
не до него. Скрытая гипопротекция нередко
сочетается с описываемым далее скрытым
эмоциональным отвержением. Обычно подросток
научается обходить формальный контроль
и живет своей жизнью.
Особенно неблагоприятна при акцентуациях по неустойчивому, гипертимному и конформному типам: такие подростки быстрее других оказываются в асоциальных компаниях и привыкают к праздному образу жизни.
Доминирующая гиперпротекция. Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, система постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за подростком. Гиперпротекция не дает возможность принимать когда-либо собственное решение, не приучает к самостоятельности.
Автор отмечает различие
действий такого вида воспитания на подростков
с разной акцентуацией. Если у гипертимных
подростков она приводит к усилению реакции
эмансипации, к бунту против родительских
запретов и даже к уходу в асоциальную
компанию, то на подростков с психастеничской,
сенситивной и астеноневротической акцентуацией
доминирующая гиперпротекция оказывает
иное действие — усиливает их астенические
черты — несамостоятельность, неуверенность
в себе, нерешительность, неумение постоять
за себя.
Потворствующая гиперпротекция. Чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей и неприятных обязанностей. При этом родители восхищаются мнимыми талантами, преувеличивают действительные способности ребенка. Потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков к систематическому труду, упорства в достижении цели, умения постоять за себя. Для подростка создается кризисная ситуация: с одной стороны, желание быть на виду, лидировать среди сверстников, а с другой — полное неумение осуществлять лидерские функции, подчинять себе.
Такой стиль воспитания
усиливает истероидную акцентуацию,
способствует появлению истероидных черт
при лабильной и гипертим-ной, реже при
шизоидной и эпилептоидной акцентуации.
В последнем случае такой вид воспитания
превращает подростков в семейных тиранов,
способных избивать родителей.
Потворствующая гипопротекция.
Как стиль воспитания впервые описан сотрудником
Личко — А. А. Вдовиченко (1980) у делинквент-ных
подростков. И это не случайно. При таком
стиле воспитания недостаток родительского
надзора сочетается с некритичным отношением
к нарушениям поведения у подростка. Родители
пренебрегают сигналами со стороны о его
дурном поведении, негодуют по поводу
общественных порицаний, стремятся оправдать
его поступки, переложить вину на других.
Выгораживают своего ребенка, любыми средствами
стараются освободить от заслуженных
наказаний. Подобное воспитание культивирует
неустойчивые и истероидные черты. Неслучайно
авторы, описывая вид воспитания по типу
потворствующей ги-попротекции, говорят
о делинквентном поведении, воспитательных
учреждениях строгого дисциплинарного
режима. Осуществлять ограничение их поведения
приходится с помощью государственных
органов, поскольку семейное воспитание
по данному типу оказывается несостоятельным
— выходцы из таких семей не признают
авторитета взрослых, кроме грубой силы.
Личко описывает еще
несколько видов воспитания, не являющихся
частями единой классификации: это изложенное
Е. С. Ивановым (1980) воспитание в культе
болезни, эмоциональное отвержение, условия
жестоких взаимоотношений, повышенной
моральной ответственности, противоречивое
воспитание и воспитание вне семьи.
Эмоциональное отвержение.
При этом типе воспитания ребенок
или подросток постоянно
Скрытое эмоциональное
отвержение состоит в том, что
родители, сами себе не признаваясь
в этом, тяготятся сыном или
дочерью, хотя гонят от себя подобную
мысль, возмущаются, если кто-либо укажет
им на это. Родители могут даже внешне
проявлять утрированные знаки внимания,
однако ребенок чувствует недостаток
искреннего эмоционального тепла.
Эмоциональное отвержение
тяжело сказывается на лабильной, сенситивной
и астеноневротической акцентуациях,
усиливая черты этих типов. При сочетании
эмоционального отвержения с гипопротекцией
лабильные подростки ищут эмоциональных
контактов в уличных компаниях — в итоге
на лабильное ядро могут наслоиться черты
неустойчивости.
Условия жестоких взаимоотношений.
Обычно сочетаются с эмоциональным
отвержением. Жестокое отношение может
проявляться как открыто — расправами
над ребенком, так и полным пренебрежением
интересами ребенка, когда он вынужден
рассчитывать только на себя, не надеясь
на поддержку взрослых.
Жестокие отношения
могут существовать в закрытых учебных
заведениях (тирания вожаков), если
работа воспитателей отличается формализмом.
Воспитание в условиях
жестоких взаимоотношений способствует
усилению черт эпилептоидной акцентуации
и развитию этих же черт на основе конформной
акцентуации.
Условия повышенной
моральной ответственности. В этом
случае родители питают большие надежды
в отношении будущего своего ребенка,
нередко рассчитывая, что он воплотит
в жизнь их собственные несбыточные
мечты. В другом случае условия повышенной
моральной ответственности
Личко отмечает, что
большинство подростков обнаруживают
достаточную устойчивость к повышенным
родительским ожиданиям или возложенных
на них трудных обязанностей. Исключение
составляет психастеническая акцентуация,
черты которой заостряются в условиях
повышенной моральной ответственности,
приводя к психопатическому развитию
или неврозу.
Противоречивое воспитание.
В одной семье каждый из родителей,
а тем более бабушки и дедушки
могут придерживаться неодинаковых
воспитательных стилей. Например, может
быть эмоциональное отвержение со стороны
родителей и потворствующая гиперпротекция
со стороны бабушки.
Воспитание вне
семьи. Личко отмечает, что само по себе
воспитание вне семьи может быть полезным
в подростковом возрасте, поскольку жизнь
среди сверстников способствует развитию
самостоятельности, выработке навыков
социальной адаптации.
Отрицательными психогенными
факторами являются, по мнению автора,
недостатки в работе воспитательных
учреждений: сочетание строгого режима,
граничащего с гиперпротекцией,
при формализме в его соблюдении, приводящей
к реальной безнадзорности, влияний наиболее
испорченных в нравственном отношении
подростков, жестоких взаимоотношений
между воспитанниками, а также недостаток
эмоционального тепла со стороны воспитателей.
А. И. Захаров отзывается отрицательно о замене матери «группой воспитывающих лиц» в яслях, детских садах и т. д. (в настоящее время нередко — нанятых частным образом лиц для обслуживания ребенка). По наблюдениям автора, это приводит к невротизации детей.